УИД: №
Дело № 2-864/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Сергеевой Е.К.,
с участием представителя истца Перепелицы О.А., ответчика КрючковаВ.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Крючкову В.Д. о запрете эксплуатации маломерного судна,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к КрючковуВ.Д. о запрете эксплуатации маломерного судна – моторной лодки Баджер-370 до прохождения технического освидетельствования (осмотра) маломерного судна и допуска его к эксплуатации, в том числе, запрете передачи его другим лицам для эксплуатации.
В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об эксплуатации маломерных судов, по итогам которой выявлены нарушения. Согласно информации Центра ГИМС ГУ МЧС России по Пермскому краю 24 июня 2023 года КрючковВ.Д. управлял судном ....... на реке <адрес>, был остановлен старшим государственным инспектором по маломерным судам группы патрульной службы центра ГИМС ГУ МЧС России по Пермскому краю для проверки документов на маломерное судно и права управления им. Крючков В.Д. является собственником маломерного судна – моторной лодки ........ В ходе проверки инспектором установлено, что Крючков В.Д. управлял указанным маломерным судном, не прошедшим технический осмотр (освидетельствование). По выявленным нарушениям Крючков В.Д. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей. Согласно сведениям ГИМС ГУ МЧС России по Пермскому краю по состоянию на 06 сентября 2013 года заявление на проведение освидетельствования судна от Крючкова Д.В. не поступало, очередное освидетельствование указанного маломерного судна не произведено. По мнению истца эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам. В нарушение требований действующего законодательства ответчиком допускается эксплуатация вышеуказанного маломерного судна, не прошедшего очередное техническое освидетельствование, то есть эксплуатируется маломерное судно, в отношении которого не установлена его фактическая годность к плаванию в соответствии с техническими требованиями, что влияет на безопасность его эксплуатации и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут пользоваться данным видом внутреннего водного транспорта.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями был согласен. Сообщил суду, что намеревался поставить маломерное судно на учет в мае 2024 года, после того как сойдет на реке лёд. Указал, что необходимо произвести ремонт судна. Пользовался судном летом 3-4 раза, использовал для рыбалки.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2022 года № 132 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ от 08.02.2022 № 132) государственный надзор за маломерными судами осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 № 132 установлено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: государственный надзор за маломерными судами; федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объекта; проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»; оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; оказывает государственную услугу по аттестации на право управления маломерными судами, включающую в себя проверку теоретических знаний и практических навыков по судовождению и выдачу удостоверения на право управления маломерным судном; осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на объектах, указанных в подпунктах «б»-«д» пункта 4 настоящего Положения (далее - поднадзорные объекты), сбор и обработку информации в области безопасности людей на водных объектах; осуществляет учет поднадзорных объектов; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности; осуществляет планирование и проведение разъяснительной и профилактической работы среди населения по обеспечению безопасности людей на водных объектах и предупреждения аварийности маломерных судов, учет профилактических мероприятий; осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; участвует в поиске и спасании людей на водных объектах; участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; участвует в разработке нормативных правовых актов и технических регламентов в области пользования маломерными судами и безопасности людей на водных объектах.
Государственный надзор за маломерными судами осуществляется посредством проведения на водных объектах патрулирования и выставления плавучих постов.
В силу пункта 4 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, основаниями для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна являются:
предъявление маломерного судна для первичной классификации и освидетельствования;
наличие изменений в конструкции корпуса маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания, или установка двигателя на маломерное судно сверх допустимой мощности;
устранение повреждений конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, угрожающих безопасности плавания маломерного судна;
модернизация маломерного судна;
истечение 5-летнего срока со дня проведения последней классификации и освидетельствования маломерного судна;
волеизъявление собственника маломерного судна или его представителя.
Пунктом 6 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, маломерное судно подлежит первичной классификации и освидетельствованию перед государственной регистрацией маломерного судна в реестре маломерных судов.
В соответствии с пунктом 7 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет. Пятилетний срок классификации и освидетельствования маломерного судна исчисляется со дня проведения последних классификации и освидетельствования.
