Дело №2-399/2020
РЕШЕНИЕ опия
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богучар 13 августа 2020 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Жиляковой Г.И.,
с участием представителя истца администрации Богучарского муниципального района Воронежской области Кожанова А.Ю. по доверенности,
ответчика ФИО3 и его представителя адвоката Сидоренко Е.Ф., представившей удостоверение №, ордер 82,
при секретаре Сумской А.С.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сывороткину В. С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Сывороткину В.С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства в размере № рублей, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.
В 2018 году молодой семье ФИО9 была предоставлена социальная выплата в размере № рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ опт17.12.2010 № 1050 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником основного мероприятия может быть молодя семья, признана нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п.7 вышеуказанных правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности у ФИО3 и ФИО4 имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, молодая семья ФИО9 должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно молодой семьей было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье ФИО9 в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.
Представитель истца администрации Богучарского муниципального района Воронежской области Кожанов А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных администрацией Богучарского муниципального района требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 - адвокат Сидоренко Е.Ф., возражала против удовлетворения заявленных администрацией Богучарского муниципального района требований в полном объеме, в связи с тем, что истец не представил доказательств намеренного ухудшения нами жилищных условий, суду пояснила, что истец представил в суд постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», в связи с опечаткой в тексте: «сын» на «муж».
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050), участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В п.7. Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.
Для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, указанные в п.9 Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. ( п.9).
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» наша семья в составе трех человек была признана нуждающейся и встала на очередь за получением жилищной субсидии. С этого дня и до дня подачи иска, включая в 2018 году предоставление нашей семье в составе из четырех человек субсидии, которую мы направили на покупку жилья, истец не предъявлял нам никаких претензий, с очереди нуждающихся нас не снимали.
Таким образом, на протяжение почти 8 лет, оснований для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, предусмотренной п.22 Правил у истца не имелось.
Согласно п.2 Правил., социальные выплаты используются на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Семья ФИО9, жена, муж, двое несовершеннолетних детей, приобрели в общую долевую собственность жилье, в том числе с использованием полученной субсидии.
Сделки по распоряжению недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним детям, могут быть совершены только в нотариальной форме и с согласия органов опеки и попечительства.
Истец ссылается в обоснование иска на ст. 53 ЖК РФ, полагает, что они намеренно, решениями Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми признаны недействительными (ничтожными) сделки с участием несовершеннолетних, ухудшили свои жилищные условия, до постановки их на учет.
Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решения Богучарского суда, о признании недействительными сделок не являются намеренными ухудшениями ФИО10 своих жилищных условий.
Согласно ст. 194 ГПК РФ, постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда. Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 ГПК РФ).
Согласно ст. 209 ГПК РФ, решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
Решения суда от ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из иска следует, что Истец знал о принятых судом решениях с 2012 года и, в случае несогласия с принятыми решениями мог и должен был обжаловать данные факты. Однако истцом этого не было сделано на протяжении последующих пяти лет.
Судебное решение - это любой акт суда (судьи), которым подводится итог рассмотрению конкретного дела или возникшего в связи с ним вопроса, подтверждаются или не подтверждаются юридически значимые факты и определяются правовые последствия, которые должны наступить в соответствии с предписаниями закона.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Признание судом сделки недействительной по основаниям ее ничтожности не относится к действиям по распоряжению собственником, имеющихся у них на праве долевой собственности жилым помещением, поскольку сделка по приватизации жилья с участием несовершеннолетних признана ничтожной судом.
Данный иск направлен фактически на оспаривание действий ответчиков по реализации своих гражданских прав в суде, требования истца не основаны на законе.
Согласно вышеуказанных особенностей, одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов. Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы. Федеральная целевая программа "Жилище" включала в себя мероприятия по направлению: оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации.
Кроме указанного, просила применить последствия пропуска срока исковой давности по любому из возможных оснований, в том числе, по оспариванию действий (бездействий) ФИО9, или вступившего в законную силу решения суда от 07.12.2012г.
Ответчица ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с занятостью на работе, с заявленным администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области исковым заявлением не согласна.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает заявленные администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области требования подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья).
Постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.
В 2018 году молодой семье ФИО9 была предоставлена социальная выплата в размере № рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ опт17.12.2010 № 1050 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником основного мероприятия может быть молодя семья, признана нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п.7 вышеуказанных правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности у ФИО3 и ФИО4 имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ), данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном ухудшении ответчиками своих жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, молодая семья ФИО9 должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно молодой семьей было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье ФИО9 в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.
С учетом изложенного, установив, что законных оснований для получения социальной выплаты у ответчиков не имелось, полагаю, что денежные средства в размере № рублей составляют неосновательное обогащение ответчиков и подлежат возврату.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку в процессе принятия решения о признании семьи ФИО9, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в список участников целевой программы, не были соблюдены требования жилищного законодательства, полагаю, что ответчики неосновательно получили социальную выплату на улучшение жилищных условий.
Доводы представителя ответчика о том, что постановления администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района о признании семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях, не признано незаконным, не отменено, не было обжаловано, на правильность выносимого решения повлиять не могут, поскольку не соответствующий закону акт органа местного самоуправления не может быть применим.
На основании вышеизложенного, заявленные администрацией Богучарского муниципального района требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сывороткину В. С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства в размере № рублей - удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ФИО4 солидарно в пользу администрации Богучарского муниципального района Воронежской области денежные средства в сумме №) рублей по социальной выплате администрации Богучарского муниципального района на расчетный счет №, отделение Воронеж, <адрес>, ИНН 3603002878, КПП 360301001, БИК 042007001, ОКТМО 20605101, получатель: УФК по <адрес> (отдел по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, 05313D00060).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Г.И.Жилякова
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2020г.
Дело №2-399/2020
РЕШЕНИЕ опия
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богучар 13 августа 2020 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Жиляковой Г.И.,
с участием представителя истца администрации Богучарского муниципального района Воронежской области Кожанова А.Ю. по доверенности,
ответчика ФИО3 и его представителя адвоката Сидоренко Е.Ф., представившей удостоверение №, ордер 82,
при секретаре Сумской А.С.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сывороткину В. С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Сывороткину В.С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства в размере № рублей, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.
В 2018 году молодой семье ФИО9 была предоставлена социальная выплата в размере № рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ опт17.12.2010 № 1050 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником основного мероприятия может быть молодя семья, признана нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п.7 вышеуказанных правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности у ФИО3 и ФИО4 имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, молодая семья ФИО9 должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно молодой семьей было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье ФИО9 в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.
Представитель истца администрации Богучарского муниципального района Воронежской области Кожанов А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных администрацией Богучарского муниципального района требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 - адвокат Сидоренко Е.Ф., возражала против удовлетворения заявленных администрацией Богучарского муниципального района требований в полном объеме, в связи с тем, что истец не представил доказательств намеренного ухудшения нами жилищных условий, суду пояснила, что истец представил в суд постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», в связи с опечаткой в тексте: «сын» на «муж».
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050), участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В п.7. Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.
Для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, указанные в п.9 Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок. ( п.9).
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» наша семья в составе трех человек была признана нуждающейся и встала на очередь за получением жилищной субсидии. С этого дня и до дня подачи иска, включая в 2018 году предоставление нашей семье в составе из четырех человек субсидии, которую мы направили на покупку жилья, истец не предъявлял нам никаких претензий, с очереди нуждающихся нас не снимали.
Таким образом, на протяжение почти 8 лет, оснований для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, предусмотренной п.22 Правил у истца не имелось.
Согласно п.2 Правил., социальные выплаты используются на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Семья ФИО9, жена, муж, двое несовершеннолетних детей, приобрели в общую долевую собственность жилье, в том числе с использованием полученной субсидии.
Сделки по распоряжению недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним детям, могут быть совершены только в нотариальной форме и с согласия органов опеки и попечительства.
Истец ссылается в обоснование иска на ст. 53 ЖК РФ, полагает, что они намеренно, решениями Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми признаны недействительными (ничтожными) сделки с участием несовершеннолетних, ухудшили свои жилищные условия, до постановки их на учет.
Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решения Богучарского суда, о признании недействительными сделок не являются намеренными ухудшениями ФИО10 своих жилищных условий.
Согласно ст. 194 ГПК РФ, постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда. Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 ГПК РФ).
Согласно ст. 209 ГПК РФ, решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
Решения суда от ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из иска следует, что Истец знал о принятых судом решениях с 2012 года и, в случае несогласия с принятыми решениями мог и должен был обжаловать данные факты. Однако истцом этого не было сделано на протяжении последующих пяти лет.
Судебное решение - это любой акт суда (судьи), которым подводится итог рассмотрению конкретного дела или возникшего в связи с ним вопроса, подтверждаются или не подтверждаются юридически значимые факты и определяются правовые последствия, которые должны наступить в соответствии с предписаниями закона.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Признание судом сделки недействительной по основаниям ее ничтожности не относится к действиям по распоряжению собственником, имеющихся у них на праве долевой собственности жилым помещением, поскольку сделка по приватизации жилья с участием несовершеннолетних признана ничтожной судом.
Данный иск направлен фактически на оспаривание действий ответчиков по реализации своих гражданских прав в суде, требования истца не основаны на законе.
Согласно вышеуказанных особенностей, одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов. Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы. Федеральная целевая программа "Жилище" включала в себя мероприятия по направлению: оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации.
Кроме указанного, просила применить последствия пропуска срока исковой давности по любому из возможных оснований, в том числе, по оспариванию действий (бездействий) ФИО9, или вступившего в законную силу решения суда от 07.12.2012г.
Ответчица ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с занятостью на работе, с заявленным администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области исковым заявлением не согласна.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает заявленные администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области требования подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья).
Постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Богучарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.
В 2018 году молодой семье ФИО9 была предоставлена социальная выплата в размере № рублей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ опт17.12.2010 № 1050 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником основного мероприятия может быть молодя семья, признана нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п.7 вышеуказанных правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Поповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО9 была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности у ФИО3 и ФИО4 имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ), данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном ухудшении ответчиками своих жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, молодая семья ФИО9 должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно молодой семьей было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Богучарского муниципального района предложила молодой семье ФИО9 в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.
С учетом изложенного, установив, что законных оснований для получения социальной выплаты у ответчиков не имелось, полагаю, что денежные средства в размере № рублей составляют неосновательное обогащение ответчиков и подлежат возврату.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку в процессе принятия решения о признании семьи ФИО9, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в список участников целевой программы, не были соблюдены требования жилищного законодательства, полагаю, что ответчики неосновательно получили социальную выплату на улучшение жилищных условий.
Доводы представителя ответчика о том, что постановления администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района о признании семьи ФИО9 нуждающейся в жилых помещениях, не признано незаконным, не отменено, не было обжаловано, на правильность выносимого решения повлиять не могут, поскольку не соответствующий закону акт органа местного самоуправления не может быть применим.
На основании вышеизложенного, заявленные администрацией Богучарского муниципального района требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сывороткину В. С., ФИО4 о возложении обязанности возвратить денежные средства в размере № рублей - удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ФИО4 солидарно в пользу администрации Богучарского муниципального района Воронежской области денежные средства в сумме №) рублей по социальной выплате администрации Богучарского муниципального района на расчетный счет №, отделение Воронеж, <адрес>, ИНН 3603002878, КПП 360301001, БИК 042007001, ОКТМО 20605101, получатель: УФК по <адрес> (отдел по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Богучарского муниципального района Воронежской области, 05313D00060).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Г.И.Жилякова
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2020г.