Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-322/2023 от 27.07.2023

Мировой судьи судебного участка № 1

Тамбовского района Тамбовской области

Романова М.В.

№12-322/2023

Р Е Ш Е Н И Е

28 августа 2023 года г. Тамбов

Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Паршина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении Попова А.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области ( далее ОСФР по Тамбовской области) в лице заместителя начальника отдела администрирования страховых взносов Вихляевой Е.Ю. обратилось с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просит постановление мирового судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указано, что <данные изъяты> в лице председателя Попова А.Н. не представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 9 месяцев <данные изъяты> Председатель Попов А.Н. является должностным лицом, несущим ответственность за предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев <данные изъяты>

Согласно п. 3 ст. 3.4, п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна в случае, если совершенное административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля ( надзора) либо муниципального контроля. Понятие «государственного контроля(надзора),муниципального контроля» закреплено в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Положения Закона № 294-ФЗ устанавливают порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и не применяются в отношении органа контроля за уплатой страховых взносов, которым является ОСФР по Тамбовской области.

Указывает, что ОСФР по Тамбовской области на основании п.1 ст. 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» является государственным внебюджетным фондом и не относятся к федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В судебное заседание представитель ОСФР по Тамбовской области не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. От представителя ОСФР по Тамбовской области по доверенности Степанова С.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании Попов А.Н. пояснил, что факт правонарушения не оспаривает, с постановлением мирового судьи согласен.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Попова А.Н., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Обязанность страхователя представлять в территориальные органы страховщика (ФСС) документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным, установлена в п. 19 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон о социальном страховании). При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования:

- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии со ст. 24 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители или другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области Попов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Факт совершения Поповым А.Н. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ., актом контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ.

Мировой судья верно в соответствии с установленными по делу обстоятельствами признал доказанной виновность должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения и верно квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ.

Санкция ч. 2 статьи 15.33 КоАП РФ не предусматривает возможность административного наказания в виде предупреждения.

Однако мировым судьей необоснованно были применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Так, в силу положений частей 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3).

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учётом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).

Вопреки решению мирового судьи, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Так в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не входят в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которая определена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются уполномоченными органами государственной власти, которые вправе осуществлять государственный контроль (надзор).

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации также не указан в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в числе государственных учреждений, которые наделены отдельными полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).

По настоящему делу нарушение требований ст. 24 Федерального закона № 125 не было выявлено в ходе государственного контроля в понимании, данном в Федеральном законе от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Нарушение было выявлено в ходе осуществления Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области учета страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а потому основания для замены наказания на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Кроме того, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем начальника отдела администрирования страховых взносов Отделения Фонда Страхования Российской Федерации по Тамбовской области, имеется отметка о том, что ранее Попов А.Н. к административной ответственности за нарушение предусмотренное ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ привлекался.

Следовательно, административное правонарушение, совершенное Поповым А.Н. не является впервые совершенным административным правонарушением.

Таким образом, выводы мирового судьи о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде предупреждения, непредусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, являются существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ при назначении наказания, в связи с чем, постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, и подлежит отмене.

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Тамбовском районном суде Тамбовской области настоящей жалобы на указанное постановление мирового судьи срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делам данной категории не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении Попова А. Н. отменить, материалы дела об административном правонарушении направить мировому судье судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области на новое рассмотрение.

Судья: О.А. Паршина

    

12-322/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Попов Андрей Николаевич
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Паршина Ольга Александровна
Статьи

ст.15.33 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
sud22--tmb.sudrf.ru
28.07.2023Материалы переданы в производство судье
14.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Вступило в законную силу
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее