Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-301/2024 ~ М-1-275/2024 от 04.06.2024

Дело № 2а- 1-301/2024

УИД- 73RS0024-01-2024-000458-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2024 г.                                                                         р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,

с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гришиной Ю.А.,

при секретаре Харисовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании создать места накопления отработанных ртуть содержащих ламп, обязании по информированию потребителей о расположении мест отработанных ртутьсодержащих ламп,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании создать места накопления отработанных ртуть содержащих ламп, обязании по информированию потребителей о расположении мест отработанных ртутьсодержащих ламп. В обоснование административного иска указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которого выявлены нарушения в деятельности администрации Ульяновского района.

Установлено, что органом местного самоуправления, а именно администрацией муниципального образования «Ульяновский район» не определены места складирования отработанных ртутьсодержащих ламп.

Согласно п. 13 ст. 6.1 Устава муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, утвержденного Советом депутатов муниципального образования «Ульяновский район» 30.08.2005 № 5/34 (ред. от 14.06.2023), к вопросам местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципального образования «Ульяновский район» на территории сельских поселений, входящих в его состав, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию отходов на территории муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области относится к полномочиям Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

По данному факту Главе администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области 16.11.2022 внесено представление об устранении нарушений закона, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены.

Согласно информации, предоставленной 19.02.2024 Администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, места отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования не определены.

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью жителей Ульяновского района Ульяновской области.

Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Требования прокурора направлены на защиту прав жителей муниципального образования «Ульяновский район» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно).

Просит признать бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области по неорганизации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО «Ульяновский район».     Возложить    на МУ «Администрация МО «Ульяновский    район» Ульяновской области обязанность по организации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО «Ульяновский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность по информированию потребителей на территории МО «Ульяновский район» о расположении мест отработанных ртутьсодержащих ламп в течение 1 месяца со дня создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Помощник прокурора Гришина Ю.А. в судебном заседании административный иск поддержала по доводам в нем изложенным.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. В предоставленном суду заявлении представитель административного ответчика Новичкова Т.Б. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с иском в части обязания организовать создание мест накопления отработанных ртуть содержащих ламп и информировании потребителей согласны, однако, не согласны в части срока исполнения заявленных требований, просит установить срок исполнения решения суда по второму требованию-не ранее чем в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд на месте определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующего по делу старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствую их муниципальных районов

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В силу содержания пунктов 1,3,4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В соответствии с п. 5 названных Правил органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с п. 5 Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Из материалов дела следует, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которого выявлены нарушения в деятельности администрации Ульяновского района.

Установлено, что органом местного самоуправления, а именно администрацией муниципального образования «Ульяновский район» не определены места складирования отработанных ртутьсодержащих ламп.

Согласно п. 13 ст. 6.1 Устава муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, утвержденного Советом депутатов муниципального образования «Ульяновский район» 30.08.2005 № 5/34 (ред. от 14.06.2023), к вопросам местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципального образования «Ульяновский район» на территории сельских поселений, входящих в его состав, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию отходов на территории муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области относится к полномочиям Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

По данному факту Главе администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области 16.11.2022 внесено представление об устранении нарушений закона, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены.

Согласно информации, предоставленной 19.02.2024 Администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, места отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования не определены.

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью жителей Ульяновского района Ульяновской области.

Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Требования прокурора направлены на защиту прав жителей муниципального образования «Ульяновский район» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно).

В связи с чем, административный иск прокурора, заявленный в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, подлежит удовлетворению.

При этом, суд считает возможным установить срок исполнения требований об обязании МУ «Администрация МО «Ульяновский    район» Ульяновской области организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, и обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области информировать потребителей на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области о расположении мест отработанных ртутьсодержащих ламп в течение 1 месяца со дня создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области по неорганизации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО «Ульяновский район».

Обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области организовать в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области информировать потребителей на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области о расположении мест отработанных ртутьсодержащих ламп в течение 1 месяца со дня создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                            И.Г. Трубачёва

Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 21 июня 2024 года

2а-1-301/2024 ~ М-1-275/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МО "Ульяновский район" Ульяновской области
Суд
Ульяновский районный суд Ульяновской области
Судья
Трубачёва И. Г.
Дело на странице суда
uljanovskiy--uln.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация административного искового заявления
04.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее