Дело №
55RS0№-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года <адрес>
Первомайский районный суд <адрес>, в составе председательствующего Мироненко М.А., при секретаре судебного заседания Жуковой А.В., помощнике судьи Шестак Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа <адрес> к бюджетному учреждению культуры О. <адрес> «Сибиряк», Министерству культуры О. <адрес> о возложении обязанности по обеспечению объекта охраной,
установил:
Прокурор Советского административного округа <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам бюджетному учреждению культуры О. <адрес> «Сибиряк», Министерству культуры О. <адрес> о возложении обязанности по обеспечению объекта охраной указав, что проведена проверка законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности бюджетного учреждения культуры О. <адрес> «Сибиряк», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов(территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Пунктами 21-25 (2) требований определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) культуры. Согласно паспорту безопасности БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» утвержденному, объекту присвоена вторая категория опасности. Кроме того, БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Пропускной и внутриобъектовый режим в здании БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства. По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой САО <адрес> директору БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» внесено представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено ввиду отсутствия финансирования. Вместе с тем отсутствие финансирование не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства. Согласно п.1.2. Устава БУК «ОЦК «Сибиряк», утвержденного распоряжением Министерства культуры О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп,учредителем Учреждения является О. <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство культуры О. <адрес>. Соответственно, объем ответственности Министерства культуры О. <адрес> за выявленные в БУК «Областной центр культуры «Сибиряк», нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что Министерство культуры О. <адрес> несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.
На основании изложенного просит обязать Министерство культуры О. <адрес> выделить финансирование бюджетному учреждению культуры О. <адрес> «Областной центр культуры «Сибиряк» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать бюджетное учреждение культуры О. <адрес> «Областной центр культуры «Сибиряк» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вежомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с бюджетного учреждения культуры О. <адрес> «Областной центр культуры «Сибиряк» государственную пошлину в доход местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурор САО <адрес> Тарасевич О.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика БУК О. <адрес> «ОЦК Сибиряк» Киселев А.Н., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований не возражал, дополнительно указав, что причиной нарушений, является отсутствие финансирования. В случае доведения финансирования соответствующие договоры будут заключены. Не согласны с тем выводом, что они не предпринимают никаких действий для устранения нарушений. Руководство БУК «ОЦК «Сибиряк» неоднократно обращалось в 2019 и в 2022 годах в Министерство культуры О. <адрес> по вопросу выделения средств из бюджета О. <адрес> в связи с необеспечением охраны объекта сотрудниками частной охранной организации. Кроме того, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта, БУК «ОЦК «Сибиряк» создано структурное подразделение «Отдел контроля». Функции специалистов отдела контроля частично совпадают с функциями сотрудников частной охранной организации. На период проведения «новогодних» праздничных мероприятий, учреждением в 2022 и 2023 годах заключались договоры на оказание охранных услуг с частной охранной организацией ООО «Казачий редут».
Представитель Министерства культуры О. <адрес> Широченко Е.Д., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Не считают себя надлежащими ответчиками, поскольку БУК «ОЦК Сибиряк», является самостоятельным юридическим лицом. Кроме того, указала, что исполнить решение в срок, указанный прокурором, не представляется возможным, поскольку проект внесения изменений в действующий Закон об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов не сформирован, дата принятия изменений не определена. Таким образом, выделение денежных средств учреждению бюджет возможно только во втором полугодии 2024 года.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений О. <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №«О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в том числе и его заместитель, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой САО <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства защищенности в деятельности БУК О. <адрес> «Областной центр культуры Сибиряк».
Как показала проверка, БУК О. <адрес> «Областной центр культуры Сибиряк» и Министерства культуры О. <адрес> не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства, а именно, пропускной и внутриобъектовый режим в здании БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно пп. а, б, в, п.4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно пункту 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктами 21-25 (2) требований определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) культуры.
В соответствии с Уставом БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» является некоммерческой организацией, созданной О. <адрес>ю для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий отраслевого органа (Министерства культуры О. <адрес>) (п. 1.3 Устава).
Место нахождения учреждения: <адрес>.
Целями деятельности учреждения являются: оказание услуг, направленных на обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий отраслевого органа в сферах культуры и искусства; организация досуга населения О. <адрес>; развитие самодеятельного, народно-прикладного и художественного творчества; оказание услуг социально-культурного и развлекательного характера; раскрытие творческого потенциала населения О. <адрес>, в том числе детей и молодежи; выявление и поддержка одаренных детей и молодежи (п. 2.1 Устава).
Предметом деятельности БУК «ОЦК «Сибиряк» является предоставление населению культурных услуг (п. 2.2 Устава).
Таким образом, установлено и сторонами не оспаривается, что БУК «ОЦК «Сибиряк» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Согласно паспорту безопасности БУК «ОЦК «Сибиряк» утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена вторая категория опасности.
В соответствии с положением п. 26 Требований мероприятий, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21-25 (2) определено, что охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой САО <адрес> директору БУК «Областной центр культуры «Сибиряк» внесено представление об устранении нарушений закона.
До настоящего времени указанное нарушение не устранено ввиду отсутствия финансирования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п.1.2. Устава БУК «ОЦК «Сибиряк» утвержденного распоряжением Министерства культуры О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп,учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес> О. <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство культуры О. <адрес>.
В соответствии с п. 1.6 Устава – Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки.
Таким образом, Министерство культуры О. <адрес>, которое является учредителем учреждения, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности детей, а также работников учреждения.
Доводы Министерства культуры О. <адрес> о том, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку БУК «ОЦК «Сибиряк» является самостоятельным юридическим лицом, не могут быть приняты во внимание.
Указом Г. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве культуры О. <адрес> (далее – Положение).
В силу п. 1 Положения Министерство культуры О. <адрес> является органом исполнительной власти О. <адрес>, обеспечивающим проведение государственной политики О. <адрес> в сферах культуры, искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, художественного и музыкального образования (далее - культура), туризма и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти О. <адрес> в указанных сферах.
В соответствии с областным законодательством Министерство культуры О. <адрес> выступает учредителем государственных унитарных предприятий О. <адрес> и государственных учреждений О. <адрес> (п. 11 Положения).
К числу полномочий Министерства культуры О. <адрес> отнесены функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, главного администратора доходов областного бюджета. Министерство составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (подп. 12 п. 9 Положения).
Таким образом, объем ответственности Министерства культуры О. <адрес> за выявленные в БУК «ОЦК «Сибиряк» нарушения требований антитеррористической защищенности объекта определяется тем, что данный государственный орган О. <адрес> по отношению к подведомственному учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу частей 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования о возложении на Министерство культуры О. <адрес> обязанности по финансированию расходов в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности БУК «ОЦК «Сибиряк».
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд при вынесении решения, обязывающего ответчиков произвести определённые действия, установил срок его исполнения.
С учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения государственных заказов, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по обеспечению объекта охраной в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с БУК «ОЦК «Сибиряк» государственная пошлина в размере, установленном п.п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> (░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.