КОПИЯ
Дело № 12-52/2022
39RS0004-01-2022-000707-88
Р Е Ш Е Н И Е
31 марта 2022 года г. Калининград
Судья Московского районного суда г. Калининграда Вольтер Г.В.,
при секретаре Юсуповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Матвеевой Натальи Сергеевны в интересах генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова Олега Валерьевича на постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабана Г.Н. №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабана Г.Н. №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: «Склад моноэтиленгликоля» рег.номер А21-07001-0001», в связи с чем подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по факту того, что допускается эксплуатация опасного производственного объекта «Склад моноэтиленгликоля» рег.№ А21- 07001-0001», без лицензии на осуществление деятельности - «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник Матвеева Н.С. в интересах генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова О.В. обратилась в суд с жалобой, указывая, что объектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, являются нарушения в области предпринимательской деятельности.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями указанного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом.
Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ правонарушениях; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - по части 1 статьи 9.1 указанного Кодекса.
Нормы, содержащиеся в ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Между тем по настоящему делу об административном правонарушении генеральному директору Общества Драганову О.В. вменено осуществление предпринимательской деятельности с использованием (эксплуатацией) опасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии.
Данное бездействие образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.
В постановлении №/Г1С от ДД.ММ.ГГГГ не содержится описания состава административного правонарушения (объективной стороны) в отношении Драганова О.В., а именно, какие конкретно действия, посягающие на нарушение правил промышленной безопасности совершил Драганов О.В.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором даны указания соответствующим структурным подразделениям организовать получение лицензии. Заключены соответствующие договоры на выполнение данного поручения, сотрудники прошли обучение. Генеральный директор предпринимал всевозможные действия, зависящие от него.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Просит прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, которое неверно было квалифицировано в отношении Драганова О.В. и не содержит перечня действий/ бездействий, совершенных Драгановым О.В.
В судебном заседании представитель генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова О.В. по доверенности Матвеева Н.С. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно указав, что за аналогичное правонарушение уже было привлечено к ответственности юридическое лицо ООО УК «Портовая Инфраструктура», а в обжалуемом постановлении не изложена объективная сторона в отношении физического лица-генерального директора общества.
В судебном заседании государственный инспектор отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабан Г.Н. против удовлетворения жалобы возражал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.
Как следует из ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», организация эксплуатирующие опасный производственный объект обязана, в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» ООО УК «Портовая Инфраструктура» была проведена внеплановая выездная проверка в связи с поступлением сведений об угрозе причинения вреда, изложенных в письме, поступившего из Управления ФСБ России по Калининградской области от10.12.2021№ (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о возникновении угрозы причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/А: при визуальном осмотре опасного производственного объекта «Склад моноэтиленгликоля» per. №А21-07001-0001 от ДД.ММ.ГГГГ и III класс опасности, было установлено, что Резервуар РВС-5000 не оснащен системами контроля и управления опасными параметрами процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, давление, способы снятия вакуума). На резервуаре РВС-5000 имеется механический уровнемер. Показания уровнемера свидетельствуют о наличии моноэтиленгликоля с высотой взлива 90 см. С учетом внутреннего диаметра РВС-5000 20,9 м, объем составляет 308 м3. Площадка ОПО «Склад моноэтиленгликоля» не снащена средствами автоматического газового контроля. Устройство налива моноэтиленгликоля в автоцистерны не оснащено устройством,исключающим перелив цистерны. Инженерно-технический персонал не имеет документов, подтверждающих подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Указанные действия (бездействие) приводят к нарушениям следующих обязательных требований: Допускается эксплуатация опасного производственного объекта «Склад моноэтиленгликоля» рег.номер А21-07001-0001» без лицензии на осуществление деятельности – «Эксплуатация взрывоопасных и химически опасных объектов I, II и III классов опасности».
Данные обстоятельства подтверждаются: Свидетельством о регистрации №А21-07001 от ДД.ММ.ГГГГ, Журналом периодических осмотров и устранения неисправностей такелажного оборудования, Карточкой № складского учета материалов поставщик Экополимеры, материалом - МЭГ, Карточкой № складского учета материалов поставщик Экополимеры, материалом - МЭГ, Актом приема груза на ответственное хранение № от ДД.ММ.ГГГГ, моноэтиленгликоль в количестве 3066,322 тонн, свидетельствуют об эксплуатации опасного производственного объекта «Складмоноэтиленгликоля» рег.№ А21-07001-0001 на котором осуществляется обращение опасного вещества (прием, хранение, выдача), протоколом №/ПТ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабана Г.Н. №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: «Склад моноэтиленгликоля» рег.номер А21-07001-0001», в связи с чем подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по факту того, что допускается эксплуатация эксплуатации опасного производственного объекта «Склад моноэтиленгликоля» рег.№ А21- 07001-0001», без лицензии на осуществление деятельности - «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Суд не принимает довод жалобы представителя о том, что государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабаном Г.Н. была дана неверная квалификация вышеуказанным действиям, поскольку осуществление деятельности без лицензии образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим осуществление обществом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности, установленных Законом № 116-ФЗ, и, следовательно, наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Также суд не принимает и довод жалобы о том, что в постановлении №/Г1С от ДД.ММ.ГГГГ не содержится описания состава административного правонарушения (объективной стороны) в отношении Драганова О.В., поскольку в постановлении содержатся ссылки на должностные обязанности генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова О.В., которые не были им исполнены надлежащим образом.
Так, в постановлении указано, что Драганов О.В. в соответствии с п. 2.1.1 и п. 2.1.3 Срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, руководит хозяйственной и финансовой деятельностью Общества, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность, эффективное использование, распоряжение имуществом Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности, выполняет управленческие функции в Обществе, связанные с распоряжением имущества Общества.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ принимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Доказательств, свидетельствующих о том, что генеральным директором ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драгановым О.В. были приняты исчерпывающие и достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в деле отсутствуют. Возможности для их соблюдения имелись, однако, не были приняты необходимые меры по организации и контролю их соблюдения.
Направление сотрудников на обучение и указания соответствующим структурным подразделениям организовать получение лицензии не являются достаточными мерами, направленными на соблюдение требований действующего законодательства.
Установив обстоятельства по делу, исследовав доказательства, государственный инспектор отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Барабан Г.Н. пришел к верному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Генеральному директору ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганову О.В. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в связи с чем, оно не подлежит снижению.
Постановление о привлечении генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова О.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Барабана Г.Н. №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО УК «Портовая Инфраструктура» Драганова Олега Валерьевича к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу защитника Матвеевой Натальи Сергеевны без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получении копии решения.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: ФИО5