Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1571/2023 ~ М-688/2023 от 15.03.2023

Дело № 2-1571/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г.Волгоград                                                                            17 мая 2023 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Пустовой А.Г.,

при секретаре Дербенько Т.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Советского района Волгограда Чуншкалиевой Г.С.,

истца Клишиной К.А.,

представителя ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области Гужова М.В., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица ГБУЗ «Городская детская поликлиника №2» Кокшиловой О.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волжского Волгоградской области, действующего в интересах ребёнка - инвалида Клишина Серафима Сергеевича к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Волжского Волгоградской области, действующий в интересах ребёнка-инвалида Клишина Серафима Сергеевича обратился в суд с иском к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г.Волжского проведена проверка по обращению Клишиной К.А., поданному в интересах ребенка-инвалида Клишина С.С., по вопросу исполнения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении.

В ходе проверки установлено, Установлено, что Клишин С.С. является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 2» г. Волжского с диагнозом эпилепсия фокальная, синдром детского церебрального паралича, синдром Сотоса, задержка психо-речевого развития.

Согласно сведениям Министерства здравоохранения Российской Федерации, размещенным на интернет-сайте https://www.rosminzdrav.ru/, заболевание «иные данные» включено в Перечень редких (иные данные) заболеваний, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

Клишин С.С. относится к категории ребенок-инвалид, инвалидность установлена на срок с октября 2019 года по июнь 2031 года.

В период с 22.08.2022 по 26.08.2022 несовершеннолетний Клишин С.С. проходил лечение и обследование в ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 Ф.И.О.13», где ему рекомендована лекарственная терапия, в том числе, препаратом Зонисамид 100 мг. перорально 2 раза в сутки.

На обращение Клишиной К.А. по вопросу обеспечения лекарственным препаратом «Зонисамид» ее сына Комитетом здравоохранения области 25.03.2022 дан ответ о том, что указанный лекарственный препарат не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (приложение 2).

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от дата номер-р.

Лекарственный препарат Зонисамид в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от дата номер-р, не входит, вместе с тем относится к лекарственным препаратам, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и закупаются по согласованию с региональными министерствами здравоохранения Российской Федерации.

Несоблюдение указанной врачами ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 Ф.И.О.14» схемы лечения может повлечь необратимые последствия для здоровья и создать угрозу жизни несовершеннолетнего Ф.И.О.17

В связи с необеспечением Клишина С.С. лекарственным препаратом «Зонисамид» Клишиной К.А. самостоятельно приобретался указанный лекарственный препарат:

-    22.12.2021 приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 2127 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4587 рублей,

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 6012 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4581 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 580 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 580 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 6520 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1594 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран»на сумму 5744 рубля,

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1609 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5759 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5572 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1663 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1604 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5634 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 613 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 612 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 611 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 8554 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4945 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» (Зонисамид) на сумму 1206 рублей.

Таким образом, в 2022-2023 годах Ф.И.О.3 самостоятельно приобретался лекарственный препарат «Зонегран» (Зонисамид) на общую сумму 70707 рублей.

Просил обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области Ф.И.О.1, дата, лекарственным препаратом «Зонисамид» в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным врачами ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 ДЗМ», в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Клишина Серафима Сергеевича, дата г.р., денежную сумму в размере 70707 (семьдесят тысяч семьсот семь рублей), в качестве компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты.

Решение суда в части обеспечения Клишина С.С. лекарственным препаратом «Зонисамид» обратить к немедленному исполнению.

Представитель истца -помощник прокурора Советского района Волгограда - Чуншкалиевой Г.С., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Истец Клишина К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области Гужов М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская детская поликлиника №2» Кокшилова О.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН дата, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН дата и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от дата N 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН дата, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).

Согласно ст. 4, 19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от дата N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (Постановления от дата N 7-П и от дата N 2-П).

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.

Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всем адресованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Программа же государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденная Постановлением Правительства дата N 1403, в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания; а в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1.1 Положения о Комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 152, Комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.1.14 Положения, Комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от дата, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от дата N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»- далее Закона № 124-ФЗ).

В судебном заседании установлено, прокуратурой адрес проведена проверка по обращению Ф.И.О.3, поданному в интересах ребенка-инвалида Ф.И.О.1, по вопросу исполнения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении.

В ходе проверки установлено, что Ф.И.О.1 является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Городская детская поликлиника номер» адрес с диагнозом эпилепсия фокальная, синдром детского церебрального паралича, синдром Сотоса, задержка психо-речевого развития.

В период с дата по дата несовершеннолетний Ф.И.О.1 проходил лечение и обследование в ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 Ф.И.О.15», где ему рекомендована лекарственная терапия, в том числе, препаратом Зонисамид 100 мг. перорально 2 раза в сутки.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «ГДП номер» от дата номер принято решение об обеспечении Ф.И.О.10 незарегистрированным на территории Российской Федерации препаратом «Сабрил» 500 мг., назначенного ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Ф.И.О.2.

На обращение Ф.И.О.3 по вопросу обеспечения лекарственным препаратом «Зонисамид» ее сына Комитетом здравоохранения области дата дан ответ о том, что указанный лекарственный препарат не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от дата номер-р.

Таким образом, вышеизложенные обязанности не были надлежащим образом выполнены со стороны Комитета, поскольку Ф.И.О.1 по состоянию здоровья нуждается в лекарственном препарате Зонисамид 100 мг.

Соглашаясь с доводами истца и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Ф.И.О.1 показанными лекарственным препаратом, суд принимает во внимание следующее.

В силу части 15 статьи 37 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт \ медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дата N 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от дата N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона номер- ФЗ).

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утверждена Постановление Правительства РФ от дата номер (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Статья 5 Закона Волгоградской области от 12.05.2009 № 1885-ОД «О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области» гласит, что бесплатное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях с 50- процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи.

Законом Волгоградской области от 28.12.2021 № 129-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Региональная программа).

Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 № 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее - Порядок).

В соответствии с п. 11 Порядка Комитет здравоохранения осуществляет, в частности, следующие функции: проводит мониторинг реализации прав граждан на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, формирует отчетную документацию по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами; организует информационное взаимодействие с медицинскими организациями, аптечными организациями и организацией, оказывающей услуги хранения, учета, доставки и отпуска необходимых лекарственных препаратов, в целях лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее именуются - логистические услуги); контролирует обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами; организует Экспертный совет по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, утверждает состав и положение об Экспертном совете по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.

В силу постановления Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 152 «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области», комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (и.2.1.17); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета (2.1.39); создает в необходимых случаях совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Комитета (2.1.45).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Волгоградской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей- инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентам может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно пункту 11 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата номер «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» для получения юридическим лицом, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - заявитель), разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств необходимы заявление и его электронная копия, представляемые в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (с указанием наименования лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, лекарственной формы, дозы, концентрации, фасовки, наименования организации - производителя лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, страны производства лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции), прилагаемые к ним на бумажном носителе или в форме электронных документов копии учредительных и регистрационных документов заявителя (устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе), а также следующие документы:

а) обоснование количества ввозимых лекарственных препаратов и (или) фармацевтических субстанций;

б)    сертификат качества (протокол анализа) ввозимых лекарственных препаратов (за исключением случая ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента) и (или) фармацевтических субстанций, выданный организацией - производителем лекарственных средств;

в)    в случае ввоза конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов:

копия разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на проведение клинического исследования лекарственного препарата;

копии документов (макеты и (или) фотографии упаковок), подтверждающих надлежащую маркировку лекарственных средств, обусловливающую их целевое использование исключительно в клинических исследованиях;

г)    в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента:

заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза;

обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;

копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенная федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

Нуждаемость Ф.И.О.1 в применении показанных ему лекарственных препаратов по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что Ф.И.О.1 нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванных лекарственных препаратов, имеет право на бесплатное обеспечение данными препаратами за счет средств бюджета адрес.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от дата номер-р.

Лекарственный препарат Зонисамид в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от дата номер-р, не входит, вместе с тем относится к лекарственным препаратам, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и закупаются по согласованию с региональными министерствами здравоохранения Российской Федерации.

Несоблюдение указанной врачами ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 ДЗМ» схемы лечения может повлечь необратимые последствия для здоровья и создать угрозу жизни несовершеннолетнего Ф.И.О.1

В связи с необеспечением Ф.И.О.1 лекарственным препаратом «Зонисамид» Ф.И.О.3 самостоятельно приобретался указанный лекарственный препарат:

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 2127 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4587 рублей,

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 6012 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4581 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 580 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 580 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 6520 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1594 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран»на сумму 5744 рубля,

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1609 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5759 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5572 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1663 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 1604 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 5634 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 613 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 612 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 611 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 8554 рубля;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» на сумму 4945 рублей;

-    дата приобретен лекарственный препарат «Зонегран» (Зонисамид) на сумму 1206 рублей.

Таким образом, в 2022-2023 годах Ф.И.О.3 самостоятельно приобретался лекарственный препарат «Зонегран» (Зонисамид) на общую сумму 70707 рублей.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Настоящим-Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с п. дата Положения «О комитете здравоохранения адрес», утвержденного Постановлением адрес от дата номер Комитет здравоохранения

адрес осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.

Таким образом, расходы на приобретение Ф.И.О.3 жизненно необходимых лекарственных препаратов для ребенка –инвалида Ф.И.О.1 подлежат взысканию с Комитета здравоохранения адрес за счет средств казны адрес.

Доказательств того, что Комитетом здравоохранения адрес организовано бесперебойное обеспечение Ф.И.О.1 жизненно важными медицинскими препаратами, в необходимом ему объеме, не ставящем под угрозу жизнь и здоровье инвалида, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судом достоверно установлено, что на момент обращения прокурора в суд жизненно показанным Ф.И.О.1 лекарственными препаратами он не обеспечен, что указывает на незаконное бездействие допущенное ответчиком, в связи с чем полагает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Комитета здравоохранения адрес по обеспечению Ф.И.О.1 за счёт бюджета адрес лекарственным препаратом «Зонисамид» в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным врачами ГБУ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Ф.И.О.7 ДЗМ», в порядке и сроки., взыскании расходов, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Зонисамид»

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом характера заболевания Ф.И.О.1 учитывая, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья несовершеннолетней, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению в части обеспечения за счёт бюджета Волгоградской области лекарственным препаратом «Зонисамид».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░.░.1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░.1, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░.░.░.7 ░.░.░.16», ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 70707 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░    24 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

2-1571/2023 ~ М-688/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Волжский Волгоградской области
Клишина Кристина Александровна, действующая в интересах несовершеннолетней Клишина Серафима Сергеевич
Ответчики
Комитет здравоохранения Волгоградской области
Другие
ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 2 г. Волжский»
Отдел опеки и попечительства Администрации Советского района г. Волгограда
Суд
Советский районный суд г. Волгограда
Судья
Пустовая Анастасия Геннадьевна
Дело на сайте суда
sov--vol.sudrf.ru
15.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2023Передача материалов судье
21.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее