Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к ТУ Росимущества в Ростовской области, третьи лица Администрация Неклиновского района Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области, ООО «НПП Неклиновское» об обязании включить защитное сооружение гражданское обороны в реестр федерального имущества и привести в пригодное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в его обоснование, что проведенной проверкой соблюдения действующего законодательства о гражданской обороне и промышленной безопасности в сфере содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности к приему укрываемых, установлено, что на территории <адрес> имеется противорадиационное укрытие (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес>, вместительностью 100 человек, общей площадью 50 кв.м. Согласно инвентаризационной ведомости ПРУ гражданской обороны Главного управления МЧС России по Ростовской области данному ЗС ГО присвоен инвентарный №. <данные изъяты> находилось в частной собственности ОАО «Неклиновскнефтепродукт». Из плана приватизации Неклиновского арендного предприятия по обеспечению нефтепродуктами следует, что по адресу: <адрес>, ранее находилось Неклиновское арендное предприятие по обеспечению нефтепродуктами, которое в ДД.ММ.ГГГГ году было приватизировано в форме преобразования в акционерное общество открытого типа «Неклиновскнефтепродукт». <данные изъяты> приватизировано совместно с иным недвижимым имуществом, принадлежащем Неклиновскому арендному предприятию по обеспечению нефтепродуктами. <данные изъяты> не передавалось в муниципальную собственность и не состоит на балансе администрации <адрес>. В соответствии с информацией ТУ Росимущества в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре федерального имущества не содержатся и не содержались ранее сведения о <данные изъяты>. Сведений о заключении ТУ Росимущества в <адрес> договора на ответственное хранение и безвозмездное пользование указанного объекта не имеется. Согласно акту о снятии с учёта ЗС ГО составленного комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, созданной постановлением администрации Неклиновского района, ПРУ № находится в неудовлетворительном состоянии, ввиду того, что в результате близкого залегания грунтовых вод произошла деформация стен, просадка отдельных плит перекрытия, нарушение гидроизоляции подвального помещения. На данном объекте демонтировано оборудование систем жизнеобеспечения, вышли из строя аварийные шахтные выходы. В соответствии с заключением № на документацию снятия с учета <данные изъяты>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), администрации района отказано в согласовании акта о снятии с учета <данные изъяты> по причине не предоставления доказательства утраты защитных свойств и экономической нецелесообразности ПРУ. В связи с отказом в согласовании акта о снятии с учета ЗС ГО и соответственно не снятием данного объекта с учёта, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, 110, является действующим. Согласно листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Неклиновскнефтепродукт» внесена запись о прекращении юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о не состоятельности (банкротстве). В настоящее время собственником объектов недвижимости по адресу нахождения <данные изъяты> является ООО «НПП Неклиновское». Как следует из инвентаризационной ведомости, <данные изъяты> является бесхозным. Вместе с тем по настоящее время ТУ Росимущества в <адрес> не предпринято мер по обеспечению его учёта к возврату имущества, которое в силу является федеральной собственностью. ТУ Росимущества в Ростовской области <данные изъяты> не содержалось, не поддерживалось в пригодном техническом состоянии, что привело к обветшанию стратегического объекта. ТУ Росимущества в <адрес>, не предпринимаются меры по поддержанию <данные изъяты> в пригодном состоянии с целью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на охрану населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы. Согласно сведений Межмуниципального отдела по <адрес> Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с наименованием «защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие)», расположенного по адресу: <адрес>. В границах названного земельного участка имеется двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером № не имеющее подземных этажей. На момент проверки, в ЕГРН отсутствовали сведения о правообладателе данного двухэтажного здания. Изложенное свидетельствует о том, что в ЕГРН отсутствуют сведения о <данные изъяты>, имеющим статус ЗС ГО и о его фактическом нахождении по адресу: <адрес>. В настоящее время бездействие ТУ Росимущества в <адрес> приводит к тому, что №, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не готово к приему укрываемых. На основании выявленных нарушений, прокуратурой района подготовлен проект представления об устранении нарушений законодательства о ЗС ГО в адрес руководителя Территориального управления Росимущества в <адрес>, который поддержан прокуратурой <адрес> и внесен ДД.ММ.ГГГГ, однако мер, направленных на устранение нарушений не принято.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ТУ Росимущества в Ростовской области включить защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес> в реестр федерального имущества защитных сооружений, оформить право собственности на него в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО3 требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в РО по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители третьих лиц Администрация Неклиновского района Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области, ООО «НПП Неклиновское», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, в связи с чем в отсутствие представителей третьих лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав позиции явившихся представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В п. 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу п. 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583).
Правилами N 583 также предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 п. 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (п. 2.2).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3 Правил N 583).
Как установлено п. п. 1 - 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 359, решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.137 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
При рассмотрении дела, судом установлено, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения действующего законодательства о гражданской обороне и промышленной безопасности в сфере содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности к приему укрываемых.
Проверкой установлено, что что на территории <адрес> имеется противорадиационное укрытие (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес>, вместительностью 100 человек, общей площадью 50 кв.м.
Согласно инвентаризационной ведомости ПРУ гражданской обороны Главного управления МЧС России по <адрес> данному ЗС ГО присвоен инвентарный №. <данные изъяты> находилось в частной собственности ОАО «Неклиновскнефтепродукт».
В соответствии с паспортом противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Главным управлением МЧС России осуществлен учет <данные изъяты>, ранее оно принадлежало Неклиновской нефтебазе Госкомнефтепродукта, местоположение ПРУ: <адрес> и находилось до ДД.ММ.ГГГГ года в государственной (федеральной) собственности.
Согласно паспорту, <данные изъяты> встроено в двухэтажное здание, расположено под ним. На основании плана приватизации государственного предприятия Неклиновского арендного предприятия по обеспечению нефтепродуктами, расположенного по адресу, утвержденного заместителем главы администрации <адрес> - Председателем комитета по управлению имуществом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. приватизированы из федеральной собственности нефтебаза в <адрес>, а также иные объекты, входящие в состав предприятия.
В соответствии с планом приватизации, принято решение о выборе способа приватизации, а именно: посредством выкупа имущества, находящегося в аренде путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству.
Таким образом, из плана приватизации Неклиновского арендного предприятия по обеспечению нефтепродуктами следует, что по адресу: <адрес>, ранее находилось Неклиновское арендное предприятие по обеспечению нефтепродуктами, которое в 1994 году было приватизировано в форме преобразования в акционерное общество открытого типа «Неклиновскнефтепродукт».
Согласно актов плана приватизации в числе имущества, для которого законодательством установлен особый режим приватизации, не значится ЗС ГО. <данные изъяты> приватизировано совместно с иным недвижимым имуществом, принадлежащем Неклиновскому арендному предприятию по обеспечению нефтепродуктами. <данные изъяты> не передавалось в муниципальную собственность и не состоит на балансе администрации <адрес>.
В соответствии с информацией ТУ Росимущества в <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре федерального имущества не содержатся и не содержались ранее сведения о <данные изъяты>. Сведений о заключении ТУ Росимущества в <адрес> договора на ответственное хранение и безвозмездное пользование указанного объекта не имеется.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования противорадиационного укрытия гражданской обороны инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. главы администрации <адрес>, <данные изъяты> находится в частной собственности ОАО «Неклиновскнефтепродугг». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояние: лестничных пролетов удовлетворительное; дверей - не закрываются, перекошены; имеются трещины в аварийных шахтных выходах; полы бетонные, состояние удовлетворительное; потолки и стены в трещинах, частично покрашены; гидроизоляция нарушена, оборудование санузлов
отсутствует, фильтровентиляционное оборудование, ДЭС и воздухоотводы демонтированы; водопровод отсутствует; теплоснабжение не предусмотрено, канализация демонтирована; УЗС отсутствует.
Согласно акту о снятии с учёта ЗС ГО составленного комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, созданной постановлением администрации <адрес>, ПРУ № находится в неудовлетворительном состоянии, ввиду того, что в результате близкого залегания грунтовых вод произошла деформация стен, просадка отдельных плит перекрытия, нарушение гидроизоляции подвального помещения. На данном объекте демонтировано оборудование систем жизнеобеспечения, вышли из строя аварийные шахтные выходы.
В соответствии с заключением № на документацию снятия с учета <данные изъяты>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), администрации района отказано в согласовании акта о снятии с учета <данные изъяты> по причине не предоставления доказательства утраты защитных свойств и экономической нецелесообразности ПРУ. В связи с отказом в согласовании акта о снятии с учета ЗС ГО и соответственно не снятием данного объекта с учёта, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, 110, является действующим.
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Неклиновскнефтепродукт» внесена запись о прекращении юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о не состоятельности (банкротстве).
В настоящее время собственником объектов недвижимости по адресу нахождения <данные изъяты> является ООО «НПП Неклиновское». Как следует из инвентаризационной ведомости, <данные изъяты> является бесхозным.
Вместе с тем по настоящее время ТУ Росимущества в <адрес> не предпринято мер по обеспечению его учёта к возврату имущества, которое в силу является федеральной собственностью. ТУ Росимущества в <адрес> <данные изъяты> не содержалось, не поддерживалось в пригодном техническом состоянии, что привело к обветшанию стратегического объекта. ТУ Росимущества в <адрес>, не предпринимаются меры по поддержанию <данные изъяты> в пригодном состоянии с целью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на охрану населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.
Согласно сведениям Межмуниципального отдела по <адрес>, Куйбышевскому, Матвеево-Курганскому, <адрес>м Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с наименованием «защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие)», расположенного по адресу: <адрес>.
В границах названного земельного участка имеется двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером №, не имеющее подземных этажей. На момент проверки, в ЕГРН отсутствовали сведения о правообладателе данного двухэтажного здания. Изложенное свидетельствует о том, что в ЕГРН отсутствуют сведения о <данные изъяты>, имеющим статус ЗС ГО и о его фактическом нахождении по адресу: <адрес>.
Сведений о заключении ТУ Росимущества договора на ответственное хранение и безвозмездное пользование указанного объекта с иными лицами не имеется. Указанное защитное сооружения является государственным имуществом, состоит в Реестре федерального имущества.
Установлено, что Защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям, фактически разрушено.
Проверка показала, что ТУ Росимущества не планируются и не проводятся мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых; техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны; текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны.
Таким образом, вышеуказанное защитное сооружение, расположенное на территории <адрес> и включенное в реестр, находится в неудовлетворительном состоянии, что лишает возможности готовности его использования в условиях чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> руководителю ТУ Росимущества внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принято.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 15 указанного Постановления управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ делегировало Росимуществу от имени Российской Федерации осуществлять в установленном порядке функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Таким образом, Территориальное Управление Росимущества в Ростовской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, несет обязанности собственника по надлежащему содержанию федерального имущества, отсутствие у собственника денежных средств, на содержание принадлежащего ему имущества, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего ответчика от несения обязанности по содержанию такого имущества, поскольку не предусмотрено законом.
Поскольку защитное сооружение инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>, своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Таким образом, обязанность по приведению убежища в надлежащее состояние, должна быть возложена на ТУ Росимущества в Ростовской за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░