мировой судья Лысенко К.А.
Дело № 11-62/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре судебного заседания – Шереужевой А.Х.,
с участием представителя истца ФИО7, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка № Нахимовского судебного района <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по иску Государственного унитарного предприятия <адрес> «Севтеплоэнерго» к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное унитарное предприятие Севастополя «Управляющая компания <адрес>», о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги за отопление и пени
установил:
ГУПС «Севтеплоэнерго» обратилось в суд с иском к ответчику - ФИО1, в котором просит суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 37 429,45 рублей, пеню за неисполнение обязательств по оплате коммунальной услуги за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 3 487,02 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере - 1 427,49 рублей.
В обоснование требований указано, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополя, <адрес>. Многоквартирный дом по указанному адресу подключен к системе централизованного теплоснабжения ГУПС «Севтеплоэнерго». Истец предоставлял жильцам дома по адресу: г.Севастополь, <адрес>, услуги по отоплению, в том числе и ответчику. В то же время ответчик не выполнил обязанность, предусмотренную действующим законодательством, по ежемесячной оплате поставляемой коммунальной услуге. Ответчик до настоящего времени не произвел оплату за оказанные услуги по теплоснабжению в полном объёме, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность в размере - 37 429,45 рублей. В связи с неисполнением обязательств по оплате коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с требованиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, ответчику начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере-3 487,02 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № Нахимовского судебного района <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования государственного унитарного предприятия <адрес> «Севтеплоэнерго» - удовлетворены.
Мировой судья взыскал с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, в пользу Государственного унитарного предприятия <адрес> «Севтеплоэнерго» задолженность по оплате коммунальной услуги за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 37 429,45 рублей, пеню за неисполнение обязательств по оплате коммунальной услуги за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 3 487,02 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере - 1 427,49 рублей, а всего - 42 343,96 рублей
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и вынести новое, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что решение постановлено с грубым нарушением норм материального и процессуального права, т.к. суд не выяснил фактические обстоятельства дела, имеющих важное значение для вынесения законного и обоснованного решения. Суд не применил Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ РФ в части ст. 12 о действии документов, выданных государственными и иными органами ФИО3 и иными органами г. Севастополя. Ошибочно применил Порядок отключения отдельных жилых домов от систем ЦО и ГВС, утвержденных Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и, начавших действовать ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент законного отключения эта редакция не действовала. Также ошибочно применил и не применил ряд положений.
Суд не изучил обстоятельства обращений ответчика в теплоснабжающие организации з все периоды, несмотря на представленные доказательства таких обращений необоснованно возложив ответственность за отсутствие результирующего акта об отключении от систем централизованного отопления
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, и вынести новое, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
Представитель ГУПС «Севтеплоэнерго» в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодека РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>, что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении дела.
Многоквартирный <адрес> в г.Севастополе подключен к системе централизованного теплоснабжения ГУПС «Севтеплоэнерго», которое с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставляло жильцам <адрес> в г.Севастополе услуги по отоплению, в том числе ответчику — ФИО1, которая с ДД.ММ.ГГГГ не выполняет обязанности по оплате коммунальной услуги за отопление.
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На основании ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Департаментом городского хозяйства <адрес> в приказах от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД и Управлением по тарифам <адрес> в приказе от ДД.ММ.ГГГГ №-УГ установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2020-2023 года.
Исходя из положений ст.210 ГК РФ, ч.3. ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Исходя из положений п.1 ст.548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании статьи 426 ГК РФ, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
На основании ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п.1 ст.330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ч. 9.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с ч.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно представленному ГУПС «Севтеплоэнерго» расчёту, задолженность ответчика по оплате коммунальной услуги за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет - 37 429,45 рублей, пени за неисполнение обязательств по оплате коммунальной услуги за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет в размере - 3 487,02 рублей.
Представленный истцом расчёт задолженности по оплате коммунальной услуги за потребленную тепловую энергию и пени за неисполнение обязательств по оплате коммунальной услуги суд признаёт арифметически правильным и обоснованным, так как произведен истцом в соответствии с установленными тарифами в соответствующие периоды времени, расчёт пени соответствует требованиям ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, ответчиком не опровергнут, контрасчёт не представлен.
