Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1150/2023 ~ М-987/2023 от 13.07.2023

                                                                                 УИД 71RS0001-01-2023-001237-07

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 августа 2023 года       г. Алексин Тульской области

        Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Барановой Л.П.,

при секретаре Богдановой Т.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области гражданское дело №2-1150/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обратилось в суд с иском к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в Управление Роспотребнадзора по Тульской области 07.04.2023 из Тульской природоохранной прокуратуры поступило обращение ФИО1 по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности животноводческой фермы в непосредственной близости от жилой застройки и размещении, хранении, переработки и утилизации обществом с ограниченной ответственностью «Раздолье-Агро» отходов производства (навоз), что ухудшает условия проживания жителей <адрес>.

С целью всестороннего, объективного рассмотрения обращения по существу, в соответствии с ч. 3 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в адрес юридического лица направлен запрос о представлении информации от 19.05.2023.

Из представленной ответчиком 22.05.2023 информации следует, что ООО «Раздолье-Агро» осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес>, в результате которой образуются навоз от крупного рогатого скота (побочные продукты животноводства). Навоз временно накапливается и размещается на земельном участке, принадлежащем ООО «Раздолье-Агро» на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Навозохранилище так же принадлежит обществу, используется для временного накопления навоза.

С целью недопустимости нарушений обязательных требований, 02.06.2023 ООО «Раздолье - Агро» объявлено предостережение и предложено принять меры по соблюдению ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, раздела 11, п. 11.3 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 270 раздела XI СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», обеспечить соблюдение обязательных требований в части обоснования размера санитарно-защитной зоны, а так же санитарно-эпидемиологические требования к отходам животноводства по адресу: <адрес>

Согласно ответу ООО «Раздолье-Агро» от 30.06.2023, поголовье скота на территории <адрес> составляет 1180 голов, из которых коровы - основное стадо 657 голов, молодняк 523 голов. Животноводческая ферма на мощность 768 дойных коров, площадь 3013,9 кв. м, находятся - коровы основное стадо 657 голов. Коровник 2-х рядный 818,8 кв. м, находится - молодняк старше года 257 голов. Выгульная оборудованная площадка 122 м для содержания скота с кормовым столом находится - молодняк до 12 мес. в количестве 266 голов.

Таким образом, проектная мощность животноводческой фермы с коровником и выгульной площадкой для содержания скота с кормовым столом, составляет 1291 голов (768 - дойных коров, 257 - молодняк старше года, 266 - молодняк до 12 месяцев), что указывает на отнесение объекта к II классу опасности.

Общедоступный реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (http://fp.crc.ru), не содержит сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении ООО «Раздолье-Агро» на пpoект санитарно-защитной зоны.

ООО «Раздолье-Агро» осуществляет хозяйственную деятельность по разведению скота в нарушение требований законодательства о санитарном благополучии населения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 - пунктов 2.1, 3.1, подпункта 11.2.2 п. 11.2 раздела класс II), что приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>, путем возникновения и распространения инфекционных заболеваний, общих для человека и животных (гельминтозы, туберкулез, бешенство, листериоз и др.), а также ухудшает условия проживания граждан, чьи домовладения расположены в непосредственной близости от ООО «Раздолье-Агро» в <адрес>.

На основании вышеизложенного, просит обязать ООО «Раздолье-Агро» разработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 в срок до 01.10.2023.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания истец извещён надлежащим образом. В адресованном суду письменном ходатайстве представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сопикова Е.В. просила провести судебное заседание в отсутствие представителя, указав, что в настоящий момент в Управлении отсутствуют сведения о разработке ООО «Раздолье-Агро» проекта санитарно-защитной зоны, реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию не содержит сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении ООО «Раздолье-Агро» на проект санитарно-защитной зоны. Управление Роспотребнадзора по Тульской области просит удовлетворить исковые требования с целью недопущения нарушения обществом требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Представитель ответчика ООО «Раздолье-Агро» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало. Ранее, в адресованных суду письменных возражениях генеральный директор ООО «Раздолье-Агро» Сонин С.В. указал, что ООО «Раздолье-Агро» ведет работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Разработка проекта занимает длительное время, так как необходимы данные с учетом различных погодных условий, в связи с чем, требуемый истцом срок является неразумным.

Тульский природоохранный прокурор, привлеченный к участию в деле определением суда от 17.07.2023, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, с учётом положений ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Согласно статье 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 105 ЗК РФ, санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Статьей 52 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

     Частью 1 и 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что при эксплуатации объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха. В проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух (ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

    Пунктом 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Фермы крупного рогатого скота от 1,2 тысяч до 2 тысяч голов и до 6 тысяч скотомест для молодняка, согласно п. 11.2.2 раздела 11 «Объекты и производства агропромышленного комплекса» таблицы 7.1 «Промышленные объекты и производства» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относится к предприятиям II класса опасности, а, следовательно, согласно раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по санитарной классификации, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен для них составлять 500 метров.

Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Раздолье-Агро», расположенного по адресу: <адрес>, стр.6, является смешанное сельское хозяйство, одним из дополнительных видов деятельности является животноводство, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.06.2023.

ООО «Раздолье-Агро» является собственником земельного участка, с кадастровым , площадью 87 992 +/- 104 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.08.2023.

07.04.2023 в Управление Роспотребнадзора по Тульской области из Тульской природоохранной прокуратуры поступило обращение ФИО1 по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности животноводческой фермы в непосредственной близости от жилой застройки и размещении, хранении, переработки и утилизации ООО «Раздолье-Агро» отходов производства (навоз), что ухудшает условия проживания жителей <адрес>.

Управлением Роспотребнадзора по Тульской области у ответчика ООО «Раздолье-Агро» были истребованы сведения (пояснения) о хозяйствующем субъекте, эксплуатирующем земельный участок для складирования помета, что подтверждается письменным запросом за исх. от 19.05.2023.

Из письменного ответа ООО «Раздолье-Агро» за исх. от 22.05.2023 на вышеуказанный запрос следует, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес>, в результате которой образуются навоз от крупного рогатого скота (побочные продукты животноводства). Навоз временно накапливается и размещается на земельном участке, с кадастровым , принадлежащем Обществу на праве собственности. Навозохранилище также принадлежит Обществу, используется для временного накопления навоза, поскольку площадка забетонирована и изолирована, загрязнение почвы на рядом расположенных земельных участках не допускается. Поголовье скота находящегося на территории <адрес> составляет 1 180 голов, что также подтверждается письменными пояснениями Общества за исх. от 30.06.2023.

02.06.2023 Управлением Роспотребнадзора по Тульской области объявлено предостережение ООО «Раздолье-Агро» за о необходимости принятия мер по соблюдению обязательных требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, к отходам животноводства (навоза) по адресу осуществления деятельности: <адрес>, стр. 6.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Раздолье-Агро» (заказчик) и ООО Центр экологии и охраны труда «Тулатехэкспертиза» (исполнитель), заключен договор , в соответствии с п. 1.1 которого, заказчик поручил, а исполнитель принял на себя выполнение следующих работ: разработка проекта установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для животноводческой фермы по адресу: <адрес> в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; определение границ СЗЗ для объекта в системе координат МСК-71.1, подготовка ХМL-файла для постановки границ СЗЗ на кадастровый учет; сопровождение согласования проекта СЗЗ для объекта при прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы в аккредитованном органе инспекции; сопровождение проекта СЗЗ для объекта при получении решения об установлении СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора по Тульской области.

Из п. 4.2 вышеуказанного договора следует, что сроки исполнения работ по п. 1.1 настоящего договора установлены в период с 25.07.2023 по 25.07.2024.

Таким образом, до настоящего времени предостережение Управления Роспотребнадзора по Тульской области в полном объеме ответчиком не исполнено, проект санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Обществом не разработан, что приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>, а, следовательно, заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Управление Роспотребнадзора по Тульской области просило обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны в срок до 01.10.2023.

Однако, поскольку разработка вышеуказанного проекта требует значительных финансовых и временных затрат, суд считает целесообразным предоставить ответчику ООО «Раздолье-Агро» срок для устранения допущенных нарушений до 29.12.2023, что по мнению суда не нарушает баланса сторон и не отдаляет защиту прав истца и третьих лиц на значительный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска был освобожден, в силу подп. 8 п.1 ст. 333.20, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размер 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Раздолье-Агро» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, удовлетворить.

Обязать ООО «Раздолье-Агро» (ОГРН ) разработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007, в срок до 29 декабря 2023 года.

Взыскать с ООО «Раздолье-Агро» в доход бюджета муниципального образования Заокский район государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                        Л.П. Баранова

Мотивированное заочное решение изготовлено 18 августа 2023 года.

Председательствующий                        Л.П. Баранова

2-1150/2023 ~ М-987/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Тульской области
Ответчики
ООО "Раздолье-Агро"
Другие
Тульский природоохранный прокурор
Суд
Алексинский межрайонный суд Тульской области
Судья
Баранова Людмила Павловна
Дело на сайте суда
aleksinsky--tula.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Подготовка дела (собеседование)
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее