Мировой судья ФИО1 Дело №МS0№-36
Производство №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Лебяжьевский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Терешкина О.Б.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ «Управление социальной защиты населения №» на решение мирового судьи судебного участка № Лебяжьевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к ГКУ «Управление социальной защиты населения №» о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения №» (далее - ГКУ «УСЗН №») о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру района поступило обращение ФИО4 о принятии мер прокурорского реагирования по факту невыплаты компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что ФИО4 является получателем жилищно-коммунальной выплаты как получающий пенсию по потере кормильца – сотрудника правоохранительных органов. ФИО4 в прокуратуру района была предоставлена справка об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-июне 2022 года на сумму 25485 руб. 84 коп. При этом ГКУ «Управление социальной защиты населения №» компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года ФИО4 произведена не была. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП «Теплотранс» тарифа на отопление. Между тем, ФИО4, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвел оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП «Теплотранс». Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ему законом. В случае если бы вышеуказанные квитанции об оплате отопления были приняты ГКУ «Управление социальной защиты населения №» к учету у Феденева, подлежащая ему жилищно-коммунальная выплата в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты с учетом каждого проживающего в жилом помещении гражданина от платы за потребленную тепловую энергию составила бы 12742 руб. 92 коп.
Просил взыскать с ГКУ «Управление социальной защиты населения №» в пользу ФИО4 недополученную сумму жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 12742 руб. 92 коп.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО5 на иске настаивал.
Мировым судьей судебного участка № Лебяжьевского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены, с ГКУ «УСЗН №» в пользу ФИО4 взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты в размере 12742 рубля 92 копейки.
Не согласившись с решением суда, ответчик ГКУ «УСЗН №» подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
ГКУ «УСЗН №» в апелляционной жалобе указывает, что в силу статей 154, 157 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление жилого помещения, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В <адрес> органом, уполномоченным утверждать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающим организациями является Департамент государственного регулирования цен и <адрес>, которым тариф на тепловую энергию для МУП «Теплотранс» был утвержден только с ДД.ММ.ГГГГ. Период действия тарифа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тариф к правоотношениям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не применяется. На основании изложенного, у ГКУ «УСЗН №» не было правовых оснований учитывать квитанции об оплате Феденевым услуги «отопление» за январь - июнь 2022 года в отсутствие утвержденного тарифа. Исходя из положений действующего федерального и регионального законодательства регулирующего как предоставление коммунальных услуг потребителям, так и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, начисление сумм жилищно-коммунальной выплаты гражданам осуществляется только с учетом тарифа на оплату коммунальных услуг, установленного Департаментом. Учесть при расчете жилищно-коммунальной выплаты суммы оплаты Феденевым услуг по теплоснабжению при отсутствии установленного тарифа МУП «Теплотранс» правовых оснований у ГКУ «УСЗН №» не имеется, т. к. это не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, в исковом заявлении прокурора <адрес> не указано, исходя из какого тарифа, либо каких расчетов МУП «Теплотранс» произвел начисление ФИО4 сумм платы за предоставленную тепловую энергию. Доказательств того, что в оспариваемый период МУП «Теплотранс» поставлял Феденеву тепловую энергию по тарифу, установленному Департаментом для данной организации и то, что Феденев производил оплату услуги по теплоснабжению по установленному тарифу, не представлено.
В связи с чем, полагает, что исковые требования прокурора <адрес> не соответствуют положениям действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить обжалуемое решение без изменения, в апелляционную жалобу – без удовлетворения, по доводам, приведенным ранее в исковом заявлении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГКУ «УЗСН №» - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статей 167, 327 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержи (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
По смыслу статьи 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пп. «б» п 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами», члены семей погибших (умерших) военнослужащих вносят платежи по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, рассчитанные с учетом требований пункта 4 настоящего Положения, в полном объеме с последующей 50-процентной компенсацией фактических расходов.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с п.п. 10, 11 и 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами», члены семей погибших (умерших) военнослужащих представляют справки, документы, подтверждающие их проживание в соответствующем жилом помещении, и документы, на основании которых осуществляются платежи:
в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений по месту их жительства, - для расчета размера ежемесячных платежей по оплате жилой площади с учетом требований пункта 4 настоящего Положения, а также для получения документа, подтверждающего количество зарегистрированных в жилом помещении граждан;
в организации, оказывающие коммунальные и другие виды услуг, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, - для расчета размера ежемесячных платежей по оплате коммунальных и других видов услуг с учетом требований пункта 4 настоящего Положения.
Организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающие коммунальные и другие виды услуг, регистрируют справки в установленном этими организациями порядке и возвращают их владельцам, а также производят расчет платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения с отражением результатов расчета в расчетных книжках или в иных соответствующих документах.
Результаты расчетов подписываются уполномоченными лицами организаций и заверяются печатями этих организаций.
В случае если в соответствии с правилами делопроизводства организаций для ведения учета требуются копии справок, организации изготавливают эти копии за счет собственных средств в ходе регистрации справок.
При регистрации справок членам семей погибших (умерших) военнослужащих выдается документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан.
После получения оформленных надлежащим образом расчетов платежей члены семей погибших (умерших) военнослужащих представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства (далее именуются - органы социальной защиты населения) для регистрации и получения компенсации документы, указанные в п. 12.
Мировым судьей установлено, что ФИО4 зарегистрирован и проживает один по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Услугу по отоплению по указанному адресу оказывает МУП «Теплотранс».
В период с января по июнь 2022 года ФИО4 за услугу «отопление» оплачено 25485 руб. 84 коп., что подтверждается карточкой расчетов МУП «Теплотранс».
В соответствии с удостоверениями Б № и 65/9272, ФИО4 является членом семьи погибшего (умершего) сотрудника правоохранительного органа и является получателем пенсии по случаю потери кормильца.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ «Управление социальной защиты населения №».
ФИО4 является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако, компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в первом полугодии 2022 года ему ГКУ «Управление социальной защиты населения №» произведена не была, ввиду отсутствия у МУП «Теплотранс» утвержденного тарифа на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривалось.
Департаментом цен и тарифов <адрес> решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП «Теплотранс» принято только с ДД.ММ.ГГГГ, период действия тарифа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП «Теплотранс» в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал.
Оплата услуги по отоплению жилого помещения истцом произведена в полном объеме на основании квитанций, выставленных МУП «Теплотранс».
Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, мировой судья пришел к выводу о том, что на истца не может быть возложена ответственность за отсутствие у МУП «Теплотранс» установленного тарифа на отопление, при том, что обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг исполняются им своевременно и надлежаще, в связи с чем, взыскал с ответчика в пользу ФИО4 12742 рубля 92 копейки, составляющие невыплаченную сумму жилищно-коммунальной выплаты за период с января 2022 года по июнь 2022 года.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи соглашается, полагая их верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию.
В п. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ установлено, что Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного, комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
ФИО4 был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно условному расчету, произведенному ответчиком, размер жилищно-коммунальной выплаты по жилищно-коммунальной услуге «отопление» в спорный период по тарифу 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал, подлежащий выплате истцу, составил 12742 рубля 92 копейки.
В п. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ установлено, что Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «Теплотранс» был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у ФИО4 не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, являются ошибочными и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта.
Факт поставки МУП «Теплотранс» тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ГКУ «УСЗН №» и ГУ СЗН <адрес> в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса возникла у ФИО4 на основании статей 153, 154 ЖК РФ, исполнена им своевременно и в полном объеме. При этом истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП «Теплотранс» по установлению тарифа. При указанных обстоятельствах, оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований у мирового судьи не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых доказательств, которые опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении, не могут быть признаны состоятельными, сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор.
Несогласие автора жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой, данной мировым судьей вышеуказанным доказательствам, не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Оснований к безусловной отмене решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ по материалам дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ №» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ №» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.