г. Луга 10 ноября 2022 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1747/2022
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при помощнике судьи Середовой О.Н.,
с участием прокурора Комаевой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» об обязании создания условий для подъема Государственного флага Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее МОУ «СОШ № 4») об обязании МОУ «СОШ № 4» создать в помещении образовательного учреждения по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д.16 условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации путем установления флагштока для поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации, представляющего собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, отношение ширины флага к его длине 2:3; обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование МОУ «СОШ № 4», необходимое для установления в помещении образовательного учреждения флагштока для поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Указав при этом в обоснование, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка подготовки МОУ «СОШ № 4» к началу нового 2022-2023 учебного года, в том числе, в части исполнения требований законодательства об официальном использовании государственных символов, в ходе которой установлено, что в названном учреждении не созданы условия для реализации в рамках образовательных программ воспитательной программы по патриотическому воспитанию, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Так, в помещении МОУ «СОШ № 4» по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д.16 отсутствуют условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации, а использование флагштока, расположенного на улице, не представляется возможным в течение всего учебного года 2022-2023 в связи с климатическими условиями.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.70 Конституции РФ, п.п.1,2 ст.2, ч.1 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ № 400 от 07.07.2021 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ст.ст.1,3,4,10 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном флаге Российской Федерации», ст.ст.2,3 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном гимне Российской Федерации», Методические рекомендации "Об использовании в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации", утвержденные Письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК 295/06, Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 03.09.2018 N 10).
Указывает, что нарушения МОУ «СОШ № 4» требований федерального законодательства, регламентирующего использование государственных символов Российской Федерации, могут повлечь за собой реализацию образовательным учреждением не в полном объеме рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в образовательную программу на 2022-2023 учебный год, а также нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», и как следствие, не в полном объеме реализацию в названном образовательном учреждении федерального проекта «Успех каждого ребенка» и федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», входящих в структуру национального проекта «Образование», что является недопустимым.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Комаева Н.К. поддерживает исковые требования по указанным основаниям.
МОУ «СОШ № 4» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просит слушать дело в его отсутствие, представило письменное заявление о признании иска.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в письменном отзыве не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон).
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В силу п.2 ст.2 Закона воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Согласно ч.3 ст.5 Закона в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Ст.28 Закона устанавливает: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3).
В силу ч.1 ст.12.1 Закона воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.Согласно п.91 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018№884 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Минпросвещения России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, воспитания несовершеннолетних граждан.Как следует из Письма Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации», в целях исполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с общественностью по вопросам общего образования 25 августа 2021 г. от 30 сентября 2021 г. N Пр-1845 об использовании государственных символов Российской Федерации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, а также согласно протокольному решению по итогам заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению от 24 марта 2022 г. N 2 в части разработки и поэтапного внедрения (начиная с 12 апреля 2022 г.) предложений и комплекса мер по изучению истории государственных символов Российской Федерации, церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнению Государственного гимна Российской Федерации (краткой версии) в практику работы государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования, Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации разработаны методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации (далее - методические рекомендации).
Названные Методические рекомендации направлены руководителям образовательных организаций с целью изучения истории государственных символов Российской Федерации и использования начиная с 1 мая 2022 г. в практике воспитательной работы образовательной организации церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации.
Согласно Введению к названным Методическим рекомендациям приоритеты государственной образовательной политики направлены на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.
Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", согласно которой "права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России", - традиционные российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.
В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации").
Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ) Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3; Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ, государственный флаг Российской Федерации должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.
Согласно вышеуказанным Методическим рекомендациям Минпросвещения России в образовательных организациях рекомендуется еженедельное поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации. Поднятие, как правило, осуществляется в начале учебной недели, спуск - в конце учебной недели.
Выносить Государственный флаг Российской Федерации рекомендуется образовательным организациям при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, в том числе финальных этапов мероприятий (линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы и др.). Вынос Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной версии).
Поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации в образовательных организациях поручается лучшим обучающимся, добившимся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности, а также педагогическим работникам образовательной организации, и в исключительных случаях - родителям (законным представителям) обучающихся и воспитанников.
Подпунктом «а» пункта 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» установлены национальные цели стратегического развития по направлению «Образование», а именно: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В силу п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 того же закона, в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В ходе рассмотрения дела установлено:
МОУ «СОШ № 4» является самостоятельным юридическим лицом, целью деятельности которого является образовательная деятельность по реализации образовательных услуг населению.
Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области.
Как следует из распоряжения № 173 от 26.08.2022 «О введении традиции еженедельного поднятия флага и исполнения гимна в МОУ «Средняя школа № 4», в указанном образовательном учреждении введен обычай поднятия Государственного флага российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации в начале каждой недели с 05.09.2022 (л.д. 22).
Согласно объяснениям директора МОУ «СОШ № 4» от 29.08.2022 в помещении школы отсутствуют условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации, а использование флагштока, расположенного на улице, не представляется возможным в течение всего учебного года 2022-2023 в связи с климатическими условиями (л.д. 20-21).
Лужской городской прокуратурой в целях недопущения нарушения требований действующего законодательства директор названного образовательного учреждения 30.08.2022 предостережен о недопустимости нарушения требований закона (л.д. 12-19).
Вместе с тем, до настоящего времени в образовательном учреждении не созданы условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации, в том числе по причине отсутствия финансирования.
В связи с изложенным суд находит, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании МОУ «СОШ № 4» создать в помещении образовательного учреждения по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д.16 условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации путем установления флагштока для поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации, а также к администрации Лужского муниципального района об обязании обеспечить финансирование, необходимое для осуществления указанных мероприятий, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» создать в помещении образовательного учреждения по адресу: 188230, Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д.16 условия для осуществления процедуры еженедельного поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации путем установления флагштока для поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации, представляющего собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», необходимое для осуществления указанных мероприятий.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда изготовлено в окончательной форме 17.11.2022 года
47RS0012-01-2022-002131-42