РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 20 июля 2023 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Шебзухова С.И.,
при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика администрации
МО «<адрес>» ФИО4,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воловой Виктории Сергеевне, к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском в интересах Воловой В.С., к администрации МО «<адрес>», в котором просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Воловой Виктории Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории МО «<адрес>».
При этом указал, что прокуратурой <адрес> в июне 2023 года по обращению Воловой В.С. проведена проверка деятельности администрации МО «<адрес>» в части соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом на территории района является - администрация муниципального образования «<адрес>».
Установлено, что согласно представленному Министерством образования и науки Республики Адыгея (орган исполнительной власти Республики Адыгея) списку в администрацию МО «<адрес>», Волова Виктория Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности подлежит обеспечению в 2023 году жилым помещением, предоставляемого по договору социального найма.
В настоящее время за Воловой В.С. закрепленного жилого помещения не имеется, проживают вместе с малолетним ребенком, а также опекуном в его домовладении.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5 исковые требования прокурора <адрес> поддержала и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что представителем ответчика не представлено доказательств приобретения жилья Воловой В.С., в связи с чем просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» в судебном заседании суду пояснила, что возражает относительно удовлетворения иска, так как жилое помещение для Воловой В.С. уже приобретено и в настоящее время на стадии оформления договора социального найма.
Заслушав прокурора, представителя администрации МО «<адрес>», исследовав представленные материалы дела, суд находит возможным удовлетворить иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воловой В.С., к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют им жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.
В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования «<адрес>» установлена норма предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая составляет 30-35 кв.м. для одиноких граждан, на семью из двух человек 40-45 кв.м., на семью из 3-х и более человек 15-18 кв.м. на каждого члена семьи.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 9 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РА № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд), с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в ч. 1 <адрес> РА №, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 1 Закона РА №).
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения" государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом на территории района является - администрация муниципального образования «<адрес>».
Установлено, что согласно представленному Министерством образования и науки Республики Адыгея (орган исполнительной власти Республики Адыгея) списку в администрацию МО «<адрес>», Волова Виктория Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности подлежала обеспечению в 2023 году жилым помещением, предоставляемого по договору социального найма.
В настоящее время за Воловой В.С. закрепленного жилого помещения не имеется, по вышеуказанному адресу проживают вместе с малолетним ребенком, а также опекуном в его домовладении.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воловой Виктории Сергеевны, к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности, следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воловой Виктории Сергеевны, к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Воловой Виктории Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории МО «<адрес>».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)