Ссылки представителя апеллянта на то что, что в 2007 году было оформлено разрешение на отключение от системы центрального отопления не может быть принято судом во внимание. Согласно представленным в материалы дела представителем ФИО1 обращениям, ответчик ФИО1 в 2007 году обращалась в Севастопольскую ТЭЦ с заявлениями о даче разрешения на выдачу технических условий и на отключение квартиры, принадлежащей ответчику, от системы горячего водоснабжения и отопления. Ответчиком были получены технические условия на отключение от сетей центрального отопления и горячего водоснабжения, разработан рабочий проект.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из ч. 6 ст. 26 ЖК РФ следует, что только предусмотренный ч. 5 ст.26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, потребитель не вправе, в том числе, самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, в их совокупности и взаимосвязи следует, что любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов и иных обогревательных элементов жилого помещения, а также монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, поскольку в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации подобные действия определяются как переустройство.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (часть 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, признавая не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй пункта 40 Правил №, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение не допускает возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установил неправомерность возложения обязанности вносить плату за фактически не используемую для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения на собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, исходя из указанных норм права и приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, равно как и при оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором газового отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась и не предоставляется.
Аналогичный запрет был установлен и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> законодательными и иными нормативными правовыми актами ФИО3.
В силу ст. 100 ЖК ФИО3 переоборудование квартиры допускалось исключительно с согласия исполнительного комитета местного совета.
Согласно Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением ФИО3 N 630 от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правил) потребители вправе отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, однако исключительно с соблюдением порядка, утвержденного центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно- коммунального хозяйства.
Самовольное отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения запрещается.
Пунктом 26 указанных Правил установлено, что отключение потребителей от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения осуществляется лишь в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом "О теплоснабжении" схемой теплоснабжения, при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования с соблюдением в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, строительной теплотехники; государственных строительных норм относительно состава, порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления. Во исполнение вышеуказанных положений Правил приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ за N 1478/11758, утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения (Далее - Порядок).
Указанным Порядком с целью защиты прав всех жильцов многоквартирных домов предусмотрено отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных квартир, а многоквартирного жилого дома в целом.
Указанным Порядком с целью защиты прав всех жильцов многоквартирных домов предусмотрено отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных квартир, а многоквартирного жилого дома в целом.
Кроме того, согласно указанному Порядку потребитель в таком случае обязан обратиться в межведомственную комиссию, которая по результатам рассмотрения заявления потребителя и предоставленных им документов принимает решение, которое оформляется протоколом. При положительном решении заявителю предоставляется перечень организаций, к которым он вправе обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) отопления и отключения от системы централизованного отопления. Проект должна выполнить проектная либо проектно-монтажная организация на основании договора с последующим его согласованием со всеми организациями, которые выдали технические условия по отключению дома от внешних сетей. Отключение помещений от внешнедомовых сетей централизованного отопления производится монтажной организацией, реализующей проект. По окончании работ составляется акт об отключении от системы централизованного отопления, который предоставляется в Комиссию на утверждение и в случае его утверждения стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг централизованного отопления.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 177 ЖК ФИО3, регулировавшего спорные правоотношения до ДД.ММ.ГГГГ, а также положениями ч.ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ.
Материалы дела не содержат безусловных допустимых доказательств, свидетельствующих о правомерности отключения <адрес> в г.Севастополе от системы централизованного отопления, отсутствия факта потребления предоставляемых услуг как в период действия законодательства ФИО3, так и в период действия законодательства Российской Федерации и, соответственно, правомерность их неоплаты.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вышеуказанный порядок отключения квартиры от системы централизованного отопления соблюден не был, поскольку данные о наличии технической возможности такого отключения отсутствуют, акт об отключении квартиры от системы централизованного отопления организацией, предоставлявшей услугу, не согласован и в уполномоченную Комиссию не предоставлен и ею не утвержден.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения, судом не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд, -
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № Нахимовского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья Ю.И. Макоед