Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2024 (2-1429/2023;) ~ М-357/2023 от 07.02.2023

Дело -----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата г.     адрес

Ленинский районный суд адрес Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Заливиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Никитиной Е.И.,

с участием представителя ответчика Яровкиной ФИО9.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова ФИО10, Филипповой ФИО11 к НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести установку и ремонт сантехнического, электротехнического и ремонт противопожарного оборудования,

установил:

Попов ФИО12., окончательно уточнив свои требования и основания иска дата, обратился в суд с иском к НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести установку и ремонт сантехнического, электротехнического и ремонт противопожарного оборудования, а именно, произвести в адрес адрес: на 1 этаже: замену 6 унитазов, 4 душевых с кранами, 8 умывальников с кранами и ванной с краном; на 2-5 этажах: замену 8 унитазов, 8 умывальников с кранами; на 4-5 этажах: замену линий электропроводки, устройств защитного отключения электроснабжения и установку светильников; на 1-5 этажах: ремонт пожарного водопровода, установку пожарных рукавов, ручных пожарных стволов, пожарных запорных клапанов по 2 штуки на каждом этаже (всего 10 шт.) и установку указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения.

В обоснование исковых требований истец указал, что является собственником комнаты ----- в адрес адрес. В настоящее время НО «Республиканский фонд капитального ремонта» осуществляет капитальный ремонт систем водоснабжения, водоотведения, тепло и электроснабжения в его многоквартирном жилом доме. При этом, в проектно-сметную документацию внесены изменения, нарушающие его права и законные интересы остальных собственников жилых помещений вышеуказанного дома, а именно: из документации удалены: замена унитазов, раковин, душевых и ванной, а также краны и смесители, являющиеся общедомовым имуществом и подлежащие замене при капитальном ремонте. Управляющей организацией дома является ------», которое в интересах собственников жилых помещений многоквартирного дома, обратилось с письмом в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства адрес и НО «Республиканский фонд капитального ремонта» с требованием о внесении изменений в проектно-сметную документацию по капитальному ремонту дома, а именно: замена унитазов, раковин, кранов и смесителей, душевых и ванной. Однако, в удовлетворении заявлений было отказано. Кроме того, при проведении капитального ремонта подрядная организация произвела замену электропроводки на 1-3 этажах, а на 4 и 5 этаже отказывается производить замену электрической проводки и светильников, а также отказывается производить ремонт пожарного водопровода, установку пожарных рукавов, ручных пожарных стволов, пожарных запорных клапанов по 2 штуки на каждом этаже (всего 10 шт.) и установку указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, в то время как указанные работы включены в ремонт системы холодного водоснабжения. Между тем, спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, туалеты, умывальни. Душевые комнаты расположены только на первом этаже. Жилые комнаты принадлежат жильцам на праве собственности, туалеты, ванная и душевые используются собственниками комнат на данном этаже совместно. Таким образом, жилые комнаты не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным положениями ст.16 ЖК РФ, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Отсутствуют доказательства в подтверждение того, что приобретенные жильцами в частную собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемом им частью 3 ст.16 ЖК РФ, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами. Следовательно, спорный дом является жилым домом коридорного типа с расположенными на этажах общими для всех жителей коридорами, туалетами, душевыми. Находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, туалеты, душевые не являются частью коммунальной квартиры в смысле, придаваемом ч.1 ст.41 ЖК РФ.

Определением суда от дата к участию по делу в качестве соистца привлечена Филиппова ФИО13

Истец Попов ФИО14 и его представитель, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, письменным заявлением просили дело рассмотреть без их участия.

Истец Филиппова ФИО15., извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителя на судебное заседание не обеспечила.

Представитель ответчика Яровкина ФИО16 просила в удовлетворении иска отказать по изложенным в письменном отзыве основаниям и вновь привела их суду, которые сводятся к тому, что у НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» отсутствует обязанность производить установку и ремонт оборудования, которое является общим имуществом собственников комнат соответствующих секций, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома. В проектную документацию указанные истцом виды работ никогда не включались.

Остальные участвующие по делу лица, третьи лица ------», ------», Контрольно-счетная палата адрес, Государственная жилищная инспекция адрес, БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития адрес, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства адрес, Администрация Чебоксарского муниципального округа, Управление Роспотребнадзора по адрес, ГУ МЧС России по адрес, извещенные о месте и времени, на судебное заседание не явились.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от дата N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым введен в действие раздел IX, регулирующий порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, далее - Жилищный кодекс) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения за это соответствующей платы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Согласно статьям 158, 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном адрес Чувашской Республики: Попов ФИО17 – комната 412, Филиппова ФИО18. – комната 103.

Вышеуказанный дом включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории адрес года, утвержденную Постановлением Кабинета министров адрес от дата -----, в том числе в 2023 г.: ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы теплоснабжения (при наличии централизованной системы теплоснабжения), ремонт системы электроснабжения, ремонт системы водоотведения.

