РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2023 г. г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Литвяковой Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2023 по иску Прокопьевой Е.В. к администрации Макаровского сельского поселения о признании отсутствующим право собственности на квартиру
УСТАНОВИЛ:
Прокопьева Е.В. обратилась в суд с иском, указав в обоснование требований (с учетом уточнений), что с 1990 г. истец проживала с семьей по адресу: <адрес> <адрес> 07.11.1997 она переехала в квартиру, которая принадлежит её сестре, по адресу: <адрес> В 2012 г. истец встала на учет и в настоящее время является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» (номер учетного дела 1278). В 2016 г. в отношении квартиры по адресу: <адрес> был заключен договор № № социального найма от 22.11.2016 между администрацией Макаровского сельского поселения и истцом, в качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны: муж П.С. сын Н.Н.. Так как своего жилья истец и члены её семьи не имеют, истец была уверена, что в ближайшее время получит по программе жилое помещение для переселения. 24.04.2023 истцу по телефону знакомая сообщила, что у истца в собственности имеется жилое помещение по адресу: <адрес> В органы технической инвентаризации (БТИ) или в иной регистрирующий орган (Росреестр) с заявлением о регистрации её права собственности на данное жилое помещение истец никогда не обращалась. Наличие зарегистрированного права на жилое помещение, о котором истцу не известно, может привести к утрате истцом права на получение сертификата по подпрограмме. Тем более истец в данном жилом помещении не проживает с 1997 г., налоги за данное жилое помещение ей не начисляют, и она не платит за данный объект недвижимости. Поскольку истец не обращалась в регистрирующие органы с заявление о государственной регистрации права собственности, полагает, что у неё отсутствует право собственности. В досудебном порядке истец обратилась к ответчику, и ей было сообщено, что у неё действительно имеется право на данную квартиру, ей была предоставлена копия договора приватизации. Однако данный договор без отметки о регистрации. Истец не знала, что данное жилое помещение принадлежит ей на каком-либо праве, так как никуда никогда с заявлением о регистрации права не обращалась, не ставила данное жилое помещение на кадастровый учет. Во внесудебном порядке истец не может подтвердить отсутствующим право собственности. На основании изложенного, уточнив исковые требования, ссылаясь на ст.ст. 209, 235, 236, 225 ГК РФ, истец просит признать отсутствующим у неё права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер №.
Истец Прокопьева Е.В., её представитель Хмельницкая Н.А., действующая на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании истец пояснила, что спорная квартира предоставлялась колхозом её мужу для проживания, так как тот там работал, но подлинник договора приватизации ей никогда не выдавался, и она не знала, что спорная квартира была предоставлена ей в собственность. В 1997 г. она выехала из спорной квартиры, отказавшись от каких-либо прав на неё, и никогда не считала себя собственником данной квартиры.
Представитель ответчика администрации Макаровского сельского поселения, представитель третьего лица ОГБУ «УСЗСОН по Киренскому району и Катангскому району» в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Письменных возражений на исковое заявление суду не представлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлена вступившей в силу с 01.03.1996 частью второй Гражданского кодекса РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 1, 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество с 01.01.2017 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Ранее право собственности на недвижимое имущество подлежало государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с §.1 Инструкции о порядке регистрации в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 № 83 в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений: на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов; на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий; кооперативных и других общественных организаций; жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Порядок первичной регистрации предусматривал ведение реестровых книг и проставление на правоустанавливающих документах собственника строения и на надлежаще заверенной копии с них оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, соответствующей регистрационной надписи в виде штампа установленного образца с указанием регистрации по праву собственности за определенными лицами правоустанавливающего документа (§ 17).
В соответствии с действовавшей до 04.08.1998 Инструкцией «О порядке проведения учета жилищного фонда с типовыми формами учётной документации», утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985, правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности (права оперативного управления на жилые дома и учета его по разновидностям, как в городских, так и в сельских поселениях. Регистрация подлежали жилые дома, находящиеся на территории СССР, независимо от того, в чьем ведении они находятся, в том числе жилые дома (помещения), принадлежащие гражданам на праве личной собственности. Регистрация проводилась на основании документов, устанавливающих право собственности (правоустанавливающих документов), к которым относились нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами) договоры купли-продажи, акты государственных комиссий о приемке законченных строительством зданий в эксплуатацию. При отсутствии правоустанавливающих или иных документов недостаточных для регистрации строения за заявителем и в случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов бюро технической инвентаризации регистрацию не производит, и вопрос о праве собственности на строение (оперативного управления строениями) решается в исковом порядке судебными органами.
Постановлением Правительства РФ от 01.11.1997 года № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Министерство юстиции Российской Федерации.
До создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определить уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами технической инвентаризации и жилищными органами - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, органами по земельным ресурсам и землеустройству - Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом - Министерство государственного имущества Российской Федерации.
Таким образом, до создания в регионах специализированных органов для регистрации прав уполномоченным органом по осуществлению государственной регистрации прав являлись органы технической инвентаризации, назначением которых являлась регистрация права собственности на них граждан, что являлось действующим способом регистрации права собственности.
Как следует из разъяснений, данных в абзаце 4 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно пункту 52 вышеуказанного постановления, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно положениям п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из представленной копии договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 04.02.1994 Товарищество «Макаровское» передало в собственность Прокопьевой Е.В. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Штамп о регистрации договора в органе БТИ отсутствует. Подлинник договора суду не представлен.
Из архивной справки архивного отдела администрации Киренского муниципального района от 16.10.2023 следует, что СПК «Макаровское» (до 1999 г. – ТОО Макаровское) решением Арбитражного уда Иркутской области от 27.04.2005 № № был признан несостоятельным (банкротом), подлежал ликвидации. Документы о предоставлении ТОО «Макаровское» жилых помещений в архивный отдел на хранение не поступали.
Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение (квартира) с кадастровым номером 38:09:120101:605, расположенное по адресу: <адрес> площадью 22 кв.м., поставлено на кадастровый учет 05.03.2021. Сведения о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение в ЕГРН отсутствуют.
По сведениям администрации Макаровского сельского поселения спорное жилое помещение в реестре муниципального имущества не числится. Дело по приватизации спорного жилого помещения в администрации отсутствует. В настоящее время в спорном жило помещении проживают иные лица.
В похозяйственных книгах, представленных администрацией Макаровского сельского поселения, Прокопьева Е.В. указывалась в качестве члена семьи (жены) хозяйства по адресу: с<адрес> до 1995 г. С 2002 г. членами хозяйства по указанному адресу указывались иные лица.
По сведениям МО МВД «Киренский» истец Прокопьева Е.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 06.08.1991. Также суду представлен договор от 22.11.2016 № № социального найма указанного жилого помещения, заключенный между Прокопьевой Е.В. и администрацией Макаровского сельского поселения.
В материалах учетного дела Прокопьевой Е.В. - участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», представленного ОГБУ «УСЗСОН по Киренскому району и Катангскому району», имеется справка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 16.05.2012 о том, что Прокопьева Е.В. и члены её семьи в приватизации не участвовали и в Киренском районе Иркутской области в собственности жилья не имеют.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив объяснения сторон, письменные материалы дела, учитывая, что подлинник договора приватизации спорного жилого помещения с отметкой о его регистрации в органе БТИ у истца отсутствует и суду не представлен, истец фактически отказалась от права собственности на спорное жилое помещение, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о признании права собственности истца на спорное жилое помещение отсутствующим.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокопьевой Е.В. к администрации Макаровского сельского поселения о признании отсутствующим право собственности на квартиру – удовлетворить.
Признать право собственности Прокопьевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт №) на жилое помещение – квартиру с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> отсутствующим.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Мельникова