РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2023 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Потаповой Л.А.,
при секретаре Страхове Е.С.,
с участием представителя ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Серегина С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Титова Сергея Александровича к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, администрации муниципального образования Богородицкий район о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка,
установил:
Титов С.А. обратился в суд с иском к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка, площадью 584 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявленных требований Титов С.А. указал на то, что ознакомившись на официальном сайте www.torgi.gov.ru с извещением № от 27.01.2023, выразил намерение на участие в аукционе на право заключения вышеуказанного договора продажи земельного участка.
09.02.2023 года он подал заявку о намерении участвовать в аукционе на официальную электронную почту ответчика с полным пакетом документов, подписанный усиленной электронной подписью, однако получил отказ со ссылкой на истечение срока для подачи заявлений.
Полагает данный отказ незаконным, нарушающим его право на участие в аукционе, поскольку в соответствии с положениями п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации срок для подачи таких заявок составляет 30 дней.
Кроме того, истец понес юридические издержки в сумме 20000 руб., которые заключаются в обращении к адвокату за помощью в подготовке искового заявления.
На основании вышеизложенного просит признать незаконным отказ ответчика в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка, взыскать с ответчика в пользу Титова С.А. судебные издержки на оплату юридических услуг в размере 20000 руб. и оплату госпошлины в размере 300 руб.
Истец Титов С.А., его представитель по доверенности Ясинский К.О. в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие, что также подтвердил представитель Ясинский К.О. в телефонограмме, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Протокольным определением Богородицкого межрайонного суда Тульской области от 29.06.2023 года в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Богородицкий район.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Серегин С.П. в судебном заседании исковые требования в части признания незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка просил рассмотреть в соответствии с действующим законодательством, возражал против удовлетворения требований о взыскании судебных издержек, считая их завышенными.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) (в редакции от 14.07.2022) предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного кодекса.
Согласно пункту 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район опубликовано извещение № о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 584 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
При этом в извещении указано на право граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, подать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в течении семи календарных дней со дня опубликования (размещения) извещения (ДД.ММ.ГГГГ).
Данное извещение было опубликовано на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также в печатном издании «Богородицкие вести» № (13 129) ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом Титовым С.А. ДД.ММ.ГГГГ подана заявка о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка на официальную электронную почту комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район с полным пакетом документов.
Ответчик-комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район заявление Титова С.А. о намерении участвовать в аукционе не рассмотрел по существу, указав, что заявление поступило с нарушением срока приема заявлений, поскольку датой окончания приема заявок является ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 и 2023 годах Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Подпунктами «в» - «д» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее Постановление) установлены сокращенные сроки осуществления в 2022 и 2023 годах отдельных процедур, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в срок не более 10 календарных дней.
Пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, заключается в осуществлении одного из действий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, то есть подготовке проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка либо принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это процедуры, которые следуют за торгами, то есть за опубликованием извещения и по истечении 30 дней, отведенных законом для подачи заявок.
При этом сроки, в течение которых граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 статьи 39.18 ЗК РФ целей, имеют право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка в 2022 и 2023 годах, Постановлением не сокращаются. Также Постановлением не предусмотрено сокращение сроков осуществления процедур, предусмотренных пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
Более того, право граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 статьи 39.18 ЗК РФ целей, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка, а также срок подачи таких заявлений закреплено федеральным законом – Земельным Кодексом Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.18 которого установлен тридцатидневный срок подачи заявлений со дня опубликования и размещения извещения, а подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ - дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, то есть в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения.
Учитывая вышеизложенное, суд признает оспариваемый отказ незаконным, поскольку у ответчика - комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район не было оснований для отказа Титову С.А. в приеме заявления, поданного ДД.ММ.ГГГГ, о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка, поскольку такое заявление истцом подано в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район извещения о предоставлении земельного участка.
Ответчик - комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район допустил нарушение прав и законных интересов истца.
При изложенных обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования истца к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что истцом требований к администрации муниципального образования Богородицкий район не заявлено.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 88, статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителя; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя (адвоката) в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из разъяснений, данных в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Судебные расходы присуждаются, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств.
Истец Титов С.А. понес расходы на оплату юридических услуг в размере 20000 рублей (5000 руб. – устное консультирование и правовой анализ документов, сбор документов для суда; 15000 руб.- подготовка и подача искового заявления) по соглашению об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено надлежащими письменными доказательствами (соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-сдачи к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, истец Титов С.А. понес расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. согласно чеку по операции Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ
Данные расходы являются необходимыми для истца, и связаны с защитой нарушенного права по данному гражданскому делу.
Удовлетворяя заявленные требования о возмещении расходов на оплату юридических услуг, суд исходит из характера спора, ценности защищаемого права, объема произведенной представителем работы, с учетом принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район расходов на оплату юридических услуг в размере 12000 рублей (2000 руб. - устное консультирование и правовой анализ документов, сбор документов для суда; 10000 руб.- подготовка и подача искового заявления) и по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 584 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12000,00 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2023 ░░░░