УИД: 77RS0002-02-2024-000032-87
Дело № 2-1524/2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 мая 2024 года станица Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Демина А.Н. при секретаре судебного заседания Гусаровой Е.В., с участием:
представителя истца – помощника Минераловодского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – ФИО4,
представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО3, действующего на основании доверенности № СКАВ НЮ-230/д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия по вопросам исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных мостах (далее ж/д мосты) Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
Согласно пп. 1, 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ж/д мосты, состоящие на балансе субъекта транспортной инфраструктуры - Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - СП - филиала ОАО «РЖД», являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу вышеуказанных требований действующего законодательства ОАО Российские железные дороги» в лице Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
На основании решения Росжелдора ж/д мост, состоящий на балансе Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры, находящийся в границах Предгорного муниципального округа, включен в раздел № реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № в отношении данного ж/д моста субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта, в течение одного года со дня вступлению в силу указанных требований.
В отношении указанного ж/д моста ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме разработан и утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию (далее - паспорта ОТБ).
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что до настоящего времени в отношении ж/д моста - ЖМН406025, находящегося в границах Предгорного муниципального округа, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, а именно: оснащение объектов охранной инфраструктурой, необходимыми техническими средствами, а также привлечение для защиты ОТИ подразделений транспортной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, однако вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, по оснащению объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не выполнены.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры данных требований влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности транспортных средств, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности транспортных средств в целом, неопределенного круга граждан, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспортов обеспечения безопасности свидетельствует об уклонении ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников.
Обратившись в суд, просил обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного моста ЖМН406025, находящихся в границах Предгорного муниципального округа, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ, а именно:
- оснастить ж/д мост охранной инфраструктурой, необходимыми техническими средствами;
- привлечь для защиты ж/д моста подразделения транспортной безопасности.
Представитель истца – помощника Минераловодского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - ФИО3 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в части, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте судебного слушания.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Закона № 16-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно подпункту "а" пункта 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции.
В части 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, которые в соответствии с пунктом 3 Требования № вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (подпункт "г" пункта 5 Требований №).
Субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры (подпункт "е" пункта 5 Требований №).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ж/д мосты, состоящие на балансе субъекта транспортной инфраструктуры - Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - СП - филиала ОАО «РЖД», являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу вышеуказанных требований действующего законодательства ОАО Российские железные дороги» в лице Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
На основании решения Росжелдора ж/д мост, состоящий на балансе Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры, находящийся в границах Предгорного муниципального округа, включен в раздел № реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № в отношении данного ж/д моста субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта, в течение одного года со дня вступлению в силу указанных требований.
В отношении указанного ж/д моста ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме разработан и утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию (далее - паспорта ОТБ).
Судом установлено, что до настоящего времени в отношении ж/д моста - ЖМН406025, находящегося в границах Предгорного муниципального округа, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, а именно: оснащение объектов охранной инфраструктурой, необходимыми техническими средствами.
С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, однако вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, по оснащению объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не выполнены.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры данных требований влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности транспортных средств, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности транспортных средств в целом, неопределенного круга граждан, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспортов обеспечения безопасности свидетельствует об уклонении ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части возложения на отрытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности оснастить железнодорожный мост ЖМН406025, находящийся в границах Предгорного муниципального округа охранной инфраструктурой, подлежащими удовлетворению.
Что касается исковых требований в части привлечения для защиты ж/д моста подразделения транспортной безопасности, суд исходит из следующего.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Пунктом 2 Постановления N 2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Железнодорожные мосты имеют 1 уровень безопасности.
Согласно уведомлению Росжелдора №УТБ-7/22/9384 от 07.06.2022г., №УТБ- 7/22/02413 от 06.06.2022г. железнодорожные мосты внесены в раздел 2 «Реестр ОТИ И ТС», как не подлежащие категорированию.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление №, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования).
Согласно п.1 вышеуказанных Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - объекты транспортной инфраструктуры).
В постановлении Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (Далее - Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) установлен перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта Незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
В соответствии с пп. «г» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
То есть пп «г» п.5 Требований № является отсылочной нормой, согласно которой на субъекты транспортной инфраструктуры возлагается обязанность образовать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности только в случаях, предусмотренных настоящим документом (т.е. Требованиями 1635), и в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
ОАО «РЖД» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-14903/ОКТ обратилось в Росжелдор с просьбой разъяснить в каких случаях субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Далее - Положение) Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В силу п.6.2 Положения Росжелдор имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.
Согласно разделу 5 Положения в его компетенцию входят вопросы обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Таким образом, Росжелдор является специализированным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № АИ-30/4454-ис Росжелдор разъяснил, что Требования применяются с учетом уровня безопасности ОТИ, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
Росжелдор указал, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № и №.
Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.
В связи с тем, что спорный объект транспортной инфраструктуры имеет 1 уровень безопасности, обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности у ОАО «РЖД» отсутствует.
При этом суд отмечает, что ссылка истца на обязанность ответчика о привлечении подразделений транспортной безопасности для обеспечения безопасности железнодорожного моста, содержащаяся в паспорте обеспечения транспортной безопасности, не нашла своего подтверждения в судебном заседании, поскольку исходя из п. 4.4. указанного документа образование и привлечение для защиты объекта подразделений транспортной безопасности, предусмотрено только в случаях предусмотренных паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств включения в паспорт объекта транспортной инфраструктуры положений об обязательном привлечении для защиты железнодорожного моста подразделений транспортной безопасности, суду не предоставлено.
Таким образом, позиция истца о необходимости возложения обязанности на ОАО «РЖД» по обеспечению транспортной безопасности, в части привлечения подразделений транспортной безопасности, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.
В связи с указанными обстоятельствами, исковые требования Минераловодского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минераловодского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность оснастить железнодорожный мост МЖН406025, находящийся в границах Предгорного муниципального округа охранной инфраструктурой, необходимыми техническими средствами, предусмотренными паспортом ОТБ, в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований о привлечении для защиты железнодорожного моста ЖМН406025, находящегося в границах Предгорного муниципального округа подразделений транспортной безопасности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Предгорный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2024 года.
Судья: