Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-486/2024 ~ М-359/2024 от 11.04.2024

Дело № 2-486/2024

Поступило в суд 11.04.2024 года

УИД 54RS0035-01-2024-000609-45

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении заявления без рассмотрения

11 июня 2024 года                   г. Татарск, Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи А.Н. Обрезана,

при секретаре судебного заседания О.Г. Цыплаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елькиной Юлии Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области о признании незаконным решения, признании права на пенсионное обеспечение, об обязании включить периоды работы в льготный стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Елькина Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области о признании незаконным решения, признании права на пенсионное обеспечение, об обязании включить периоды работы в льготный стаж указав, что статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу указания в статье 8 Закона № 400-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 30, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста ( пп.20) с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.1. указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 14 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно Соглашению государств - участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" включение периодов работы на территории иностранного государства, каким является Республика Казахстан, после распада СССР, законодательством не предусмотрено. Вместе с тем Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992 года, но и после этой даты.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утвержден Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3) могут был включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов к пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года подтверждаются справкой компетентны органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Отмена на территории Республики Казахстан с 01.01.1998 года института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правиле международного договора (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). 13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечении. В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральные законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2002 года и действовал до 01.01.2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж на работах с вредными и особо вредными условиями), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, за пределами Российской Федерации после 01.01.2022 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона я обратилась в пенсионный фонд РФ с заявлением о включении в специальный стаж периодов работы. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 01.10.2022 года величина моего индивидуального пенсионного коэффициента 35,961, а продолжительность работы 2 года 6 месяцев и 20 дней.

Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

21.07.1978 года мне исполнилось 45 лет. Согласно сведениям трудовой книжки с 30.07.1996 года по 18.06.2003 год (до 01.01.2002 года 5 лет 5 месяцев 3 дня) я обучалась
Акмалинском государственном медицинском институте, с 22.06.2002 года по 18.06.2003 год обучалась в одногодичной интернатуре.

Со 02.07.2003 года по 05.04.2019 год ( 15 лет 9 месяцев 5 дней) я работала в КГКП «Областное перинатальном центре» в качестве врача акушера - гинеколога, врача-эксперта При исчислении страхового стажа в целях расчета размера страховой пенсии периоды работа или другой деятельности, осуществлявшиеся до вступления в силу закона № 400-ФЗ, мо включаться в страховой стаж, при условии, что на момент такой деятельности они учитывали при подсчете стажа согласно действовавшему в тот период законодательству (ч. 8 ст. 13 закона № 400-ФЗ). Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590 (ныне недействующее), содержало следующую норму: в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведения средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищ, и других заведениях), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (п. 109 постановлена № 590). Соответственно, лица, у которых учеба пришлась на время действия данного постановления, могут учесть этот стаж при подсчете страхового стажа для начисления пенсии.

Считает, что в её специальный стаж должен быть включен период обучения в медицинском институте с момента поступления до действия Положения о порядке…№590, т.е. до 01.01.2002 года, а именно 5 лет 5 месяцев 3 дня.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружеств Независимых Государств (включающего Российскую Федерацию и Казахстан) урегулирован Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружеств Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Поскольку её медицинская деятельность осуществлялась в период с 02.07.2003 года по 05.04.2019 года при существовании института досрочного назначения пенсий на территории Республики Казахстан, мой трудовой стаж за данный период должен быть зачтен в специальный стаж.

Ответом 03.10.2023 года ей было отказано во включении в льготный стаж данных периодов работы и учебы, поскольку они осуществлялись на территории Казахстана.

С доводами ответчика не согласна. Просит включить в специальный
трудовой стаж периоды работы: с 30.07.1996 года по 18.06.2003 год (до 01.01.2002 года 5 лет 5 месяцев 3 дня) обучение в Акмалинском государственном медицинском институте, с 22.06.2002 года по 18.06.2003 год обучение в одногодичной интернатуре; с 02.07.2003 года по 05.04.2019 год (15 лет 9 месяцев 5 дней) работа в КГКП «Областном
перинатальном центре» в качестве врача акушера - гинеколога, врача-эксперта.

Истец Елькина Ю.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, дала суду пояснения по существу иска.

Представитель ответчика ОСФР по Новосибирской области предоставил отзыв, в котором просил в иске отказать, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Елькиной Ю.А. был дан письменный ответ на её обращение по вопросу включения в стаж периодов на соответствующих видах работ за пределами РФ. Обращение истицы не является заявлением о назначении страховой пенсии. Назначение пенсии носит заявительный характер, а истица не обращалась с заявлением установленного образца о назначении пенсии, следовательно, её права не были нарушены.

Судом установлено следующее.

На основании абзаца 2 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора ….

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", исковое заявление должно содержать сведения о соблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора и к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение данного порядка (пункты 7, 7.1 части 2 статьи 131, пункты 3, 7 статьи 132 ГПК РФ и пункты 8, 8.1 части 2 статьи 125, пункты 7, 7.1 части 1 статьи 126 АПК РФ). Непредставление с исковым заявлением таких документов при наличии в исковом заявлении указания на соблюдение данного порядка является основанием для оставления искового заявления без движения (статья 136 ГПК РФ, статья 128 АПК РФ).

Исковое заявление подлежит возвращению, если в нем отсутствует указание на соблюдение истцом предусмотренного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора и к заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение такого порядка (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 5 части 1 статьи 129 АПК РФ).

По смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условие предварительного урегулирования спора во внесудебном порядке должно быть установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.

Из материалов дела усматривается, что истицей не направлялось в адрес ответчика ОСФР по Новосибирской области заявления установленной формы о назначении пенсии, соответственно решение не выносилось. Истице на её обращение был дан письменный ответ, что не является решением об отказе или включении периодов в специальный стаж при назначении пенсии, в связи с чем, права истицы не были нарушены.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Елькиной Юлии Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области о признании незаконным решения, признании права на пенсионное обеспечение, о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж надлежит оставить без рассмотрения.

При этом суд учитывает, что истица не лишена возможности вновь обратиться в установленном порядке в суд с соответствующим иском.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 222, 223 ГПК, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

    Дело по исковому заявлению Елькиной Юлии Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области о признании незаконным решения, признании права на пенсионное обеспечение, о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж оставить без рассмотрения.

Разъяснить истице, что оставление искового заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению истицы в суд с исковым заявлением к тем же сторонам, о том же предмете и по тем же основаниям, если истицей будет устранено допущенное нарушение.

На данное определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда через Татарский районный суд Новосибирской области в течение пятнадцати суток со дня его вынесения.

Судья             А.Н. Обрезан

2-486/2024 ~ М-359/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯИСТЦОМ НЕ СОБЛЮДЕН ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА
Истцы
Елькина Юлия Анатольевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области
Другие
Калинина Ольга Владимировна
Суд
Татарский районный суд Новосибирской области
Судья
Обрезан Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
tatarsky--nsk.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее