Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3922/2023 ~ М-3715/2023 от 05.06.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи                         31 июля 2023 года

Центральный районный суд г. Сочи, Краснодарского края в составе:

судья Ефанов В.А.;

секретарь судебного заседания Дмитриева Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края гражданское дело №2-3922/23 по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Градиент» о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии необходимых мер по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов,

У с т а н о в и л:

    Прокурор Центрального района г. Сочи, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие ООО «Градиент», выразившееся в непринятии необходимых мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение по адресу: г. Сочи, ул. Чебрикова, д. 38а; обязать ООО «Градиент» осуществить следующие мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения по адресу: r. Сочи. ул. Чебрикова, д. 38а, а именно:

- оборудовать 5% (но не менее 1) доступных для инвалидов кабин уборных;

- установить информационные таблички помещений, размещенные со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. от пола, на расстоянии 0,1 - 0,5 м. от края двери;

- обустроить кабину санитарно-гигиенического помещения не менее 1,65/2,2 м.;

- обустроить кабину санитарно-гигиенического помещения с шириной двери не менее 0,9 м.;

- в санитарно-гигиеническом помещении обеспечить:

- пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м.;

- в санитарно-гигиеническом помещении обеспечить:

- пространство для размещения, кресла-коляски диаметром не менее 1,4 м.;

- установить опорные поручни, штанги;

- установить система тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом;

- установить таблички с информацией о назначении помещений внутри здания;

- обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Центрального района г. С. совместно с Управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Центральном внутригородском районе г. С. проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, а именно ООО «Градиент».

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Градиент», не оснащен специальным оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Непринятие мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов указанной организации, является нарушением не только требований действующего законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов, но и положений международных правовых актов в обозначенной сфере.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, просил суд удовлетворить исковые требования, поддержал правовую позицию, изложенную в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено извещение о времени и месте судебного заседания, которое поступило в отделение почты для вручения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ письмо с извещением возвращено отправитель из-за истечения срока хранения (35400079598433).

Для ответчика, как и для других участников гражданского судопроизводства, судебное извещение является обязательным. Ответчик, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия (п. 1 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ).

Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Таким образом, суд полагает, что ответчик извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Представитель УСЗ населения министерства социального развития и семейной политики КК в Центральном внутригородском районе г. С. КК в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав прокурора, участвующего в деле, исследовав материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Центральном внутригородском районе г. Сочи проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, а именно ООО «Градиент».

В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно п. 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (ХХХ) от 09.12.1975), инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.

В силу п. 3 указанного выше международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п. 4.4.1 Порядка, к зданиям и сооружениям, подлежащим адаптации к потребностям инвалидов, в первую очередь, относятся поликлиники, амбулатории, аптеки, физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства, предприятия связи, торговли и т.д.

Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 №192.

Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе объекты социальной инфраструктуры и бытового обслуживания.

Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73.

    В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения

В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ №184 от 27.12.2000 «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.

Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа мало мобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «Градиент», не оснащен специальным оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

В нарушение указанных выше требований доступ в ООО «Градиент», не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, не соответствует доступности функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов: вход, санитарно-гигиеническое помещение, средства информации не соответствуют нормам доступа для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, а именно:

1) не оборудовано 5% (но не менее 1) доступных для инвалидов кабин уборных;

    2) не установлены информационные таблички помещений, размещенные со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. от пола, на расстоянии 0,1 - 0,5 м. от края двери;

3) не обустроена кабина санитарно-гигиенического помещения не менее 1,65/2,2 м.;

4) не обустроена кабина санитарно-гигиенического помещения с шириной двери не менее 0,9 м.;

5) в санитарно-гигиеническом помещении не обеспечено: пространство для размещения кресла - коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м.;

6) в санитарно-гигиеническом помещении не обеспечено: пространство для размещения кресла - коляски диаметром не менее 1,4 м.;

7) не установлены опорные поручни, штанги;

8) не установлена система тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом;

9) не установлены таблички с информацией о назначении помещений внутри здания;

10) не обустроены специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения.

Непринятие мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов указанной организации, является нарушением не только требований действующего законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов, но и положений международных правовых актов в обозначенной сфере.

Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым.

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

Таким образом, бездействие по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к указанному объекту инфраструктуры, расположенному по ул. Чебрикова, д. 38а в г. Сочи, является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Центрального района г. Сочи, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Градиент» о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии необходимых мер по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие ООО «Градиент», выразившееся в непринятии необходимых мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение по адресу: г. Сочи, ул. Чебрикова, д. 38а.

Обязать ООО «Градиент» осуществить следующие мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения по адресу: r. Сочи. ул. Чебрикова, д. 38а, а именно:

- оборудовать 5% (но не менее 1) доступных для инвалидов кабин уборных;

- установить информационные таблички помещений, размещенные со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. от пола, на расстоянии 0,1 - 0,5 м. от края двери;

- обустроить кабину санитарно-гигиенического помещения не менее 1,65/2,2 м.;

- обустроить кабину санитарно-гигиенического помещения с шириной двери не менее 0,9 м.;

- в санитарно-гигиеническом помещении обеспечить:

- пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м.;

- в санитарно-гигиеническом помещении обеспечить:

- пространство для размещения, кресла-коляски диаметром не менее 1,4 м.;

- установить опорные поручни, штанги;

- установить система тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом;

- установить таблички с информацией о назначении помещений внутри здания;

- обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023.

    Судья:

2-3922/2023 ~ М-3715/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Центрального района г. Сочи
Ответчики
ООО Градиент
Другие
Управление социальной защиты населения социального развития и семеной политики КК г. Сочи
Суд
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Ефанов Владимир Александрович
Дело на сайте суда
sochi-centralny--krd.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Подготовка дела (собеседование)
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее