Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1890/2021 от 04.03.2021

Дело № 2-1890/2021

УИД: 21RS0023-01-2020-006060-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2021 года     г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием представителя истца - Андреева К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатова Дмитрия Анатольевича к Акционерному обществу «Страховая бизнес группа» о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования,

установил:

Ипатов Д.А. обратился в суд с иском о взыскании с Акционерного общества «Страховая бизнес группа» разницы между выплаченным страховым возмещением по договору обязательного страхования и размером фактически причиненного ущерба в сумме 196 200 руб., расходов на проведение независимой экспертизы – 2 000 руб., штрафа за отказ добровольно исполнить требование потребителя, указав в нем, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего дата, принадлежащему ему на праве собственности транспортному средству ------, гос. рег. знак ----- причинен ущерб. Гражданская ответственность, указывает истец, была застрахована в АО «Страховая бизнес группа», данный случай был признан страховым по договору обязательного страхования гражданской ответственности произведена выплата страхового возмещения в размере 46 800 руб. Истец также указывает, что, не согласившись с размером данной выплаты, он обратился к ИП ФИО5 для проведения экспертизы по установлению стоимости восстановительного ремонта, согласно заключению которого сумма восстановительного ремонта определена указанным экспертом в размере 243 000 руб., расходы по проведению экспертизы составили 2 000 руб. Направленная в адрес ответчика претензия с требованием о доплате страхового возмещения оставлена без удовлетворения, после чего, указывает истец, он обратился в порядке досудебного урегулирования спора к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг. Решением финансового уполномоченного от дата в удовлетворении его просьбы о доплате страхового возмещения отказано. Полагая, что указанное решение является незаконным, истец обратился с данным иском в суд.

В судебном заседании истец не присутствовал, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал данный иск, пояснив суду, что после указанного дорожно-транспортного происшествия машина истцом была продана, дата отчуждения, как и цена сделки, ему неизвестны.

Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что дата произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего истцу на праве собственности транспортного средства ------ гос. рег. знак ----- и транспортного средства ------, гос. рег. знак ----- под управлением водителя ФИО6

Гражданская ответственность истца застрахована в АО «Страховая бизнес группа».

Данный случай страховой организацией признан страховым. В рамках рассмотрения заявления истца страхователем был организован осмотр поврежденного транспортного средства, о чем дата составлен акт осмотра ----- и в целях определения размера страхового возмещения организовано проведение независимой технической экспертизы, проведение которой поручено ИП ФИО7 Из составленного данным экспертом-техником заключения от дата стоимость восстановительного ремонта составила без учета износа 45 200 руб., с учетом износа 41 300 руб., величина УТС – 5 500 руб.

дата страховая компания выплатила истцу страховую выплату в сумме 46 800 руб.

Не согласившись с размером выплаченного страхового возмещения, истец обратился к ИП ФИО5 для проведения экспертизы по установлению стоимости восстановительного ремонта, согласно заключению которого сумма восстановительного ремонта определена указанным экспертом в размере 243 000 руб. Полагая, что разница в сумме 196 200 руб. подлежит возмещению, истец направил страховщику претензию и не получив ответа об ее удовлетворении, в порядке досудебного урегулирования спора обратился к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, представив ему заключение ИП ФИО5 о стоимости восстановительного ремонта.

В рамках рассмотрения данного обращения, финансовым уполномоченным принято решение о проведении независимой технической экспертизы, проведение которой было поручено ООО «------» (эксперт-техник ФИО8) Согласно заключению данной организации от дата, стоимость восстановительного ремонта принадлежащего истцу транспортного средства без учета износа составила 39 476 руб., с учетом износа 36 100 руб., стоимость транспортного средства до повреждения – 1 191 511 руб., полная гибель не наступила, расчет годных остатков не производится. В связи с тем, что страховая компания выплату страхового возмещения произвела в полном объеме, решением от дата финансовый уполномоченный в удовлетворении просьбы истца о доплате страхового возмещения отказал.

Правоотношения по договору обязательного страхования регулируются нормами главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а также Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 4 статьи 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда была застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По смыслу пунктов 10, 11 и 13 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный п. 11 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.

Требования к независимой технической экспертизе транспортных средств, закреплены в ст. 12.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, которая императивно определяет требования к независимой технической экспертизе транспортного средства, проводимой на этапе досудебного урегулирования спора.

В частности, такая экспертиза проводится: по правилам, утверждаемым Банком России и с использованием Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (п. 2 ст. 12.1); 2) экспертом-техником или экспертной организацией, которая должна иметь в штате не менее одного эксперта-техника. В свою очередь, экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (п. 4 ст. 12.1).

В настоящее время это Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано в Минюсте России 1 октября 2014 г. N 34212) и Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (зарегистрировано в Минюсте России 3 октября 2014 г. N 34245.

Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ), вступившим в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с 1 июня 2019 года предусмотрено, что в случае несогласия потребителя финансовой услуги (потерпевшего) с решением страховой компании (финансовой организации) о выплате страхового возмещения потребитель финансовой услуги должен обратиться за разрешением данного вопроса к финансовому уполномоченному, который вправе организовать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения (ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ), экспертное исследование должно соответствовать требованиям, установленным ст. 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ).

В случае несогласия со вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться с заявлением непосредственно к финансовой организации в порядке гражданского судопроизводства (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 4 июня 2018 N 123-ФЗ).

При этом, как следует из п. 4 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», утвержденными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18 марта 2020 года, если при рассмотрении обращения потребителя финансовым уполномоченным было организовано и проведено экспертное исследование, то вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы по тем же вопросам разрешается судом применительно к положениям статьи 87 ГПК РФ о назначении дополнительной или повторной экспертизы, в связи с чем на сторону, ходатайствующую о назначении судебной экспертизы, должна быть возложена обязанность обосновать необходимость ее проведения. Несогласие заявителя с результатом организованного финансовым уполномоченным экспертного исследования, наличие нескольких экспертных исследований, организованных заинтересованными сторонами, безусловными основаниями для назначения судебной экспертизы не являются.

Пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приведенными положениями закона Правительство Российской Федерации в пункте 1 постановления от 17 октября 2014 г. N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" определило Министерство транспорта Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а Министерство юстиции Российской Федерации - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

Согласно пункту 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. N 160 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" государственный реестр экспертов-техников ведется в электронном виде в автоматизированной информационной системе "Государственный реестр экспертов-техников" путем внесения в Реестр реестровых записей.

Согласно пунктам 9 и 10 названного приказа, выписка из реестра оформляется на бланке письма Министерства юстиции Российской Федерации. В выписке из реестра указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта-техника, основание внесения в реестр и регистрационный номер эксперта-техника. Выписка из реестра направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений об эксперте-технике.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2016 г. N 277 утверждены Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

Согласно пункту 3 названных Требований (в редакции, действовавшей на момент проведения судебной экспертизы по настоящему делу) профессиональная аттестация экспертов-техников проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. N 8 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников".

Профессиональная аттестация экспертов-техников осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации (пункт 4).

Как следует из материалов дела, экспертиза, организованная финансовым уполномоченным в рамках досудебного урегулирования спора о сумме страхового возмещения по договору ОСАГО проведена экспертом-техником, включенным в реестр экспертов-техников и прошедшим профессиональную аттестацию в МАК и в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П) и с использованием Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П).

Поскольку в материалах дела имеются результаты экспертизы, проведенной страховой компанией и финансовым уполномоченным в соответствии с установленными Банком Правилами и Методикой, установившими отсутствие оснований для дополнительной страховой выплаты, и, учитывая, что сумма страхового возмещения по страховым спорам, вытекающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности рассчитывается по единым Правилам и Методике на всех стадиях прохождения спора, правовых оснований для удовлетворения данного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 196 200 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 2 000 ░░░., ░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░ 2021 ░░░░.

2-1890/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ипатов Дмитрий Анатольевич
Ответчики
АО "Страховая бизнес группа"
Другие
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг
ООО "Центр юридической помощи"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на сайте суда
leninsky--chv.sudrf.ru
04.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.03.2021Передача материалов судье
05.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее