РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора г.Шелехова Сорокиной Е.А., представителя ответчика Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» Дансаранова Б.Д., представителя третьего лица ОВО по Шелеховскому району филиала ФКГУ УВО ВНГ РФ по Иркутской области Савко О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1227/2024 по исковому заявлению Прокурора города Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности объекта,
установил:
прокурор *адрес скрыт* обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой г.Шелехова проведены мероприятия в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму в религиозных организациях, расположенных на территории Шелеховского района.
По результатам, которой выявлены нарушения в деятельности местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» в сфере антитеррористической защищенности религиозного объекта.
На религиозные организации возложена обязанность по организации антитеррористических мероприятий в отношении религиозных объектов, данные требования грубо проигнорированы местной религиозной организацией Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла».
Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» требования не соблюдаются.
Аппаратом Губернатора и Правительства области в адрес религиозной организации направлялись уведомления о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности.
Прокурор г. Шелехов просил суд обязать местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла»: в течение З месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить процедуру категорирования объектов (территорий) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 №1165; в течении 30 дней после подписания Акта обследования разработать паспорт безопасности объекта (территории) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* соответствующий требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165; в течение 30 дней со дня составления паспорта безопасности объекта (территории) религиозной организации выполнить процедуру согласования паспорта безопасности объекта (территории) религиозной организации расположенной по адресу: *адрес скрыт*, *адрес скрыт* в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от *дата скрыта* *номер скрыт*.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Шелехов Сорокина Е.А. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» Дансаранов Б.Д требования признал.
Представитель третьего лица ОВО по Шелеховскому району филиала ФКГУ УВО ВНГ РФ по Иркутской области Савко О.Т., пояснил, что с учетом проведенного исследования, помещение используемое для отправления религиозных обрядов, одновременно может вмещать более 50 человек, следовательно относится к категории при которой необходимо составление паспорта безопасности объекта.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Из конституционного принципа признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, установленного ст. 2 Конституции РФ, вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита.
Судом установлено, что прокуратурой г.Шелехова проведена проверка в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму в религиозных организациях, расположенных на территории Шелеховского района.
При проведении проверки прокуратурой г. Шелехова с привлечением главного специалиста ПЦО ОВО по Шелеховксому райну филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области» установлено, что в системе антитеррористических мер, независимо от установленной категории опасности объекта Местная религиозная организация Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» расположенного по адресу: *адрес скрыт* выявлены следующие нарушения: проведено обследование и категорирование объекта в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; не присутствую на объекте члены (участники, сотрудники) общественных объединений, организаций, казачьих обществ, религиозных организаций или физической охраны объектов (территорий) частными охранными организациями или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в период проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в которых принимает участие одновременно более 50 человек; не проводятся с периодичностью (не реже 3 раз в сутки) обход и осмотр вышеуказанными лицами, объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, в том числе расположенных на них потенциально опасных участков и критических элементов, при условии, что они не оборудованы системой видеонаблюдения, для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ); отсутствует защита от несанкционированного доступа к сведениям, раскрывающим антитеррористическую защищенность объектов (территорий), в том числе к информации, содержащейся в паспортах безопасности; отсутствуют наглядные пособия с информацией о порядке действия при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях), в том числе схем эвакуации, контактных данных религиозных организаций, использующих объекты (территории), аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию проявлений терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. З Федерального закона № 35-ФЗ).
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе, объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии с ч. З ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица, использующие принадлежащее им имущество - объекты (территории) в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности таких объектов (территорий).
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» (далее — Требования).
В силу п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются находящиеся в собственности религиозных организаций, а равно используемые ими на ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Из п. 4 Требований следует, что обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании.
Согласно п. 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.
В соответствии с п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Согласно п. 13 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории).
При этом, в силу п. 12 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий): объекты (территории) первой категории объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 100 млн. рублей; объекты (территории) второй категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 50 до 100 млн. рублей; объекты (территории) третьей категории объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн. рублей; объекты (территории) четвертой категории объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей.
Согласно п. 31 Требований на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Вместе с этим, в соответствии с п. 32 Требований паспорт безопасности объекта (территории) согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
В соответствии с п. 7 Требований уполномоченный орган на основании сведений о зарегистрированных религиозных организациях, размещенных на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях», уведомляет религиозные организации о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности.
Согласно п. а п. 8 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, в течение 90 дней со дня получения уведомления, предусмотренного п. 7 Требований, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее комиссия). При этом, комиссию возглавляет руководитель религиозной организации (лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, либо уполномоченное им лицо (п. 9). В состав комиссии включаются представители: уполномоченного органа; религиозной организации; территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
В соответствии с п. 14 Требований в ходе работы комиссия проводит обследование объекта (территории), в том числе: изучает данные о площади объекта (территории), максимальном количестве людей, которые могут одновременно находиться на нем, конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; выявляет потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к нарушению нормального функционирования объекта (территории); присваивает (не присваивает) объекту (территории) категорию или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории).
Согласно п. 21 Требований результаты работы комиссии в течение 10 дней со дня окончания обследования оформляются актом обследования, который содержит сведения о принятии комиссией решения о присвоении (неприсвоении) объекту (территории) соответствующей категории, рекомендации и перечень мероприятий по его антитеррористической защищенности.
В соответствии со п. 23 Требований на каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности). Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, после чего утверждается руководителем религиозной организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, или уполномоченным им лицом.
Судом установлено, что местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» требования не соблюдаются. отсутствуют паспорта безопасности.
Аппаратом Губернатора и Правительства области в адрес религиозной организации направлялись уведомления о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности, однако ответчик проинформировал, что у организации не имеется объектов (находятся на стадии строительства), что подтверждается ответом на судебный запрос *номер скрыт* от *дата скрыта*.
В соответствии со ст. 165 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, руководителем религиозной организации решение о создании комиссии не принималось, участие в ней уполномоченных органов не согласовывалось, обследование здания, земельного участка, расположенных по адресу: *адрес скрыт* до настоящего времени не проведены. Как следствие, категория религиозному объекту не присвоена, что не позволяет реализовывать предусмотренные законом мероприятия в сфере антитеррористической защищенности и в полной мере обеспечить защиту граждан от террористических посягательств.
Допущенные нарушения, свидетельствуют о ненадлежащей реализации религиозной организацией обязанностей, возложенных законом в области антитеррористической защищенности религиозных объектов. Указанное требует незамедлительного издания председателем местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» решения о создании комиссии, определении её состава, в т.ч. по согласованию с уполномоченными органами, проведению обследования здания и земельного участка, расположенных по адресу: *адрес скрыт* а также решения вопроса о необходимости присвоения категории данным объектам в соответствии с Требованиями, при необходимости дальнейшего составления и согласования паспорта безопасности.
В связи, с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Шелехова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок исполнения обязанностей по устранению ответчиком нарушений указанный истцом, суд считает разумным.
Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что указанный срок является недостаточным для устранения нарушений, ответчиком не представлено. Вместе с тем, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Прокурора города Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности объекта, - удовлетворить.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить процедуру категорирования объектов (территорий) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 №1165.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» обязанность в течение 30 дней после подписания Акта обследования разработать паспорт безопасности объекта (территории) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* соответствующий требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» в течение 30 дней со дня составления паспорта безопасности объекта (территории) обязанность религиозной организации выполнить процедуру согласования паспорта безопасности объекта (территории) религиозной организации расположенной по адресу: *адрес скрыт* «б» в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 11 сентября 2024 г.
Судья Т.А. Романова
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Резолютивная часть)
22 августа 2024 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора г.Шелехова Сорокиной Е.А., представителя ответчика Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» Дансаранова Б.Д., представителя третьего лица ОВО по Шелеховскому району филиала ФКГУ УВО ВНГ РФ по Иркутской области Савко О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1227/2024 по исковому заявлению Прокурора города Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности объекта,
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Прокурора города Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности объекта, - удовлетворить.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить процедуру категорирования объектов (территорий) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 №1165.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» обязанность в течение 30 дней после подписания Акта обследования разработать паспорт безопасности объекта (территории) религиозной организации, расположенной по адресу: *адрес скрыт* соответствующий требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165.
Возложить на местную религиозную организацию Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община Манла» в течение 30 дней со дня составления паспорта безопасности объекта (территории) обязанность религиозной организации выполнить процедуру согласования паспорта безопасности объекта (территории) религиозной организации расположенной по адресу: *адрес скрыт* в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 11 сентября 2024 г.
Судья Т.А. Романова