ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№12-808/2021
РЕШЕНИЕ
08 декабря 2021 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шкляр Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Джугарян ФИО10 на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джугарян ФИО11, с участием Джугаряна Н.В., ФИО3, ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года Джугарян Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Джугарян Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года изменить в части назначенного административного наказания, назначить административное наказание с учетом смягчающих обстоятельств в виде административного штрафа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 08 декабря 2021 г. Джугарян Н.В., его защитник ФИО3 поддержали требования, изложенные в жалобе, просили их удовлетворить.
Защитник ФИО5 ФИО4 возражала, поддержала возражения, направленные ФИО5 посредством почтовой связи.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 08 декабря 2021 г. ФИО5, ФИО6, инспектор по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по г.Евпатория ФИО12ФИО13 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения Джугаряна Н.В., ФИО3, ФИО4, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 9.1 Правил дорожного движения количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 22 минуты, водитель Джугарян Н.В., управляя транспортным средством «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, двигаясь на <адрес> в <адрес> Республики Крым, в нарушение дорожной разметки 1.3 выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, в результате чего допустил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением ФИО5, который двигался во встречном направлении. Своими действиями Джугарян Н.В. нарушил пункт 9.1 Правил дорожного движения.
В результате дорожно-транспортного происшествия согласно заключению эксперта ГБУЗ РК «Крымского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы» Евпаторийское отделение № от ДД.ММ.ГГГГ водитель автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты> ФИО5 получил телесные повреждения, повлекшие вред здоровью средней тяжести.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 1); постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 3); протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-11); схемой места совершения административного правонарушения (л. д.12); фототаблицей (л.д. 13-14); объяснениями Джугаряна Н.В. (л.д. 15); объяснениями ФИО5 (л.д. 16); объяснениями ФИО6 (л.д.17); заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Джугарян Н.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что причиненный потерпевшей вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением Джугарян Н.В. Правил дорожного движения, а потому он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе, механизм дорожно-транспортного происшествия, местоположение участников дорожно-транспортного происшествия в момент столкновения, причинно-следственная связь между действиями участников происшествия и наступившими последствиями в виде средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также возможность предотвращения таких последствий.
Довод, изложенный в поданной Джугарян Н.В. жалобе, о несогласии с назначенным наказанием в виде лишения права управления транспортными средствами, не может быть признан состоятельным и не влечет изменение судебного акта в связи со следующим.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На основании части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В Постановлении от 14.02.2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При определении Джугарян Н.В. вида и размера административного наказания судья Евпаторийского городского суда Республики Крым правильно проанализировав и установив обстоятельства и характер совершенного данным лицом административного правонарушения, учел личность виновного, его семейное положение, длительный срок восстановления после полученной травмы потерпевшего ФИО5, а также то, что он настаивал на строгом наказании. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, указал признание им вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей.
С учетом этого пришел к правильному выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев, поскольку Джугарян Н.В., управляя автомобилем, являющимся источником повышенной опасности, выехав на полосу встречного движения, допустил грубое нарушение Правил дорожного движения, создающее опасность для участников дорожного движения, которое повлекло причинение ФИО5 вреда здоровью средней тяжести, назначение ему иного вида наказания, не связанного с лишением специального права, с учетом всех исследованных обстоятельств, не обеспечивает достижения цели административного наказания - предупреждения совершения нового административного правонарушения, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нуждаемость лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в наличии права управления транспортными средствами в связи с характером работы не исключает возможность назначения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
При таких обстоятельствах, оснований для признания назначенного Джугарян Н.В. административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной строгости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении, водитель Джугарян Н.В., управляя транспортным средством «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, двигаясь на <адрес> в <адрес> Республики Крым, в нарушение дорожной разметки 1.3 выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, в результате чего допустил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением ФИО5, который двигался во встречном направлении, чем нарушил пункт 9.1 Правил дорожного движения.
Однако в описательно-мотивировочной части решения судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года неверно указан пункт нарушения Правил дорожного движения – 14.1, вместо верного – 9.1.
Указанное обстоятельство следует расценивать как явную техническую ошибку, которая не ставит под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, могут быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года не усматривается.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джугарян ФИО14, оставить без изменения, а жалобу Джугарян ФИО15 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) Т.А. Шкляр
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>