Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Черлак 24 августа 2023 года
Дело № 2-664/2023
55RS0038-01-2023-000797-57
Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2023 г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.08.2023 г.
Черлакский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Околелова Ю.Л.
с участием помощника прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю.,
при секретаре Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Солянский культурно-досуговый центр» Черлакского муниципального района Омской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Солянский КДЦ» Черлакского муниципального района Омской области, в котором просит обязать образовательную организацию создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с утвержденной номенклатурой.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в деятельности МБУК «Солянский КДЦ», в ходе которой выявлены нарушения. Учреждение культуры являющееся самостоятельным юридическим лицом некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня. 19.05.2023 г. в адрес учреждения прокурором района внесено представление, по результатам которого утверждена номенклатура резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сами резервы не созданы, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов сотрудников учреждения и иных лиц посещающих учреждение культуры. Истец просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБУК «Солянский КДЦ» Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.4 указанного Федерального закона, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в том числе являются: осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2, п.3, п.6, п.20 Положения, Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что учреждение культуры являющееся самостоятельным юридическим лицом некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
19.05.2023 г. в адрес учреждения прокурором района внесено представление, по результатам которого утверждена номенклатура резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сами резервы не созданы. Наличие данных нарушений влечет за собой нарушение прав и законных интересов сотрудников учреждения и лиц посещающих учреждение культуры.
Согласно Уставу, основными целями деятельности МБУК «Солянский КДЦ» является сохранение, распространение и освоение культурных ценностей, информационно-методическое обеспечение учреждений культуры, удовлетворение интересов и запросов населения в сфере организации свободного времени.
Таким образом, МБУК «Солянский КДЦ» относится к субъектам, на которые законодателем возложена обязанность создания безопасных условий для нахождения граждан в учреждении культуры, что соответствует предмету и цели деятельности, определенной Уставом учреждения. Согласно Уставу учредителем учреждения является Администрация Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Одновременно с этим, руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд возлагая на ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений вышеуказанного законодательства, принимая во внимание объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, полагает возможным предоставить ответчику разумный и достаточный срок для исполнения решения суда, соответствующий балансу интересов сторон до 01.06.2024 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Солянский культурно-досуговый центр» Черлакского муниципального района Омской области создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с утвержденной номенклатурой, в срок до 01.06.2024 г.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Л.Околелов