УИД 71RS0001-01-2023-001237-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 августа 2023 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Барановой Л.П.,
при секретаре Богдановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области гражданское дело №2-1150/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обратилось в суд с иском к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в Управление Роспотребнадзора по Тульской области 07.04.2023 из Тульской природоохранной прокуратуры поступило обращение ФИО1 по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности животноводческой фермы в непосредственной близости от жилой застройки и размещении, хранении, переработки и утилизации обществом с ограниченной ответственностью «Раздолье-Агро» отходов производства (навоз), что ухудшает условия проживания жителей <адрес>.
С целью всестороннего, объективного рассмотрения обращения по существу, в соответствии с ч. 3 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в адрес юридического лица направлен запрос о представлении информации № от 19.05.2023.
Из представленной ответчиком 22.05.2023 информации следует, что ООО «Раздолье-Агро» осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес>, в результате которой образуются навоз от крупного рогатого скота (побочные продукты животноводства). Навоз временно накапливается и размещается на земельном участке, принадлежащем ООО «Раздолье-Агро» на праве собственности на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. Навозохранилище так же принадлежит обществу, используется для временного накопления навоза.
С целью недопустимости нарушений обязательных требований, 02.06.2023 ООО «Раздолье - Агро» объявлено предостережение № и предложено принять меры по соблюдению ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, раздела 11, п. 11.3 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 270 раздела XI СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», обеспечить соблюдение обязательных требований в части обоснования размера санитарно-защитной зоны, а так же санитарно-эпидемиологические требования к отходам животноводства по адресу: <адрес>
Согласно ответу ООО «Раздолье-Агро» № от 30.06.2023, поголовье скота на территории <адрес> составляет 1180 голов, из которых коровы - основное стадо 657 голов, молодняк 523 голов. Животноводческая ферма на мощность 768 дойных коров, площадь 3013,9 кв. м, находятся - коровы основное стадо 657 голов. Коровник 2-х рядный 818,8 кв. м, находится - молодняк старше года 257 голов. Выгульная оборудованная площадка 122 м для содержания скота с кормовым столом находится - молодняк до 12 мес. в количестве 266 голов.
Таким образом, проектная мощность животноводческой фермы с коровником и выгульной площадкой для содержания скота с кормовым столом, составляет 1291 голов (768 - дойных коров, 257 - молодняк старше года, 266 - молодняк до 12 месяцев), что указывает на отнесение объекта к II классу опасности.
Общедоступный реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (http://fp.crc.ru), не содержит сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении ООО «Раздолье-Агро» на пpoект санитарно-защитной зоны.
ООО «Раздолье-Агро» осуществляет хозяйственную деятельность по разведению скота в нарушение требований законодательства о санитарном благополучии населения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 - пунктов 2.1, 3.1, подпункта 11.2.2 п. 11.2 раздела класс II), что приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>, путем возникновения и распространения инфекционных заболеваний, общих для человека и животных (гельминтозы, туберкулез, бешенство, листериоз и др.), а также ухудшает условия проживания граждан, чьи домовладения расположены в непосредственной близости от ООО «Раздолье-Агро» в <адрес>.
На основании вышеизложенного, просит обязать ООО «Раздолье-Агро» разработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 в срок до 01.10.2023.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания истец извещён надлежащим образом. В адресованном суду письменном ходатайстве представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сопикова Е.В. просила провести судебное заседание в отсутствие представителя, указав, что в настоящий момент в Управлении отсутствуют сведения о разработке ООО «Раздолье-Агро» проекта санитарно-защитной зоны, реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию не содержит сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении ООО «Раздолье-Агро» на проект санитарно-защитной зоны. Управление Роспотребнадзора по Тульской области просит удовлетворить исковые требования с целью недопущения нарушения обществом требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Представитель ответчика ООО «Раздолье-Агро» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало. Ранее, в адресованных суду письменных возражениях генеральный директор ООО «Раздолье-Агро» Сонин С.В. указал, что ООО «Раздолье-Агро» ведет работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Разработка проекта занимает длительное время, так как необходимы данные с учетом различных погодных условий, в связи с чем, требуемый истцом срок является неразумным.
Тульский природоохранный прокурор, привлеченный к участию в деле определением суда от 17.07.2023, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учётом положений ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Согласно статье 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 105 ЗК РФ, санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Статьей 52 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Частью 1 и 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что при эксплуатации объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха. В проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух (ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Пунктом 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № от 25.09.2007 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Фермы крупного рогатого скота от 1,2 тысяч до 2 тысяч голов и до 6 тысяч скотомест для молодняка, согласно п. 11.2.2 раздела 11 «Объекты и производства агропромышленного комплекса» таблицы 7.1 «Промышленные объекты и производства» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относится к предприятиям II класса опасности, а, следовательно, согласно раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по санитарной классификации, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен для них составлять 500 метров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Раздолье-Агро», расположенного по адресу: <адрес>, стр.6, является смешанное сельское хозяйство, одним из дополнительных видов деятельности является животноводство, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № от 28.06.2023.
ООО «Раздолье-Агро» является собственником земельного участка, с кадастровым №, площадью 87 992 +/- 104 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН № от 01.08.2023.
07.04.2023 в Управление Роспотребнадзора по Тульской области из Тульской природоохранной прокуратуры поступило обращение ФИО1 по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности животноводческой фермы в непосредственной близости от жилой застройки и размещении, хранении, переработки и утилизации ООО «Раздолье-Агро» отходов производства (навоз), что ухудшает условия проживания жителей <адрес>.
Управлением Роспотребнадзора по Тульской области у ответчика ООО «Раздолье-Агро» были истребованы сведения (пояснения) о хозяйствующем субъекте, эксплуатирующем земельный участок для складирования помета, что подтверждается письменным запросом за исх.№ от 19.05.2023.
Из письменного ответа ООО «Раздолье-Агро» за исх.№ от 22.05.2023 на вышеуказанный запрос следует, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес>, в результате которой образуются навоз от крупного рогатого скота (побочные продукты животноводства). Навоз временно накапливается и размещается на земельном участке, с кадастровым №, принадлежащем Обществу на праве собственности. Навозохранилище также принадлежит Обществу, используется для временного накопления навоза, поскольку площадка забетонирована и изолирована, загрязнение почвы на рядом расположенных земельных участках не допускается. Поголовье скота находящегося на территории <адрес> составляет 1 180 голов, что также подтверждается письменными пояснениями Общества за исх. № от 30.06.2023.
02.06.2023 Управлением Роспотребнадзора по Тульской области объявлено предостережение ООО «Раздолье-Агро» за № о необходимости принятия мер по соблюдению обязательных требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, к отходам животноводства (навоза) по адресу осуществления деятельности: <адрес>, стр. 6.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Раздолье-Агро» (заказчик) и ООО Центр экологии и охраны труда «Тулатехэкспертиза» (исполнитель), заключен договор №, в соответствии с п. 1.1 которого, заказчик поручил, а исполнитель принял на себя выполнение следующих работ: разработка проекта установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для животноводческой фермы по адресу: <адрес> в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; определение границ СЗЗ для объекта в системе координат МСК-71.1, подготовка ХМL-файла для постановки границ СЗЗ на кадастровый учет; сопровождение согласования проекта СЗЗ для объекта при прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы в аккредитованном органе инспекции; сопровождение проекта СЗЗ для объекта при получении решения об установлении СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора по Тульской области.
Из п. 4.2 вышеуказанного договора следует, что сроки исполнения работ по п. 1.1 настоящего договора установлены в период с 25.07.2023 по 25.07.2024.
Таким образом, до настоящего времени предостережение Управления Роспотребнадзора по Тульской области в полном объеме ответчиком не исполнено, проект санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Обществом не разработан, что приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>, а, следовательно, заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Управление Роспотребнадзора по Тульской области просило обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны в срок до 01.10.2023.
Однако, поскольку разработка вышеуказанного проекта требует значительных финансовых и временных затрат, суд считает целесообразным предоставить ответчику ООО «Раздолье-Агро» срок для устранения допущенных нарушений до 29.12.2023, что по мнению суда не нарушает баланса сторон и не отдаляет защиту прав истца и третьих лиц на значительный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска был освобожден, в силу подп. 8 п.1 ст. 333.20, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размер 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, удовлетворить.
Обязать ООО «Раздолье-Агро» (ОГРН №) разработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007, в срок до 29 декабря 2023 года.
Взыскать с ООО «Раздолье-Агро» в доход бюджета муниципального образования Заокский район государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.П. Баранова
Мотивированное заочное решение изготовлено 18 августа 2023 года.
Председательствующий Л.П. Баранова