№ 2-90/2023 (2-1528/2022)
УИД 42RS0001-01-2022-002192-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шандрамайло Ю.Н.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
13 июня 2023 года
гражданское дело по иску Латыповой Светланы Мратуловны, Латыпова Марата Наильевича, Латыпова Наильи Махамеича, Косачевой Юлии Наильевны к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Латыпова С.М., Латыпов М.Н., Латыпов М.Н., Косачева Ю.Н. обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Латыповой С.М. на праве собственности на основании свидетельств о праве на наследство по закону от <дата> на 1/3 доли, от <дата> на 1/6 доли и от <дата> на 1/3. Ранее дом принадлежал дедушке Г, бабушке Я и отцу Я.
В спорном доме зарегистрированы и проживают: Латыпова С.М. с <дата>, Латыпов Н.М. с <дата>, Латыпов М.Н., Косачева (Латыпова) Ю.Н. с рождения. Данный дом фактически является единственным местом жительства истцов, другого жилья не имеют.
Согласно заключению НИИ горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» г. Прокопьевск от <дата> №/з, дом рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Анжерская».
Администрацией Анжеро-Судженского городского округа истцу было отказано во включении их в список граждан, подлежащих переселению, вопрос о включении в список граждан на переселение рекомендовано решать в судебном порядке.
Считает отказ администрации Анжеро-Судженского городского округа во включении его в списки граждан, подлежащих переселению, и лишение его права на получение социальной выплаты на приобретение взамен ветхого, ставшего аварийным в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, незаконным, нарушающим его жилищные права.
Просят суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Латыпову С.М., Латыпова Н.М., Латыпова М.Н., Косачеву Ю.Н. в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ОАО «Шахта Анжерская», предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв. метра на каждого члена семьи, для приобретение жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истцы Латыпова С.М., Латыпов М.Н., Латыпов Н.М., Косачева Ю.Н. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представлены заявления.
Ответчик администрация Анжеро-Судженского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. Представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, кроме того указал на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская». Заключение СФ АО «ВНИМИ» от <дата> №/з, проведенное истцами самостоятельно, администрации АСГО не оспаривает, так как установлено, что дом расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», является ветхим. Техническое состояние жилого дома по <адрес> находится в причинно-следственной связи в результате подземных горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», а также подлежит сносу.
Третье лицо Воронцов С.А., представители третьих лиц Министерство Энергетики РФ, ФГБУ ГУРШ о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседания не явились. ФГБУ «ГУРШ» просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о чем в материалы дела представлено заявление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В силу с ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации: сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
Иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (пп. «а, б» п. 5 Правил».
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (п.6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (п. 8 Правил).
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан) (п. 9 Правил).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более (п. 10 Правил.)
Социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина (п. 11 Правил).
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (абз. 2 п. 13 Правил).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Латыповой С.М. на основании свидетельств о праве на наследство по закону на 1/3 доли от <дата>, на 1/6 доли от <дата>, на 1/3 доли от <дата> (л.д.8-10).
В квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: Латыпова С.М. с <дата>, Латыпов М.Н. с <дата>, Латыпова Н.М. с <дата>, К. (Латыпова) Ю.Н. с рождения, что подтверждается сведениями из домовой книги, паспортными данными и адресными справками истцов (л.д.19-25,47-48, 60, 87).
Брак между Латыповым Н.М. и Я зарегистрирован <дата>, супругам присвоена фамилия Латыповы (л.д.46)
Латыпова Ю.Н., Латыпов М.Н. являются детьми Латыпова Н.М. и Латыповой С.М. (л.д.59).
Из уведомления Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Анжеро-Судженскому городскому округу № следует, что предоставить адресно-справочную информацию в отношении Латыпова М.Н., <дата> года рождения не представляется возможным, в связи с тем, что в электронных учетах отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) с <дата> по <дата> (л.д.26).
Из справки Филиала № БТИ АСГО № от <дата> следует, что Латыповой С.М. принадлежит 1/6 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, рег. №. Сведениями о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного за Латыповым М.Н. филиал не располагает (л.д.32).
Согласно сведениям Филиала № БТИ Латыповой С.М. принадлежит 1/6 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, рег.№. Сведениями о других объектах недвижимости, зарегистрированных за Латыповой С.М. филиал не располагает. Процент износа жилого дома на дату инвентаризации <дата> – 74%. Инвентаризационная стоимость жилого дома на 2022 год – 40792 руб. Сведениями о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного за Латыповым М.Н., Л.О., Латыповым Н.М. не располагает (л.д.45).
Брак между Латыповой Ю.Н. и К.А. зарегистрирован <дата>, супругам присвоена фамилия К. (л.д.61).
Из справки Филиала № БТИ № от <дата> следует, что сведениями о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного за Косачевой Ю.Н., К.А. не располагает (л.д.62).
Латыпов М.Н. и К.А. <дата> зарегистрировали брак, супруге присвоена фамилия Латыпова (л.д.20оборот).
Из выписки из ЕГН следует, что Л.О. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН <дата> (л.д.107).
Из заключения Управления жилищной политики АСГО № от <дата> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д.122).
Из уведомлений следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Латыпова М.Н., Латыпова Н.М., Косачевой Ю.Н. на имевшиеся (имеющиеся) у них в собственности объекты недвижимости; имеются сведения о наличии в собственности Латыповой С.М. 1/3 доли спорного жилого дома, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> (л.д.36-37, 108).
В ответе администрации № от <дата> указано, что на основании заключения СФ АО «ВНИМИ» от <дата> №/з дом по <адрес>, рекомендован к сносу. Согласно представленной информации, регистрация (прописка) по адресу: <адрес>, после ликвидации шахты «Анжерская». Вопрос о включении в список граждан, подлежащих переселению, рекомендовано решать в судебном порядке (л.д. 12).
Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» № от <дата> жилой дом по пер. <адрес>, <дата>, процент износа 65%, отнесен к жилым домам, не подработанным или построенным на ранее подработанной территории (л.д. 35).
Из представленного истцами заключения СФ ОАО «ВНИМИ» №/з от <дата> следует, что физический износ жилого дома по <адрес>, согласно данным технического паспорта БТИ № от <дата> составляет 74%. Жилой дом рекомендован к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», в виду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью, проживающих в них (л.д.13-18).
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от 07.04.1998 года принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2003 ОАО «Шахта "Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003 (л.д. 29-30).
Разрешая заявленные требования о включении истцов в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», и предоставлении им социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из следующего.
С учетом того, что согласно заключению СФ АО «ВНИМИ» №/з от <дата> дом подлежит сносу по условию ведения горных работ, указанное жилое помещение является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилого помещения ни на праве собственности, ни в пользовании, как на 07.04.1998 (момент принятия решения о ликвидации шахты), так и в настоящее время истцы не имеют, кроме того, права на тот момент несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями семейного законодательства производны от прав на жилое помещение родителей, что в совокупности дает право истцам на включение их в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 и получение социальной выплаты.
При этом наличие в собственности супруги истца Латыпова М.Н. 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности его жильем, поскольку указанный дом, заключением межведомственной комиссии от <дата> признан непригодным для проживания.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Латыповой Светланы Мратуловны, Латыпова Марата Наильевича, Латыпова Наильи Махамеича, Косачевой Юлии Наильевны к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Латыпову Светлану Мратуловну, <дата> года рождения, уроженку <адрес> (<...>), Латыпова Марата Наильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес> (<...>), Латыпова Наилья Махамеича, <дата> года рождения, уроженца <адрес> (<...>), Косачеву Юлию Наильевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес> (<...>) зарегистрированных по адресу: <адрес> список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская».
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Латыповой Светлане Мратуловне, Латыпову Марату Наильевичу, Латыпову Наилью Махамеичу, Косачевой Юлии Наильевне социальную выплату из расчета 18 кв. метра на каждого члена семьи из 4 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательном виде принято 20.06.2023.