Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2024 (2-1667/2023;) ~ М-1459/2023 от 21.11.2023

Дело № 2-198/2024 (10RS0016-01-2023-003899-26)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                         1 марта 2024 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при секретаре Н,

с участием истца Ж,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ж к Администрации Сегежского муниципального округа об обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что в 2016 году его семье, являющейся многодетной, был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу ..., на который зарегистрировано право собственности ХХ.ХХ.ХХ.. С момента получения указанного земельного участка они неоднократно как устно, так и письменно обращались с заявлениями к ответчику с требованием строительства дороги местного значения для подъезда к нему. Однако до настоящего времени указанный вопрос Администрацией не разрешен. На основании изложенного просил суд обязать Администрацию Сегежского муниципального округа в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить до границ спорного земельного участка автомобильную дорогу местного значения.

В ходе рассмотрения дела по существу произведено правопреемство ответчика Администрации Сегежского муниципального района на Администрацию Сегежского муниципального округа в связи с реорганизацией, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Ж, Ж и Ж.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что земельный участок фактически его семьей получен в 2016 году, с тех пор они не могут предпринять никаких действий для возведения жилого дома, так как подъезд к спорному участку не организован, к нему можно подойти только пешком. Считал, что предпринятые ответчиком действия являются недостаточными для скорейшего решения вопроса о возведении автомобильной дороги, в связи с чем его требования просил удовлетворить в полном объеме. Также указал, что срок для исполнения заявленных требований в один год является разумным, так как с момента выделения земельного участка прошло почти 8 лет, за это время можно было провести подготовительные работы для строительства.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда возражения, в соответствии с которыми исполнение администрацией государственных полномочий возможно только в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Строительство дорог на территории Сегежского городского поселения осуществляется в соответствии с проектной документацией, подготовленной и утвержденной в установленном законом порядке, и при наличии необходимых средств в бюджете поселения.

Во исполнение указанных обязанностей между Администрацией и ООО «СтройСтандарт» заключен муниципальный контракт № 12аэф-22 от 10 июня 2022 года на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным семьям в районе ..., <...>. Срок выполнения работ по данному контракту был установлен – 31 декабря 2022 года.

9 декабря 2022 года между администрацией и исполнителем заключено дополнительное соглашение к контракту № 1, согласно которому срок исполнения в части неисполненных обязательств по контракту продлен по 31 декабря 2023 года.

По результатам технического совещания 14 ноября 2023 года принято решение о направлении отчетов об инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканиях на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в АУ РК «Карелгосэкспертиза». После получения такого заключения по результатам инженерных изысканий на фактически оказанные услуги, администрацией будет принято решение о закрытии контракта по разработке проектно-сметной документации.

Таким образом органом местного самоуправления принимаются меры по изготовлению проектной документации, без которой строительство инфраструктуры не представляется возможным.

На основании изложенного ответчик считал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку Администрацией принимаются соответствующие меры для решения вопроса по строительству автомобильной дороги местного значения к земельному участку истца.

В связи с тем, что в настоящее время решается вопрос только о подготовке проектно-сметной документации, определить срок выполнения работ по строительству спорной дороги не представляется возможным.

Дополнительно сообщил, что проект планировки, межевания на территории Сегежского городского поселения (в районе улиц Лесокультурная, Гоголя и 8 Марта), утвержденный постановлением администрации Сегежского городского поселения 7 апреля 2016 года, в связи с вступившими изменениями в действующее законодательство не соответствует нормативным требованиям в некоторых позициях.

При разработке проектно-сметной документации проектировщик столкнулся с указанными несоответствиями, что послужило основанием приостановки выполнения работ по контракту. В настоящее время достигнута договоренность с проектировщиком о принятии и оплате фактически выполненных работ по контракту с предоставлением инженерных изысканий, получившими положительное заключение экспертизы. В дальнейшем требуется внести изменения в проект планировки с использованием инженерных изысканий и разработать проектную документацию по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры.

Третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Ж, Ж в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, об уважительности причин неявки не сообщали, возражений относительно предмета спора в адрес суда не представили.

Третье лицо Ж в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направила в адрес суда ходатайство, в соответствии с которым заявленные требования поддержала, просила рассмотреть дело без ее участия, так как постоянно проживает в другом городе.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского округа, к которым в частности относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0, согласно которой, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования, органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность (пункт 3.3).

В судебном заседании установлено, что ХХ.ХХ.ХХ. принято решение Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия о постановке на учет семьи в составе Ж, Ж, Ж, Ж и Ж в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом. Порядковый номер в журнале регистрации заявлений - 30 (номер очереди 22).

9 ноября 2016 года в адрес истца представлено уведомление о необходимости в течение 14 календарных дней с момента получения такового обратиться в ГКУ «Управление земельными ресурсами» для реализации права выбора земельного участка из перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям.

В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения № 228 от 28 сентября 2017 года в Правила землепользования и застройки Сегежского городского поселения, утвержденные решением Совета Сегежского городского поселения от 26 января 2017 года № 200, внесены изменения в части максимальных размеров земельных участков для подзоны Ж-1-7 – до 1 770 кв.м.

В связи с внесенными изменениями, распоряжением от 26 июля 2018 года № 1786/20р Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия предоставило бесплатно в общую долевую собственность Ж, Ж, Ж, Ж и Ж из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м., местоположения ..., вид разрешенного использования – «индивидуальные жилые дома».

Факт регистрации права собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 сентября 2018 года и сторонами в судебном заседании не оспаривался.

В обоснование доводов истца об отсутствии автомобильной дороги местного значения, обеспечивающей доступ к спорному земельному участку в дело представлены:

- ответ Администрации Сегежского муниципального района от 15 декабря 2020 года, в соответствии с которым в 2019 году ответчиком заключен муниципальный контракт на проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным семьям, расположенные на территории ... (в районе ..., и земельного участка с кадастровым номером <...>). Проектирование осуществлялось на средства бюджета Республики Карелия и бюджета Сегежского городского поселения. На конец текущего года проектная документация исполнителем не подготовлена, в связи с чем контракт расторгнут. В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия направлено обращение о выделении средств на возобновление данного мероприятия в 2021 году. При наличии необходимых средств в 2021 году администрация планирует вновь заключить контракт на проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Строительство дорог и инженерных сетей будет осуществлено при наличии утвержденной в установленном законом порядке проектной документации, а также при наличии необходимых средств на ее реализацию, не ранее 2022 года,

- ответ исполняющего обязанности прокурора Сегежского района Республики Карелия К от 25 июля 2022 года, в соответствии с которым Администрацией Сегежского муниципального района 10 июня 2022 года заключен муниципальный контракт № 12аэф-22 на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным семьям. Срок выполнения работ по данному контракту – 31 декабря 2022 года. Из ответа Администрации следует, что изготовленная проектно-сметная документация будет передана в исполнительный орган государственной власти в ... для строительства транспортной и инженерной инфраструктуры. Таким образом органом местного самоуправления принимаются меры по изготовлению проектной документации, без которой строительство инфраструктуры не представляется возможным. С учетом изложенного на данный момент не усматривается оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Вместе с тем, прокуратурой района, вопрос подготовки проектной документации и последующего строительства инженерной и дорожной инфраструктуры оставлен на контроле,

- ответ Администрации Сегежского муниципального района от 12 мая 2023 года, аналогичный по содержанию с ответом от 15 декабря 2020 года, который также дополнен сведениями о том, что обращение о выделении денежных средств в 2021 году из регионального бюджета не удовлетворено. При формировании бюджета на 2022 год администрация изыскала возможность финансирования на проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Администрацией заключен муниципальный контракт № 12аэф-22 на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетным семьям. Проектирование осуществляется на средства бюджета Сегежского городского поселения, срок исполнения контракта – 1 августа 2023 года. Строительство дорог и инженерных сетей будет осуществлено при наличии утвержденной в установленном законом порядке проектной документации, а также при наличии необходимых средств на ее реализацию, не ранее 2025 года.

По запросу суда также произведен осмотр спорного земельного участка, по результатам которого, что подъезд к земельному участку с кадастровым номером <...> отсутствует, что подтверждается представленной к акту фототаблицей.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени данный земельный участок коммунальной инфраструктурой, в том числе автомобильной дорогой местного значения не обеспечен.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Администрацией Сегежского муниципального округа достаточные меры, направленные на решение вопроса по обеспечению заявленного земельного участка инженерно-технической коммуникациями и дорожной инфраструктурой, от наличия которых зависит возможность его использования для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, до настоящего времени не приняты, в связи с чем заявленные требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению строительства автомобильной дороги местного значения в отношении предоставленного многодетной семьи истца земельного участка.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Ссылка представителя Администрации на отсутствие достаточных средств на осуществление вышеуказанных полномочий не может являться основанием для освобождения от их исполнения, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Представленные письма, как доказательства принятия мер по обращению в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия по вопросу рассмотрения возможности выделения денежных средств на разработку проектно-сметной документации для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры не свидетельствуют о принятии всего возможного комплекса мер для исполнения возложенных полномочий.

В соответствии п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание пояснения со стороны ответчика в части организации процедуры закупки в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ, а также о сроках доведения до муниципального образования средств финансирования, размер предполагаемых затрат на проектирование и строительство объекта инфраструктуры, суд полагает разумным и достаточным определить срок для исполнения решения суда ответчика 2 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Ж удовлетворить частично.

Обязать Администрации Сегежского муниципального округа (ИНН 1000013121) в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить комплекс мер, направленных на обеспечение до границ земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу ..., вид разрешенного использования – «индивидуальные жилые дома», автомобильной дороги местного значения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья        подпись                    Н.В. Скрипко

Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 11 марта 2024 года.

2-198/2024 (2-1667/2023;) ~ М-1459/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Жолудев Андрей Павлович
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального округа
Другие
Жолудева Ольга Андреевна
Жолудева Анна Андреевна
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Жолудева Элеонора Леонидовна
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на сайте суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2024Предварительное судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее