Дело № 1-357/2023
25RS0002-01-2023-006725-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 сентября 2023 года г.Владивосток
Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего судьи Бескровной О.А.,
при секретаре Булгаковой Е.В.,
с участием государственных обвинителей – помощников Приморского транспортного прокурора Перель Е.К., Широбокова И.А.,
защитника – адвоката Назарова А.В.,
подсудимого Александрова А.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в ходе предварительного слушания уголовное дело по обвинению:
Александрова Алексея Владимировича, дата года рождения, уроженца <...>, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, официально трудоустроенного генеральным директором ООО «Эфлот Шиппинг Эдженси», военнообязанного, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,
не задерживавшегося в соответствии со ст.ст.91-92 УПК РФ, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, копию обвинительного заключения получившего дата, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 291 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
во Фрунзенский районный суд г. Владивостока поступило уголовное дело по обвинению Александрова А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.291 УК РФ, при следующих обстоятельствах.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (далее - «Администрация», ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики») действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от дата № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 04.12.2013 № 373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие Администрации морских портов».
Учредителем и собственником имущества Администрации является Российская Федерация.
Согласно ст.6 Перечня морских портов, входящих в соответствующие Администрации морских портов утвержденного приказом Минтранса России от 04.12.2013 № 373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие Администрации морских портов» порт Владивосток входит в администрацию морских портов Приморского края и Восточной Арктики.
ФИО7 с дата на основании приказа заместителя Министра транспорта Российской Федерации - руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта ФИО8 №/к-мрф от дата назначен на должность капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», который, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 81-Ф3 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (далее по тексту- КТМ), Приказом Минтранса России от 17 февраля 2014 г. № 39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта» (далее по тексту - Приказ № 39, Положение о капитане морского порта). Приказом Минтранса России от 26 октября 2017 г. № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (далее по тексту - Приказ № 463), КоАП РФ, «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» № МФ-02-22/5482 утвержденными 18.11.2002.
На основании ч.2 ст.10 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-Ф3 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
В соответствии с ч.1, 2 ст.74 КТМ капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту; капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно ст.76 КТМ на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций: контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве; проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств; контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов; обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта.
В соответствии со ст.78 КТМ распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
Согласно ч.1-4 ст.79 КТМ Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве; в случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и зашиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру; в целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна; порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами. выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно ч.1 ст.80 КТМ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае: непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, а также несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве; нарушения требований, предъявляемых к судовым документам; предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов; неуплаты установленных портовых сборов.
В соответствии со ст.2, 3, 5, 6 раздела I Положения о капитане морского порта капитан морского порта осуществляет возложенные на него Законом о морских портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту; капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), и действует на основании настоящего Положения. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта; руководитель администрации морских портов не вправе вмешиваться в деятельность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта при осуществлении ими функций капитана морского порта; полномочия капитана морского порта распространяются на территорию и акваторию морского порта и на подходы к морскому порту, включая внутренние и внешние рейды, а также на портовые гидротехнические сооружения, морские терминалы морского порта.
Также согласно п.4, 8, 32, 35 ст. 16 раздела III Положения о капитане морского порта капитан морского порта осуществляет регулирование захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта; осуществляет выдачу судам разрешений на выход из морского порта; налагает административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту: рассматривает дела об административных правонарушениях.
Согласно ст.18, 20 раздела III Положения о капитане морского порта: акты капитана морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, КТМ, Закону о морских портах, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации; распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в морском порту судов, организаций и граждан.
В соответствии с п.3 ст.21 раздела IV Положения о капитане морского порта при осуществлении своих функций капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае: непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде; нарушения требований, предъявляемых к судовым документам; предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов: неуплаты установленных портовых сборов.
Приказом Министерства транспорта РФ от 26 октября 2017 г. № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РоссийскойФедерации и на подходах к ним» регламентированы Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила).
Согласно ст.63 раздела III Общих правил при выявлении непригодности судна к плаванию, нарушения требований, предъявляемых к судовым документам, загрузке, снабжению и комплектованию экипажа судна, или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, капитан морского порта оформляет извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указываются недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, со ссылками на применимые нормативные документы.
Информация об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта вносится капитаном морского порта в ИСГПК (информационная система государственного портового контроля) с указанием причин отказа.
В соответствии с п.1.5, 2.1, 2.5, 4.1, 4.4 «Рекомендаций по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» № МФ-02-22/5482, утвержденных дата руководителем департамента безопасности мореплавания государственной службы морского флота Минтранса России С.М.И. в соответствии с требованием ст,ст. 79 и 80 КТМ РФ государственный портовый контроль осуществляется в формах осмотра судна, контрольного осмотра судна и получения разрешения на выход судна из порта; осмотр судна осуществляется в соответствии с требованием ст.79 п.2 КТМ РФ, осмотр судна осуществляется путем проверки судовых документов и журналов, опросов экипажа, проведения учебных тревог, проверки судового оборудования и механизмов в работе, и не должен приводить к необоснованным задержкам выхода судна из порта; по результатам осмотра составляется акт осмотра судна по форме А, в случае обнаружения недостатков дополнительно составляется акт осмотра судна по форме Б, информация о недостатках и принимаемых мерах заносится в акт осмотра судна по форме Б с использованием кодовой системы, отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б; в соответствии с требованием ст. 80 КТМ РФ капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта, отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта является крайней мерой и должен быть обоснован, основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта являются недостатки, выявленные в ходе проведения осмотра судна, препятствующие выходу судна из порта, решение об отказе в выходе судна из порта принимается капитаном порта на основании выявленных недостатков лицом ИГПК; в случае отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, повторное оформление разрешения на выход судна из порта осуществляется после устранения причин, вызвавших отказ в выходе судна из порта и контрольного осмотра судна, отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б.
Кроме того, с дата ФИО9 на основании приказа начальника финансово-экономической службы ФГУ «АМП Приморского края» ФИО10 №-лс от дата и трудового договора № от дата назначен на должность главного государственного инспектора по контролю за иностранными судами центральной инспекции государственного портового контроля, сектор контроля судов государства порта и российских судов Федерального государственного учреждения «Администрации морских портов Приморского края», а в последствии, на основании соглашения № от дата руководителя ФГБУ «АМП <адрес> и Восточной Арктики» ФИО11 к вышеуказанному трудовому договору наименование должности ФИО9 изменено на главного государственного инспектора группы по проведению осмотров судов инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики».
В соответствии с п.4.2, 4.7, 4.10, 4.12, 4.16, 4.18 раздела 4 и п.5.3 раздела 5 должностной инструкции старшего государственного инспектора группы по проведению осмотров судов инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» утвержденной Руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» ФИО11 дата ФИО9 обязан и вправе: исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; по решению капитана морского порта задержать судно при обнаружении замечаний и несоответствия Российским требованиям и международным конвенциям в области безопасности мореплавания, охране окружающей среды, нарушении правил погрузки, выгрузки и перевозки грузов морем; по поручению капитана морского порта производить осмотр российских и иностранных судов; выявлять составы дел об административных правонарушениях, формировать дела об административных правонарушениях (протокол, постановление, материалы, обосновывающие состав по делу об административном правонарушении) в соответствии с требованиями КоАП РФ; выполнят распоряжения и поручения капитана морского порта Владивосток, поручения начальника инспекции; соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и локальные акты ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» по противодействию коррупции, а также не допускать конфликт интересов при выполнении должностных обязанностей главного государственного инспектора; с разрешения капитана морского порта отказывать в выдаче разрешения на выход судна из порта, осуществлять задержание судна в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе с учетом ст.80, 81 Кодекса торгового мореплавания.
Также в соответствии со ст.3 раздела I Положения о капитане морского порта при осмотре судов сотрудники инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», фактически выполняют функции капитана морского порта.
Таким образом, ФИО7 занимая должность капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», ФИО9, занимая вышеуказанные должности, являлись должностными лицами, постоянно осуществляющими функции представителя власти, выполняющими организационно-распорядительные функции по совершению действий и принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия в государственном учреждении.
Судно «Вячеслав Анисимов» ИМО 9004463, судовладельцем которого является общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания АЗИА» ИНН 2540195189 (далее - ООО «СК АЗИА»), дата прибыло в порт Владивосток и убыло из порта Владивосток дата.
В соответствии с агентским соглашением № от дата заключенном между ООО «Эфлот Шиппинг Эдженси». как «агентом» в лице генерального директора Александрова А.В., и ООО «СК АЗИА», как «оператором» в лице ФИО12, «оператор» назначает, а «агент» принимает на себя обязательства быть представителем «оператора» в портах Дальнего Востока, совершать по поручению «оператора» юридические и иные действия, в том числе «агент» обязан осуществлять оформление прихода и отхода судов «оператора» иммиграционными, таможенными и санитарнокарантинными властями, а также Портнадзором.
дата в ходе инспектирования судна «Вячеслав Анисимов» главным государственным инспектором группы по проведению осмотров судов инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» ФИО9 и главным государственным инспектором службы капитана морского порта Владивосток инспекции государственного портового контроля группы по проведению осмотров судов ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» ФИО13 было выявлено 6 (шесть) замечаний, которые были внесены ими в акт формы «Б» осмотра судна «Вячеслав Анисимов» от дата, в том числе: электромоторы топливоперекачиваюших насосов не обеспечены заземлением; сопротивление изоляции 220 вольт - низкое; сальниковое уплотнение ТПН в сепараторной в неудовлетворительном состоянии (протечки); не горит ходовой огонь левого борта, которые подпадали под код 17, свидетельствующий о том, что выявленный недостаток должен быть устранен на судне до выхода из порта, то есть после выставления кода 17 в последствии должен быть вновь приглашен инспектор службы капитана порта для проверки устранения выявленного недостатка.
О выявленных 6 (шести) замечаниях, в том числе 4 (четырех) подпадающих под код 17 в ходе проведения осмотра судна, как агенту, стало известно Александрову А.В.
Так, дата в период времени с 09 часов 00 минут до 11 часов 28 минут Александров А.В., находясь на территории г.Владивостока Приморского края, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, заключающейся в получении оплаты за выполненную работу по агентированию судна «Вячеслав Анисимов», имея возникший у него в вышеуказанный период времени умысел на дачу взятки должностному лицу в значительном размере за совершение заведомо незаконных действий, выраженных во внесении в акт формы «Б» осмотра судна «Вячеслав Анисимов» отметки об устранении выявленных замечаний с кодом 17, без фактического их устранения на момент осмотра судна и составления акта дата, осознавая общественную опасность, противоправность и фактический характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде совершения должностным лицом главным государственным инспектором группы по проведению осмотров судов инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» ФИО9 незаконных действий и, желая этого, достиг посредством разговоров и переписки в интернет мессенджере «ватсап» с последним договоренности о выполнении ФИО9 вышеуказанных заведомо незаконных действий в его пользу и интересах ООО «Эфлот Шиппинг Эдженси» за дачу тому взятки в сумме 40 000 рублей, то есть в значительном размере, при этом условившись, что денежные средства будут переданы в последствии при встрече.
В свою очередь ФИО9, выполняя достигнутую с Александровым А.В. договоренность о получении от последнего взятки в значительном размере за вышеуказанные заведомо незаконные действия, сообщил ФИО13, заполнявшему акт формы «Б» осмотра судна «Вячеслав Анисимов», о том, что им удостоверен факт устранения выявленных замечаний, соответствующих коду 17, в связи с чем ФИО13, неосведомленный о преступных намерениях и действиях ФИО9, в том числе о том, что выявленные замечания на момент заполнения акта осмотра судна от дата не устранены, внес в акт формы «Б» осмотра судна «Вячеслав Анисимов» отметку об устранении замечаний, соответствующих коду 17. В указанный акт поставили свои подписи ФИО9 и ФИО13, после чего экземпляр указанного акта осмотра судна от дата был передан капитану судна «Вячеслав Анисимов».
В свою очередь Александров А.В., согласно имеющейся со ФИО9 договоренности, продолжая реализовывать свой преступный умысел на дачу взятки должностному лицу - ФИО9 за совершение вышеуказанных незаконных действий дата в период времени с 11 часов 35 минут до 12 часов 00 минут, находясь около шлагбаума на прилегающей территории к зданию Морского вокзала по адресу: <адрес>, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, заключающейся в получении оплаты за выполненную работу по агентированию судна «Вячеслав Анисимов», осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде совершения в его интересах должностным лицом - главным государственным инспектором группы по проведению осмотров судов инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» ФИО9 действий коррупционного характера, формирующих в сознании граждан представление о возможности получения взяток должностными лицами указанной организации и удовлетворения их личных потребностей и интересов путем использования должностного положения, нарушения нормальной деятельности организации и порядка проведения осмотра судов, подрыва их авторитета, и желая их наступления, лично дал взятку в виде денег в сумме 40 000 рублей, то есть в значительном размере, согласно примечания 1 к ст.290 УК РФ, ФИО9 за совершение последним заведомо незаконных действий в виде внесения в акт формы «Б» осмотра судна «Вячеслав Анисимов» отметки об устранении выявленных замечаний с кодом 17, без фактического их устранения на момент осмотра судна и составления указанного акта дата, которая была внесена неосведомленным о преступных действиях ФИО9 ФИО13, которому ФИО9 сообщил об удостоверении им факта устранения выявленных замечаний.
Действия ФИО2 органами предварительного расследования квалифицированы по ч.3 ст.291 УК РФ – дача взятки в виде денег в значительном размере должностному лицу лично, за совершение заведомо незаконных действий.
При ознакомлении с материалами уголовного дела и выполнении требований ст.217 УПК РФ обвиняемым заявлено ходатайство о проведении предварительного слушания.
В судебном заседании обвиняемый и защитник ходатайствовали о прекращении уголовного дела по примечанию к ст.291 УК РФ, поскольку Александров А.В. явился в правоохранительный орган и добровольно сообщил о совершенном им преступлении. Решение о возбуждении уголовного дела принято после получения явки с повинной. В дальнейшем Александров А.В. добровольно способствовал раскрытию и расследованию преступления, давая подробные и последовательные показания, сообщив все известные ему факты и обстоятельства совершения преступления. Явка с повинной и активное способствование учтены в обвинительном заключении, как обстоятельства, смягчающие наказание в соответствии со ст.61 УК РФ.
Кроме того, обвиняемый Александров А.В. пояснил, что о наличии у правоохранительных органов сведений о его причастности к даче взятки ему известно не было. Его об этом ни кто не уведомлял. Повесток и телефонограмм о явке он не получал, с его участием, а также в его жилище проверочные мероприятия и следственные действия не проводились. Явился к следователю дата. К следователю его не вызывали, он явился самостоятельно и добровольно.
Прокурор не возражал против прекращения дела по указанным обстоятельствам.
Выслушав пояснения сторон, исследовав частично материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст.75 УК РФ и ч.2 ст.28 УПК РФ уголовное преследование лица, совершившего преступление, не относящееся к категории небольшой и средней тяжести, может быть прекращено судом в связи с деятельным раскаянием только в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с примечанием к ст.291 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки.
Таким образом, к числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст.291 УК РФ, относятся добровольное сообщение лица о совершенном преступлении и активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.
При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (в редакции от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель, при этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления. Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки, и др.
По смыслу закона добровольность сообщения о преступлении имеет место в случаях, когда правоохранительным органам неизвестно об имевшем место преступлении, либо когда известно о совершенном преступлении, но неизвестно лицо, его совершившее, либо известно и о факте преступления, и о лице его совершившем, но лицу, совершившему преступление, неизвестно о наличии у органов следствия информации о его причастности к преступлению, и оно об этом ставит в известность правоохранительные органы. В противном случае, когда правоохранительным органам известны факт преступления, лицо, его совершившее, и само лицо знает о наличии у органа предварительного расследования данной информации, но, тем не менее, оно сообщает о своей причастности к преступлению, добровольность в действиях указанного лица отсутствует, а явку в правоохранительные органы с сообщением о преступлении следует трактовать как вынужденное подтверждение своей причастности к преступлению. При этом добровольность также отсутствует, когда лицо знает об осведомленности правоохранительных органов о его причастности к преступлению, но у него нет достоверной и точной информации, какие улики имеются против него.
Согласно материалам дела, Александров А.В. выполнил условия, предусмотренные указанным примечанием.
Как установлено в судебном заседании, дата в 14:10 часов Александров А.В. обратился в орган предварительного расследования, где добровольно написал явку с повинной о совершенном им преступлении – даче взятки должностному лицу главному государственному инспектору группы по проведению осмотров судов инспекции государственного контроля службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» (т.1, л.д.6-7).
В порядке ст.91 УПК РФ Александров А.В. не задерживался.
дата в 15:30 часов в отношении Александрова А.В. возбуждено уголовное дело № по ч.3 ст.291 УК РФ (т.1, л.д.1-2). Поводом к возбуждению уголовного дела послужила явка с повинной Александрова А.В., о чем указано в постановлении о возбуждении дела.
На протяжении всего предварительного следствия Александров А.В. признавал свою вину, сотрудничал со следствием, давал подробные показания о своей роли в совершении преступления и роли иных лиц (т.3, л.д.43-47).
Явка с повинной, а также активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признаны органом предварительного расследования и прокурором в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, о чем прямо указано в обвинительном заключении.
Оснований, для не признания явки с повинной таковой у суда не имеется. Сведений о том, что явка с повинной Александровым А.В. дана вынужденно, суду не представлено и судом не установлено, данных, свидетельствующих о том, что Александров А.В. знал об осведомленности правоохранительных органов о его причастности к данному преступлению, не имеется. Мотивы, которыми руководствовался Александров А.В. при даче явки с повинной значения в вопросе признания явки с повинной надлежащей, не имеют.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Александров А.В. добровольно сообщил органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, о совершенном им преступлении, а также активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, что выразилось в том, что он подробно рассказал о своих преступных действиях, преступных действиях иного лица, в результате чего полно и объективно были установлены обстоятельства произошедшего.
При этом Александров А.В. ранее не судим, имеет на иждивении малолетнего ребенка, вину признал полностью, в содеянном раскаивается.
Кроме того, обвиняемый Александров А.В. согласен с прекращением в отношении него уголовного дела в связи с деятельным раскаянием. Судом установлено, что данное согласие обвиняемого является добровольным и осознанным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для применения в отношении Александрова А.В. примечания к ст.291 УК РФ, и уголовное дело на основании ч.2 ст.28 УПК РФ, ч.2 ст.75 УК РФ подлежит прекращению, в связи с деятельным раскаянием, что будет полностью соответствовать задачам правосудия и охраняемые законом интересы общества и государства от прекращения уголовного дела не пострадают.
Вопрос о вещественных доказательствах надлежит решить в соответствии с требованиями ст.81 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.28, 236, 239 УПК РФ, ст.75 УК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Александрова Алексея Владимировича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.291 УК РФ, на основании ч.2 ст.75 УК РФ, ч.2 ст.28 УПК РФ и примечания к ст.291 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием.
Меру пресечения в виде запрета определенных действий, оставить прежней, до вступления постановления в законную силу, после чего отменить.
Вещественные доказательства по делу: мобильный телефон марки IPhone 7 номер модели №/А серийный номер № хранящийся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по адресу: <адрес>, изъятый у свидетеля ФИО14 согласно протокола выемки от дата; CD-R диск серого цвета с зелеными полосами и текстом: «UMNIK», «CD-R», на котором имеется рукописная надпись «4/516 от 20.12.2022», поступивший с результатами ОРД из УФСБ России по ПК и DVD RW диск белого цвета без каких-либо надписей, поступивший с результатами ОРД из ВЛУ МВД России по ПК – решить судьбу при вынесении итогового решения в отношении ФИО9 по уголовному делу №; CD-R диск серого цвета с зелеными полосами и текстом: «UМNIК», на котором имеется рукописная надпись «4/516 от 20.12.2022» - хранить в материалах уголовного дела.
Арест, наложенный постановлением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от дата на имущество Александрова А.А. – жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, стоимостью 3640829,62 рублей, сохранить до вступления постановления в законную силу, после чего отменить
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 15 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий судья О.А.Бескровная
КОПИЯ ВЕРНА
Судья О.А. Бескровная
Секретарь Е.В. Булгакова