Из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что собственником маломерного судна – моторной лодки, ....... является Крючков В.Д. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Центром государственной инспекцией по маломерным судам главного управления МЧС России по Пермскому краю вынесено постановление от 24 июня 2023 года № по делу об административном правонарушении.
Из постановления следует, что Крючков В.Д. 24 июня 2023 года в 12 часов 59 минут находился в <адрес>, управляя маломерным судном ....... подлежащим государственной регистрации, но не зарегистрированным в установленном порядке в реестре маломерных судов. Таким образом, КрючковВ.Д. нарушил требование ч. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ, п. 13 пп.«а» Приказа МЧС РФ от 06 июля 2020 года № 487, п. 2.7.1 Постановления Правительства ПК от 22 декабря 2008 года № 761-П.
Крючков В.Д. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, указанный штраф ответчиком оплачен 03 июля 2023 года.
Таким образом, судом установлено, что на 06 сентября 2023 года заявление на регистрацию маломерного судна в ГИМС не поступало, очередное освидетельствование маломерного судна не проведено, в связи с чем истец обратился с заявленным иском в суд.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из пояснений Крючкова В.Д., данных в предварительном судебном заседании следует, что он намерен произвести регистрацию маломерного судна в мае 2024 года.
Доказательств, препятствующих произвести прохождение технического освидетельствования до назначенного времени ответчиком суду не представлено.
Пунктами 10 и 11 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судом, используемых в некоммерческих целях указано, что классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся Государственной инспекцией вне зависимости от технического состояния маломерного судна, его укомплектованности оборудованием и его снабжения. По результатам классификации маломерного судна Государственная инспекция подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и присваивает ему одну из категорий сложности района плавания.
Результаты классификации и освидетельствования маломерного судна оформляются актом освидетельствования, в котором указывается категория сложности района плавания или подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания, а также дается заключение о годности маломерного судна к плаванию (п. 15 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судом, используемых в некоммерческих целях).
При осуществлении государственного надзора за маломерными судами государственные инспекторы имеют право в установленном законодательством порядке в том числе запрещать эксплуатацию маломерных судов при выявлении нарушения обязательных требований, установленных правилами пользования маломерными судами (п. 9 правил государственного надзора за маломерными судами, используемых в некоммерческих целях).
Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Пунктом 1.2.3. «РД 31.20.01-97. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство» к эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации.
Из пункта 8.4.1. «РД 31.20.01-97. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство» каждое судно должно иметь действующие судовые документы, свидетельствующие о соблюдении правовых положений, технической и противопожарной безопасности, надлежащем техническом состоянии судна, охране человеческой жизни на море, предотвращении загрязнения с судов, безопасной перевозке грузов, санитарном состоянии судна и безопасности труда, а также судовой и машинный журналы.
Согласно материалам дела в реестре маломерных судов судно модели «Баджер-370» не зарегистрировано.
Фактическая эксплуатация судна подтверждается вынесенным в адрес Крючкова В.Д. постановлением от 24 июня 2023 года № по делу об административном правонарушении, стороной ответчика указанный факт не оспаривался.
Поскольку Крючковым В.Д. не исполнены требования закона в сфере обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, не выполнены мероприятия по обращению в уполномоченные органы по вопросу технического освидетельствования судна «Баджер-370» и получения соответствующих документов, подтверждающих годность судна к эксплуатации, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования, запретить Крючкову В.Д. эксплуатацию маломерного судна – моторной лодки «Баджер-370» до прохождения технического освидетельствования (осмотра) маломерного судна и допуска его к эксплуатации, в том числе запретить передачу маломерного судна другим лицам для эксплуатации.
Учитывая, что требования истца были удовлетворены в полном объеме, то с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить Крючкову В.Д., эксплуатацию маломерного судна – моторной лодки «.......» до прохождения технического освидетельствования (осмотра) маломерного судна и допуска к его эксплуатации, в том числе запретить передачу маломерного судна другим лицам для эксплуатации.
Взыскать с Крючкова В.Д., государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 рублей.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Н.Л. Аристова