Дело № 2-561/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Турочакского
района Республики Алтай Бедарева А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай об обязании поставить на учет в территориальном органе федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав бесхозяйные объекты электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере тепло-, электро-, водо-, газоснабжения, на территории района выявлены бесхозные объекты электроснабжения, права собственности на которые не оформлены. Такими объектами являются: ВЛ-10 кВЛ Турочак (до ТП-18-3-30), с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 0,45 км.; ТП 10/0,4 кВ 18-30-3, с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-3-30, с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 3,6 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-3-8, с. Турочак, ул. Титова, ул. Красноармейская, протяженностью 2.06 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-3-15, с. Турочак, ул. Подгорная (Налоговая), протяженностью 1,20 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-3-26, с. Турочак, ул. Тельмана (ЦДТ), протяженностью 0,36 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-10-1, с. Турочак, ул. Тельмана (РЭС), протяженностью 0,65 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-5-2, с. Турочак, ул. Луговая, протяженностью 0,84 км; ВЛ-0,4 кВ от ТП 18-4-1, с. Турочак, ул. Солнечная, протяженностью 0,19 км. Указанные объекты электроснабжения являются недвижимым имуществом, поскольку обладают всеми его признаками, являются сооружениями, связанными с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Обладание правом на такое имущество подлежит регистрации в органе государственной регистрации прав. Сельская администрация Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай не выполнила свои обязанности по принятию своевременных мер по подготовке и обращению с заявлением в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанных бесхозных объектов электроснабжения, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в с. Турочак на безопасное функционирование объектов электроснабжения и может повлечь получение коммунальных услуг ненадлежащего качества. Прокурор просил суд - обязать ответчика в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить и обратиться с заявлениями о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанных в иске объектов недвижимого имущества.
17.08.2023 определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети».
06.10.2023 прокурор Турочакского района Республики Алтай в уточненном исковом заявлении указал, что согласно сведений ППК «Роскадастр» на учете в ЕГРН не стоят следующие воздушные линии - ВЛ-10 кВЛ Турочак (до ТП 18-3-30), с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 0,45 км; - ВЛ-04 кВ от ТП 18-3-26, с. Турочак, ул. Тельмана (ЦДТ), протяженностью 0,36 км., уточнил исковые требования, и просит суд: обязать сельскую администрацию Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, подготовить и обратиться с заявлениями о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества: ВЛ-10 кВЛ Турочак (до ТП 18-3-30), с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 0,45 км; ВЛ-04 кВ от ТП 18-3-26, с. Турочак, ул. Тельмана (ЦДТ), протяженностью 0,36 км.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в их отсутствие, не просили.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.И. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Вещь является недвижимой либо в силу своих природных, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). В контексте градостроительного законодательства линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства, но имеют иной правовой режим в части процедур проектирования, строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию. К линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.
В письменном заявлении, приобщенном к материалам дела, ответчик сельская администрация Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай указала, что возложение обязанности постановки бесхозяйных объектов в ЕГРН на орган местного самоуправления ведет к нагрузке на местный бюджет, так как требуются денежные средства на оформление сетей как объектов недвижимости, изготовление технических паспортов объектов, проведение межевых работ. Орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком, указанные объекты электроснабжения эксплуатируются ПАО «МРСК Сибири», которое и должно заниматься их постановкой на учет.
Представитель ответчика - филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» Воропаев Д.В., действующий на основании доверенности № 00/113/22/33 от 27.04.2022, в письменном отзыве исковые требования, приобщенном к материалам дела, уточненные исковые требования, не признал в полном объеме, указал, что указанные в иске объекты являются движимым имуществом их правовое положение не регулируется п. 3 ст. 225 ГК РФ, филиал является ненадлежащим ответчиком поскольку постановка на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества отнесена к полномочиям органа местного самоуправления.
Выслушав процессуального истца, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абз. 1 п. 3).
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы 1 и 2).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (п. 5 ст. 225 ГК РФ).
Из анализа приведенных норм закона следует, что органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект, организации (лица), осуществляющие эксплуатацию таких линейных объектов, вправе обратиться с указанным заявлением в соответствующий компетентный орган, императивная обязанность такого обращения у них отсутствует.
В связи с чем, рассматриваемые исковые требования к филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела установлено, что на территории Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай находятся не состоящие на учете в ЕГРН воздушные линии: ВЛ-10 кВЛ Турочак (до ТП 18-3-30), с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 0,45 км; ВЛ-04 кВ от ТП 18-3-26, с. Турочак, ул. Тельмана (ЦДТ), протяженностью 0,36 км.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
В контексте градостроительного законодательства линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства, но имеют иной правовой режим в части процедур проектирования, строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию.
В соответствии с пп. «в» п. 2 раздела I «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 к видам объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков относятся линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.
Общими для всех линейных объектов является следующий перечень характеристик: длина объекта намного превышает его ширину; объект является сооружением; объекту свойственна связь с земельными участками; в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом.
К линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.
В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.
Пунктом 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к линейным объектам относятся - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в Градостроительном кодексе РФ, касаются объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, указанные в иске объекты электроснабжения, являются недвижимым имуществом, входящим в состав сложного объекта.
В связи с изложенным доводы представителя ответчика филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» и представленное им в дело заключение по вопросу объектов электросетевого хозяйства к движимому имуществу, суд не принимает во внимание, поскольку указанные объекты были рассмотрены специалистами как самостоятельные объекты, без учета их отнесения к составу сложной вещи.
Поскольку указанные объекты электроснабжения находятся на территории Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, обязанность по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, возложена на сельскую администрацию Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
При установленных обстоятельствах, доводы сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на неверном понимании права.
Доводы сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай о том, что возложение обязанности по постановке бесхозяйных объектов электроснабжения будет являться существенной нагрузкой на бюджет поселения, не являются основанием для отказа в иске.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай к сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай (ИНН 0411005358, ОГРН 1020400749566) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ИНН 0407006895, ОГРН 1060407000015), в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, подготовить и обратиться с заявлениями о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества: ВЛ-10 кВЛ Турочак (до ТП 18-3-30), с. Турочак, ул. Казанцева, ул. Маскаева, протяженностью 0,45 км; ВЛ-04 кВ от ТП 18-3-26, с. Турочак, ул. Тельмана (ЦДТ), протяженностью 0,36 км. В удовлетворении данных исковых требований к филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327), отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2023 г.
Судья К.В. Албанчинова