В соответствии со ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1).

Услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1.1).

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2).

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 3).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4).

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в ст.180 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2912.2004 №189-ФЗ «О введении действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены квартиры, части квартиры и комнаты.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В силу ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Следовательно, в общую площадь жилого помещения входит все, что образует непосредственно объект жилищных прав, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Как следует из п.2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (п.3).

В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре (п.4).

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п.5).

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6).

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п.7).

Из представленных БУ «Чуваштехинвентаризация» технических паспортов на пятиэтажное кирпичное здание – жилой адрес адрес – поэтажных планов и экспликаций к поэтажным планам следует, что комнаты истцов расположены на первом и четвертом этажах здания. На первом этаже имеется 22 жилые комнаты, на четвертом этаже – 32 жилые комнаты, а также коридоры, умывальные, душевые, туалеты, кухни, санузлы, лестничные клетки, электрощитовые, обозначенные как вспомогательные помещения, входящие в состав жилой площади. При этом, имеющиеся коридоры обеспечивают непосредственный доступ собственников (нанимателей) комнат к местам вспомогательного использования (кухням и санузлам и др.).

Согласно поэтажным планам и экспликации данные этажи имеют признаки структурно обособленного помещения в многоквартирном доме. Размещенные на этажах туалеты, предназначены для использования в конкретных секциях жилых комнат, равно как кухни и умывальники, каждая из которых представляет собой по сути коммунальную квартиру.

Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, где собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования; несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором; обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, законодательством также установлен различный порядок расчета размера коммунальных платежей в зависимости от вида жилого помещения.

Как следует из положений п. 2 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

В общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), расчет производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (пункт 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, а для общежитий квартирного типа действует порядок, установленный для обычных жилых помещений (пункт 52 Правил -----).

Таким образом, в силу ч.1 ст.41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 ЖК РФ).

Как следует из разъяснений, изложенных в абз.12 раздела III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата), если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что жилое помещение и места общего пользования составляют неделимую вещь, в связи с чем, использование жилого помещения без мест общего пользования, размер которых обеспечивает возможность использования жилого помещения по назначению, невозможен.

Следовательно, собственнику жилого помещения принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном здании, используемые для обслуживания более одной комнаты (общее имущество), доля в праве на которое пропорциональна размеру общей площади указанных комнат.

Неоформление в данном случае указанных долей в регистрирующем органе, не свидетельствует об отсутствии такого права.

Истцами не оспаривалось, что указанные помещения вспомогательного назначения используются жителями дома, а доказательств о том, что вспомогательные помещения к жилым не относятся и могут быть использованы неограниченным кругом лиц, материалы дела не содержат.

Таким образом, в данном случае, туалеты, умывальни, душевые, коридоры с находящимися в ним сантехническим и электрооборудованием являются общим имуществом собственников комнат соответствующих секций, которые несут бремя содержания имущества (замена унитазов, душевых с кранами, умывальников с кранами и ванной с краном; линий электропроводки, устройств защитного отключения электроснабжения и установку светильников и т.п.).

Тем самым, у ответчика отсутствует обязанность производить капитальный ремонт сантехнического и электрооборудования в помещениях, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.

В обоснование своих исковых требований, истцы ссылаются на Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств предусмотренных Федеральным законом от дата №186-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». При этом, как следует из п.п.1.1.3, 1.2.4 указанных Методических рекомендаций общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются части многоквартирного дома, имеющие вспомогательное, обеспечивающее значение и являющиеся объектами общей собственности. Примерный перечень частей многоквартирного дома, которые потенциально могут входить в состав общего имущества, определен в частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Перечень объектов в составе общего имущества, уточненный постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 491 в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме). Для отнесения того или иного помещения к общему имуществу (к помещениям общего пользования) важно учитывать критерии, установленные для таких помещений: а) они не должны являться частями квартир; б) они предназначаются для обслуживания более одного помещения в доме.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- определен перечень услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальном ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в ч.1 ст. 166 ЖК РФ. Однако, указанное постановление действует лишь с дата.

Между тем, договор ------ПР, согласно которого были выполнены работы по оценке технического состояния вышеуказанного МКД, а также разработана проектная документация, был заключен между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ------ (подрядчик) дата.

В последующем, проектная документация была передана подрядной организации - ------ для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу: адрес в рамках договора от дата на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Из содержания указанного договора следует, что ------ обязалось выполнить работы по договору:

- ремонт системы теплоснабжения, замена узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии – до дата;

- ремонт системы холодного водоснабжения, системы электроснабжения, системы канализации и водоотведения, системы горячего водоснабжения, замена узлов управления и регулирования потребления горячего водоснабжения – до дата.

дата приемочной комиссией в составе представителей заказчика - НО «Фонд капремонта», подрядчика - ------», органа местного самоуправления – администрации Чебоксарского муниципального округа адрес, технического надзора – ------», уполномоченных собственниками помещений МКД, одним из которых являлась истец Филиппова ФИО19., подписаны Акты приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом МКД – признаны выполненными работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения, замены узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии, а также по капитальному ремонту системы канализации и водоотведения, системы холодного водоснабжения. Замечаний при подписании актов не указано.

Аналогичный акт составлен дата о признании выполненными работ по капитальному ремонту системы электроснабжения. Замечаний также не отмечено.

Между тем, истец, указывая на отказ подрядчика произвести замену электрической проводки и светильников на 4 и 5 этаже, не указал, где именно не произведена такая замена, а в случае, если указанные работы не выполнены в помещениях, являющимся общим имуществом, не представил каких-либо доказательств нарушений своих прав в указанной части.

При этом, в части требований истца о ремонте пожарного водопровода, установке пожарных рукавов, ручных пожарных стволов, пожарных запорных клапанов по 2 штуки на каждом этаже (всего 10 шт.) и установке указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, последним не представлено доказательств о необходимости проведения таких работ в рамках программы капремонта.

Кроме того, в соответствии с п.27 Минимального перечня работ и услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 290, работы по обеспечению требований пожарной безопасности, включая осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противопожарной защиты (далее- объекты противопожарной безопасности) относятся к работам и услугам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1.1 ст.161 ЖК РФ и п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 491, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области пожарной безопасности и должно обеспечивать соблюдение требований к безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. В соответствии с п.п. «е» п.11 Правил содержания общего имущества работы по обеспечению мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности относятся к самостоятельному виду работ, отдельно от работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества, которые предусмотрены п.п. «з» п.11 правил содержания общего имущества. Соответственно планирование таких работ должно осуществляться вне зависимости от планирования работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а объемы таких работ должны определяться в каждом многоквартирном доме в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, на что указывает положение первого абзаца п.11 Правил содержания общего имущества.

В соответствии с п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме с учетом требований, установлены Правилами содержания общего имущества. Порядок включения работ, услуг в перечень работ, услуг, необходимых к выполнению управляющей организацией в многоквартирном доме установлен в пунктах 5-8 Правил управления многоквартирными домами.

Исходя из вышеизложенного, управляющая организация, заключившая договор управления, обязана выполнять работы по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирном доме, поскольку такие работы включены Правительством Российской Федерации в Минимальный перечень работ, услуг. Источником финансирования таких работ должна стать плата за содержание жилого помещения.

При этом, частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3); утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (пункт 4); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

Таким образом, действующее правовое регулирование исходит из того, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является частным делом собственников помещений в таком доме, его своевременное проведение отвечает интересам неопределенного круга лиц, обеспечивая, в частности, безопасность эксплуатации здания. С этим связаны нормы о государственной поддержке проведения капитального ремонта, обязательные требования к порядку разработки и к содержанию региональных программ капитального ремонта (ст.168 ЖК РФ), а также нормы ст.189 Кодекса о порядке принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно части 1 ст.170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, и иные перечисленные в этой статье платежи образуют фонд капитального ремонта, средства которого согласно части 1 ст.174 Кодекса могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации и на иные указанные в этой статье цели, связанные с организацией ремонта.

На основании ст.167 ЖК РФ, Постановлением Кабинета Министров адрес от дата ----- создана некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с целью осуществления деятельности, направленной на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес.

Согласно п.3 ч.1 ст.180 ЖК РФ к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В силу ч.1 ст.190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Приведенные положения закона не позволяют признать, что региональный оператор в рамках осуществления своей уставной деятельности оказывает какие-либо возмездные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме; его основной задачей, помимо аккумулирования в предусмотренных законом случаях средств фонда капитального ремонта, является лишь обеспечение целевого использования этих средств, в том числе в рамках выполнения функций заказчика.

Таким образом, Фонд не является надлежащим ответчиком в рамках требований о ненадлежащем исполнении подрядчиком условий договора на проведение капитального ремонта, если он имел место быть (в части замены систем электроснабжения не на всех этажах), а также требований о возложении обязанности провести какие-либо работы.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░20, ░░░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-90/2024 (2-1429/2023;) ~ М-357/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Леонид Анатольевич
Филиппова Мария Юрьевна
Ответчики
НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Другие
БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии
ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Шетяев Максим Васильевич
Яровкина Людмила Геннадьевна
Государственная жилищная инспекция ЧР
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии
ООО "Аквастрой"
ООО "УЮТ"
Контрольно-счетная палата ЧР
Администрация Чебоксарского муниципального округа ЧР
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Заливина Надежда Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--chv.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация административного искового заявления
07.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Рассмотрение дела начато с начала
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее