Гр.дело №2-187/2023
61RS0053-01-2023-001167-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семикаракорск 6 мая 2024 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.
при секретаре Ермаковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семи- каракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Главного государственного санитарного врача по Цимлянскому, Волгодонскому, Семикаракорскому, Константиновскому, Мартыновскому районам Гордеева В.А., в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Журавлеву Евгению Вячеславовичу о признании противоправными действий, выразив- шихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 5 июля 2019 года №860, при продаже обувных товаров по адресу: <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи),об обязывании прекратить противоправ- ные действия в отношении неопределенного круга лиц, а именно не допускать продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи)
У С Т А Н О В И Л :
Начальник территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семи- каракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Главный государственный санитарный врач по Цимлянскому, Волгодонскому, Семикаракорскому, Константиновскому, Мартыновскому районам Гордеев В.А., действуя в защиту прав и законных интересов неопре- деленного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Журавлеву Е.В. о признании противоправными действий, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмот- ренных Правилами маркировки обувных товаров средствами иденти- фикации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 5 июля 2019 года №860, при продаже обувных товаров по адресу: <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи),об обязывании прекратить противоп- равные действия.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
С ДД.ММ.ГГГГ, Журавлев Е.И. зарегистрирован в качест- ве индивидуального предпринимателя; согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основ- ным видом деятельности Журавлева Е.И. является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, которую последний осуществляет по адресу: <адрес> и <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ, в период с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут, по адресу: <адрес> сотрудниками Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области прове- дено контрольное ( надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировки товаров средствами идентифи- кации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru.По результатам контрольного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ, начальником территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах Гордеевым В.А.- Индивидуальному предпринимателю Журавлеву Е.В. было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Журав- левым Е.В. на предприятии торговли по адресу: <адрес>, повторно выведен из оборота путём продажи товар № кроссовки Демо, по цене 1620 руб., страна происхождения КНР, с повторно сформированным кодом маркировки ( чек продажи ДД.ММ.ГГГГ, 10 часов 33 мин.), товар с указанным кодом маркировки ранее был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 37 минут, указанные действия являются нарушением требований пункта 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019 года №860. ДД.ММ.ГГГГ, начальником территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах Горде- евым В.А.- Индивидуальному предпринимателю Журавлеву Е.В. повторно было вынесено предостережение о недопустимости наруше- ний обязательных требований №, так как, ДД.ММ.ГГГГ, в период с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, в ходе проведения контрольно ( надзорного) мероприятия без взаимодействия с контроли- руемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировки товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru, был выявлен факт продажи индивидуальным предпринимателем Журавлев Е.В. по адресу: Ростов- ская область, <адрес>, обувных товаров с повторно сформированными кодами маркировки ( средством идентификации). Таким образом, несмотря на неоднократно вынесен- ные в течении 2023 года предупреждения о недопустимости наруше- ний обязательных требований маркировки обувных товаров, индиви- дуальный предприниматель Журавлев Е.В. допускает факты повтор- ного вывода из оборота обувных товаров, что подтверждено актом наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство свидетельствует о нежелании индивидуального предпринимателя добровольно устранять нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц, в связи с чем, последовало обращение в суд начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Гордеева В.А.
При рассмотрении дела по существу начальник территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Гордеев В.А. уточнил первоначально заявлен- ные требования, просил о признании противоправными действий ИП Журавлева Е.В., выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подле- жащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отно- шении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правитель- ства от 5 июля 2019 года №860, при продаже обувных товаров по адресу: <адрес> и <адрес> с кодами иден- тификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи), об обязывании ИП Журавлева Е.В., прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, а именно не допускать продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи).
Представитель территориального отдела Управления федераль- ной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах, в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, будучи уведомленным о месте и времени его проведения-не прибыл, заявив ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в связи с чем в силу требований пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик индивидуальный предприниматель Журавлев Е.В. в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ-не прибыл.
Неоднократно направляемые ответчику почтовые уведомления по месту регистрации <адрес>-на–на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ возвращены в суд с отметками "за истечением срока хранения" (л.д.61,64-65).
Согласно требований пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу разъяснений содержащихся в п.67 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года " О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой гражданского кодекса" ( далее Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В п.68 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года указано о том, что статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "истек срок хранения", признается, что неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчик фактически отказываются от получения судебных повесток, суд расценивает его поведение -неполучение судебной повестки в отделении почтовой связи по извещениям работников почтовой связи, оставленным ответчику, как злоупотреб- ление своими правами, что в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации означает надлежащее извещение ответчика о месте и времени судебного разбирательства, в силу чего рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Гражданского процес- суального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотрен- ныхзаконом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что в соответствии состатьями 45и46ГПК РФ,статьями 44,45и46Закона о защите прав потреби- телей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправ- ления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполно- моченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065ГК РФ,статья 46Закона).
В силу требований пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( далее Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1)федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).
Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индиви- дуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей ( пункт 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1).
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( далее Положе- ние).
В пункте 1 Положения закреплено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного сани- тарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государ- ственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от инфор- мации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федераль- ного государственного лицензионного контроля (надзора) за деятель- ностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потен- циальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведом- ственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями ( пункт 4 Положения).
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 28.10.2023) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; Территориаль-ным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области является территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракор- ском, Константиновском, Мартыновском районах.
В силу вышеизложенного, руководитель территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах наделен полномочиями по обращению в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно требований пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необхо- димую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I содержится перечень сведений, которые должна в обязательном порядке содержать информация о товаре, доводимая изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.
Обязательная маркировка обувных товаров установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792-р с целью снижения оборота контрафактной продукции.
Согласно данному нормативному документу, вступившему в силу с 1 января 2019 года, установлен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. К таким товарам отнесены обувные товары.
В силу требований пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять марки- ровкуотдельных товаров средствами идентификации.
Таким образом, одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.
Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019 года N 860 (ред. от 28.03.2024) утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подле- жащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров ( далее Правила маркировки).
В пункте 6 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2019 года N 860 (ред. от 28.03.2024) закреплено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г., за исключением случаев, предусмотренныхподпунктами "е"и"ж" пункта 2настоящего постановления.
При этом до 1 июня 2021 г. участники оборота обувных товаров вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении обувных товаров по состоянию на 1 июля 2020 г. (остатков обувных товаров), маркировать их средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи) при соблюдении условий, предусмотрен- ныхпунктом 58(1)Правил, утвержденных настоящим постановлением, и вводить их в оборот не позднее 15 июня 2021 г. В случае если участник оборота обувных товаров в указанный срок не направит в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды маркировки таких обувных товаров аннулируются.
Согласно требований пункта 58(1) Правил маркировки при необходимости ввода в оборот обувных товаров, находившихся во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении у участников оборота обувных товаров по состоянию на 1 июля 2020 г. (остатков обувных товаров), участники оборота обувных товаров осуществляют регистрацию обувных товаров в информационной системе мониторинга в соответствии сподпунктом "а" пункта 34настоящих Правил и представляют в отношении каждой единицы обувных товаров (за исключением информации об остатках обувных товаров, полученных от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении комиссионной торговли) в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, осуществляющего ввод обувных товаров в оборот; код идентификации.
Таким образом, с 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации не допускается реализация обувных товаров без средств ( кодов) идентификации.
В Правилах Маркировки приведены следующие основные понятия:
"код маркировки" - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации обувных товаров, в том числе в потребительской упаковке, в соответствии с требованиями, предусмотреннымиразделом VIIнастоящих Правил;
"маркировка обувных товаров средствами идентификации" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств иденти- фикации обувных товаров на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров;
"обувные товары" - продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры6401-6405, а также в группу това- ров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности:15.20.11,15.20.12, 15.20.13,15.20.14,15.20.21,15.20.29,15.20.31,15.20.32,32.30.12, в кото-
рую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена, за исключением продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации;
"вывод обувных товаров из оборота": реализация (продажа) или иная передача маркированных обувных товаров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на обувные товары, в том числе розничная реализация (продажа), безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация.
Согласно требований пункта 22 раздела IV Правил маркировки ответственность за полноту, достоверность и своевременность нап- равляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.
В разделе VI Правил маркировки определен порядок регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга.
В силу требований пункта 37 раздела VII Правил маркировки средство идентификации обувных товаров наносится на потреби- тельскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта Российской ФедерацииГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая иденти- фикация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденногоприказомФедерального агентства по техни= ческому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст и введенного в действие с 1 января 2010 г. (далее - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008).
Средство идентификации обувных товаров содержит код маркировки, включающий в себя 4 группы данных, из которых первая и вторая группы образуют код идентификации, третья и четвертая группа образуют код проверки, при этом:
первая группа состоит из 14 цифр и содержит код товара, которому предшествует идентификатор применения (01), генерируется оператором информационной системы мониторинга на основании сведений, поданных участником оборота обувных товаров в соответствии сразделом VIнастоящих Правил;
вторая группа состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит индивидуальный серийный номер единицы товара, которому предшествует идентификатор применения (21) и который генерируется оператором информационной системы мониторинга или участником оборота обувных товаров. Завершающим символом для этой группы данных является символ-разделитель, имеющий код 29 в таблице символов ASCII;
третья группа состоит из 4 символов и содержит идентификатор (индивидуальный порядковый номер) ключа проверки, которому предшествует идентификатор применения (91) и который генерируется оператором информационной системы мониторинга. Завершающим символом для этой группы данных является специальный символ-разделитель, имеющий код 29 в таблице символов ASCII;
четвертая группа состоит из 88 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит значение кода проверки, которому предшествует идентификатор применения (92) и который генерируется оператором информационной системы мониторинга ( пункта 38 раздела VII Правил маркировки).
В пункте 43 раздела VII Правил маркировки указано о том, что информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров.
В пункта 92 Правил маркировки закреплено, что оператор информационной системы мониторинга обеспечивает заинтересован -ным лицам доступ к общедоступной информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, путем размещения указанной информации на официальном сайте оператора информационной системы мониторинга в сети "Интернет".
В силу требований пункта 1 статьи 74 Федерального закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ (далее Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ) под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безо- пасности) в целях настоящего Федерального закона понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставля- ются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии состатьей 60настоящего Федерального закона;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренномпунктом 1 части 2 статьи 90настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
4) решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии счастью 3 статьи 90настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля ( пункт 3 статьи 74 Федерального закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ответчик Журавлев Евгений Вячеславович (ИНН №) с 3 сентября 2004 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; согласно выписке из Единого государственного реестра индиви- дуальных предпринимателей основным видом деятельности ответчика является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (л.д.29-34).
ДД.ММ.ГГГГ, начальником территориального отдела Управ- ления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах Гордеевым В.А.- Индивидуальному предпринимателю Журавлеву Е.В. было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №, так как ДД.ММ.ГГГГ, в период с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут, в ходе проведения по адресу: <адрес> контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировки товаров средствами иденти- фикации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Журавлевым Е.В. на предприятии торговли по адресу: <адрес>, повторно выведен из оборота- путём продажи товар № Кроссовки Демо, по цене 1620 руб., страна происхождения КНР, с повторно сформированным кодом маркировки ( чек продажи ДД.ММ.ГГГГ, 10 часов 33 мин.), товар с указанным кодом маркировки ранее был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ, в 11 часов 37 минут, данные действия противоречит требованиям пункта 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (л.д.25-26).
ДД.ММ.ГГГГ, начальником территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах Гордеевым В.А.-Индивидуальному предприни- мателю Журавлеву Е.В. было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ, в период с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, в ходе проведения по адресу: <адрес> контрольного (надзорного) мероприя- тия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировки товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru был выявлен факт продажи индивидуальным предпринимателем Журавле- вым Е.В. по адресу: <адрес>, обувных товаров с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), что противоречит требова- ниям пункта 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (л.д.27-28).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик -индивидуальный предприниматель Журавлев Е.В. в течении 2023 года дважды был предупрежден о недопустимости обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной инфор- мационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 5 июля 2019 года №860.
Однако, несмотря на неоднократно вынесенные в течении 2023 года предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований маркировки обувных товаров, ответчик- индивидуальный предприниматель Журавлев Е.В. не прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга- продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи), что является нарушением п.43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации.
Материалы дела доказательств обратного не содержат.
Более того, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом -экспертом территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах- ФИО, по результатам контроль- ного (надзорного) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировки товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, в период с 15 часов до 17 часов и ДД.ММ.ГГГГ, в период с 10 часов до 16 часов по адресу: <адрес>, на основании приказа Роспотребнадзора по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации работы по контролю за соблюдением требований к маркировке отдельных видов товаров средствами идентификации", в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был составлен акт по результатам наблюдения.
Акт по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о том, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Журавлена Е.В., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены факты регистрации в ГИС МТ нарушений, связанных с повторным выводом из оборота обувных товаров с одинаковыми кодами идентификации по адресам: <адрес>, а также <адрес>, в связи с чем с учетом положений Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля ( надзора) муниципального контроля" ИП Журавлеву Е.В. было объявлено предостережение- № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, после объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, факты повтор- ного вывода из оборота продолжают регистрироваться, что подтверждается актом наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствует о нежелании индивидуального предпринимателя добровольно устранять нарушения.
За 6 мес.2023 года повторно выведены из оборота путем продажи товары:02900000575004 Остатки Обувь.Мужская-9 отклонений; 02900001259842 Остатки. Обувь детская- 8 отклонений; 029001009 90134 Галоши Резина-6 отклонений; 02900001259859 Остатки. Обувь Женская-6 отклонений; № Туфли Демо -2 отклонения; 02900104133766 босоножки лето-2 отклонения;02900104133322 Сапоги резина-2 отклонения; 02900104133582 Кроссовки Демо-1 отклонение. Последние отклонения f9b9f721-e2b8-51fc-8046-9279041a06c0, дата регистрации отклонения ДД.ММ.ГГГГ, связанные с повторной реализацией товаров по адресу:<адрес> ( Остатки. Обувь. Мужская. Ввезен в РФ); отклонение 9a61fc7d-ae6a-5cf5-863f-7b312e2ab2b4 дата регистрации отклонения ДД.ММ.ГГГГ, связанные с повторной реализацией товаров по адресу: <адрес> ( Остатки. Обувь Мужская. Ввезен в РФ); отклонение c92bb842-b99d-5c4c-b835-7075b8e79ec6,дата регистрации отклонений ДД.ММ.ГГГГ, связанные с повторной реализацией товаров по адресу: <адрес> ( Галоши Резина); отклонение 27a469f0-c750-5aef-8bdf-19a72d6987a2. дата регистрации отклонений ДД.ММ.ГГГГ,связанные с повтор- ной реализацией товаров по адресу: <адрес> (Галоши Резина); отклонение 539cc95e-81fe-59dd-8ec3-308bc41d905, дата регистрации отклонений ДД.ММ.ГГГГ, связанные с повторной реализацией товаров по адресу: <адрес> ( Галоши Резина) (л.д.9).
Таким образом, в судебном заседании факт продажи индивидуальным предпринимателем Журавлевые Е.В. обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи) подтвержден как актом по результатам наблюдения, составленным уполномоченным должностным лицом, так и сведениями из Государственной информационной системы монито- ринга товаров (л.д.14-24).
Материалы дела доказательств того, что ответчиком устранены нарушения прав неопределенного круга лиц потребителей -не содержат.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает доказанным факт вывода ответчиком- индивидуальным предпринимателем Журав- левым Е.В. из оборота обувных товаров с одинаковыми кодами идентификации, после объявленного последнему предостережения, в связи с чем, приходит к выводу о том, что действия Индивидуального предпринимателя Журавлева Е.В. в части выявленных нарушений, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создают угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей, и так как материалы дела не содержат доказательств подтверждающих прекращение ответчиком действий по продаже обувной продукции без соблюдения обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедре- ния государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 5 июля 2019 года №860, требования истца в части обязывания ответчика прекратить противоправные действия, а именно продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи)- подлежат удовлетворению.
Истцом - начальником территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волго- донском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Главным государственным санитарным врачом по Цимлян- скому, Волгодонскому, Семикаракорскому, Константиновскому, Мартыновскому районам Гордеевым В.А. к индивидуальному предпринимателю Журавлеву Е.В. заявлено требование о признании противоправными действий последнего, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения госу- дарственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами иденти- фикации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановле- нием Правительства от 5 июля 2019 года №860, при продаже обувных товаров по адресу: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи).
Рассматривая исковые требований в данной части суд исходит из следующего.
Согласно требований пункта 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1 (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 429-ФЗ действующей на момент рассмотрения заявленного спора) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (пункта 2 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300).
В то время как ранее действовавшая редакция статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1 (от 23.11.2009 N 261-ФЗ) допускала, в том числе, предъявление требований, целью которых является признание действий ответчика противоправными.
Таким образом, актуальная редакция Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1, в отличие от ранее действовавшей, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как признание действий противоправными.
Поскольку из положений пункта 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1 и с учетом статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по настоящему делу входит не только факт противоправности действий индивидуального предпринимателя, но и прекращение таких действий, следовательно, правовые основания самостоятельного требования о признании противоправными действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей отсутствуют,в связи с чем требования истца о признании противоправ- ными действий индивидуального предпринимателя Журавлева Е.В. не подлежат удовлетворению.
Принимая решение об обязывания ответчика-Индивидуального предпринимателя Журавлева Е.В. прекратить противоправные действия, а именно продажу обувных товаров по адресам: <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи), суд полагает также необходимым обязать ответчика довести до сведения потребителей решения суда по данному делу в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика.
Таким образом, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требований начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах- Главного государственного санитарного врача по Цимлянскому,Волгодонскому, Семикаракорскому, Константи- новскому, Мартыновскому районам Гордеева В.А., в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Журавлеву Евгению Вячеславовичу о признании противоправными действий, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами иденти- фикации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановле- нием Правительства от 5 июля 2019 года №860, при продаже обувных товаров по адресу: <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи),об обязывании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, а именно не допускать продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи)-удовлетворить в следующем объеме.
Обязать индивидуального предпринимателя Журавлева Евгения Вячеславовича (ИНН №)прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, а именно продажу обувных товаров по адресам: <адрес> и <адрес> с кодами идентификации, ранее выведенными из оборота (повторные продажи), в остальной части требований- отказать.
Обязать индивидуального предпринимателя Журавлева Евгения Вячеславовича (ИНН №)довести до сведения потребителей решения суда по данному делу в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Журавлева Евгения Вячеславовича (ИНН №) в пользу местного бюджета госпошлина в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2023 года