Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«09» марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи АрсланФИО7,
при секретаре с/з ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ «Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования,
установил:
Заместитель прокурора города старший советник юстиции ФИО3 обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, который был мотивирован тем, что в прокуратуре города рассмотрено обращение председателя Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиева Р.Р. о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.
Установлено, что МБДОУ «Детский сад №» соглашения с медицинскими учреждениями об оказании услуг, связанных с медицинским осмотром работников, не заключались, необходимые на указанные цели денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены, что противоречит действующему законодательству.
Так, необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства сотрудники МБДОУ «Детский сад №» профилактический медицинский осмотр не прошли.
Просит суд с учетом уточнений:
- признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Детский сад №»;
- обязать МБДОУ «Детский сад №» в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования с уточнениями полностью поддерживает. Прокуратурой после обращения в суд была проведена дополнительная проверка и было установлено, что сотрудники МБДОУ «Детский сад №» прошли медосмотр, но за счет личных средств, поскольку в 2022 г. не было финансирования из бюджета Администрации <адрес>, что является нарушением закона. Сотрудникам учреждения эти средства до сих пор не компенсированы, намеревается внести представление в Администрацию <адрес>. Поэтому просит на 2023 г. заложить в бюджет <адрес> и выделить финансовые средства на прохождение медосмотра всеми сотрудниками учреждения. Медосмотры обязаны проходить все сотрудники ежегодно.
Представитель Администрации <адрес> ФИО5 иск не признает, учреждение было обязано за счет собственных средств обеспечить прохождение медосмотра своими сотрудниками, а не ждать выделение этих средств Администрацией <адрес>. На 2023 г. необходимые средства предусмотрены, в подтверждение представила письмо финансового управления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. То, что средства в 2022 <адрес> не были выделены детским учреждениям города в 2022 г., - признает. Не согласна в части требования об обязании детсада в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принятия мер по проведению медицинского осмотра сотрудников, поскольку даже прокурор солидарен с тем, что проведение медосмотра в течение 2 месяцев после получения средств не является правильным.
Представитель МБДОУ «Детский сад №» ФИО6 в судебное заседание не явилась. В своем заявлении исковые требования истца поддержала в полном объеме. Сообщила, что все сотрудники детского сада медосмотры прошли в срок.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее N 273-ФЗ), педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
На основании ст. 220 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 342н к видам деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, относится, в том числе, и педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми.
Исходя из ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
На основании пп. 1, 3 п. 1 ст. 9 N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Председателем Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиевым Р.Р. было направлено обращение в прокуратуру <адрес> о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.
В ответ на обращение прокуратурой <адрес> в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний была проведена соответствующая проверка и установлены нарушения законодательства.
Законодательством Российской Федерации во избежание возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний предусмотрено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Но проведенной прокуратурой дополнительной проверкой было установлено, что сотрудники МБДОУ «Детский сад №» прошли медосмотр, но за счет личных средств, поскольку в 2022 г. не было финансирования из бюджета Администрации <адрес>, что является нарушением закона. Факт невыделения средств в 2022 г. на проведение медосмотра Администрацией ГОсВД «<адрес>» признается ее представителем – ФИО5 Кроме того, к материалам дела приложена копия письма Финансового управления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.08-367/23, направленного Начальнику Правового управления Администрации <адрес> ФИО7 в ответ на его запрос, проведение медицинского осмотра сотрудников образовательных учреждений в бюджете <адрес> на 2023 год предусмотрены средства в сумме 12292,7 рублей, за 2022 год финансирование на вышеуказанные цели не производилось.
Своих собственных средств у МБДОУ «Детский сад №» для прохождения медосмотра, - не имеется.
Учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад №», являющегося некоммерческой организацией, является Администрация ГОсВД «<адрес>», на которой и лежит бремя финансирования и выделения денежных средств учреждениям на прохождение медицинского осмотра их сотрудниками. Таким образом, выделение денежных средств на прохождение сотрудниками учреждения медицинского осмотра является расходным обязательством Администрации ГОсВД «<адрес>» и подчиненных ей органов, возникающим в связи с осуществлением Администрацией полномочий по вопросам местного значения. Имеет место наличие причинно-следственной связи между виновным действием (бездействием) ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>» в виде необеспечения выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра и последствием, выразившемся в непрохождении сотрудниками МБДОУ «Детский сад №» медицинского осмотра за счет средств местного бюджета.
Кроме того, своим виновным бездействием Администрация может создать риск возникновения и распространения заболеваний, ставя под опасность здоровье и жизнь как сотрудников МБДОУ, так и его воспитанников.
Доводы же представителя Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО5 о том, что учреждения обязаны за счет собственных средств обеспечить прохождение медосмотра сотрудниками, - следует признать несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Детский сад №».
По фактам необеспечения выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра, прокуратурой <адрес> были поданы многочисленные иски к Администрации ГОсВД «<адрес>» и детским садам <адрес>, с требованием обязать детсады в 2023 году в течение 2 месяцев после получения денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников. Данное требование прокуратуры <адрес> суд находит необоснованным и нецелесообразным, поскольку в разных детсадах периодические медосмотры запланированы и проводят в разное время (разные периоды), детсады были учреждены не в одно и то же время, имеют годовые учебные планы и графики, а удовлетворение требования привело бы к нарушению относительной автономии муниципальных образовательных учреждений. К тому же, вина МБДОУ «Детский сад №» судом не установлена, сотрудниками учреждения медосмотр был пройден, но за счет личных средств.
В этой связи, суд приходит к выводу в части требования об обязании МБДОУ «Детский сад №» в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников, - отказать.
Учитывая все вышеизложенное, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
По изложенным основаниям и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ «Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Детский сад №».
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Мотивированное решение изготовлено «16» марта 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев