Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-303/2020 ~ М-323/2020 от 15.12.2020

Дело №2-303/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково                              28 декабря 2020 года

    Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., при участии ст. пом. прокурора Оконешниковского района Омской области Гравит Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах муниципального образования к Администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области об оформлении права муниципальной собственности на автомобильные дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования к Администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области об оформлении права муниципальной собственности на автомобильные дороги, указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, законодательства о муниципальной собственности в деятельности Администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что администрацией Андреевского сельского поселения в управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области право собственности на автомобильные дороги, расположенные по адресам: ул. 30 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 45 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Учительская, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 50 лет Октября, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Северная, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Школьная, д. Школьная, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 800 м., ул. Озерная, д. Андреевка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Школьная, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1100 м., ул. Первомайская, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1400 м., не зарегистрировано в установленном законом порядке.

    Просил: признать право собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения расположенных по адресу: ул. 30 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 45 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Учительская, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 50 лет Октября, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Северная, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Школьная, д. Школьная, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 800 м., ул. Озерная, д. Андреевка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Школьная, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1100 м., ул. Первомайская, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1400 м. за администрацией Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области.

В судебном заседании ст. пом. прокурора Оконешниковского района Омской области Гравит Е.Ю. заявленные в иске требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Ответчик - Администрация Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями прокурора согласились.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений против удовлетворения заявленных требований не представили.

Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и их удовлетворении в полном объеме исходя, также, из следующего.

Согласно пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты и др.

В соответствии с пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена обязательная государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Из положений пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности, определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенных положений, именно на администрации Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер государственной регистрации права собственности на дороги, находящиеся в пределах границ населенного пункта.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что администрацией Андреевского сельского поселения в управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области право собственности на автомобильные дороги, расположенные по адресам: ул. 30 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 45 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Учительская, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 50 лет Октября, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Северная, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Школьная, д. Школьная, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 800 м., ул. Озерная, д. Андреевка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Школьная, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1100 м., ул. Первомайская, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1400 м., не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанные нарушения в деятельности администрации Андреевского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в с.Маяк, д.Андреевка, д.Мариновка Оконешниковского района Омской области и не обеспечивают их право на охрану жизни, здоровья, препятствуют развитию инфраструктуры с.Маяк, д.Андреевка, д.Мариновка, не обеспечивают сохранность муниципальной собственности.

В данном случае обращение прокурора с заявлением в суд обусловлено необходимостью защиты интересов муниципального образования в части эффективного осуществления муниципальным образованием полномочий в сфере дорожного хозяйства, права муниципальной собственности, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как нормальное содержание муниципальных дорог оказывает влияние на состояние безопасности дорожного движения.

Из выше приведенного, суд делает вывод об обоснованности требований прокурора.

Кроме того, в соответствии с нормами ст.103 ГПК РФ, которая указывает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Вместе с тем, в силу ст. 333.36 НК РФ, суд полагает обоснованным ответчика от взыскания государственной пошлины в госдоход освободить, исходя из имущественного положения ответчика, его организационно-правовой формы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Оконешниковского района Омской области - удовлетворить.

Признать право собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения расположенных по адресу: ул. 30 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 45 лет Победы, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Учительская, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 600 м., ул. 50 лет Октября, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Северная, с. Маяк, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 550 м., ул. Школьная, д. Школьная, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 800 м., ул. Озерная, д. Андреевка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1000 м., ул. Школьная, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1100 м., ул. Первомайская, д. Мариновка, Оконешниковский район, Омская область, протяженностью 1400 м. за администрацией Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области.

От судебных издержек в виде оплаты госпошлины муниципальное Администрацию Андреевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области - освободить..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, через Оконешниковский районный суд, в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья             А.А. Трофименко

2-303/2020 ~ М-323/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Оконешниковского района
Ответчики
Администрация Андреевского сельского поселения
Другие
УФРССК по Омской области
Суд
Оконешниковский районный суд Омской области
Судья
Трофименко Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
okoneshcourt--oms.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
15.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2020Подготовка дела (собеседование)
28.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее