Дело № 2-3171/2019
32RS0001-01-2019-003227-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 12 декабря 2019 г.
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи – Горбарчука С.А.,
при секретаре – Емельяненко О.И.,
с участием истца Соболевой ТА., представителя ответчика ГУ УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) по доверенности Новикова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соболевой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Соболева Т.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, чтопо ее заявлению о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, ответчиком было отказанов назначении требуемого вида пенсии из-за отсутствия необходимого 30-летнего стажа.
Полагая отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, ссылаясь на положения действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, истец, с учетом уточнений просит, суд признать:
право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
включить в медицинский стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
включить в медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (в календарном исчислении);
признать выработку истцом 30-летнего медицинского стажа на ДД.ММ.ГГГГ;
обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента приобретения права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Соболева Т.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Новиков В.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что у пенсионного органа отсутствуют достаточные правовые основания для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, периодов работы в должности <данные изъяты>
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела,Соболева Т.А. неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения деятельности на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В своем ответе ГУ УПФР РФ городского округа г. Брянска (межрайонное) от11.09.2019 № 11/8945/19 в назначении требуемого вида пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого 30-летнего стажа.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»), т.е. не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному Закону от 03.10.2018№ 350-ФЗ (не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных соответственно приложения 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
В соответствии с частью 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Установлено, что истцу не был включен в стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты> (в календарном исчислении), поскольку данное наименование учреждения не предусмотрено разделом №наименования учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Суд не может согласиться с таким выводом ответчика по следующим основаниям.
Согласно Уставу государственного учреждения «Госпиталь с поликлиникой УВД Брянской области» целью создания данного учреждения является осуществление диагностических, лечебных, профилактических и медико-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний категории граждан, определенных приказом МВД России от 14 июля 1993 г. № 335 «О порядке организации медицинского и лекарственного обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в системе МВД России», а также других категории граждан на договорной основе. Предметом деятельности учреждения является оказание гражданам медицинской помощи, проведение диспансеризации, профилактика заболеваний, санитарно-противоэпидемического обеспечения больных, бытовое обслуживание лиц, находящихся на стационарном лечении.
В Списке, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрена должность «акушерка», наименование учреждений «госпитали всех наименований», «поликлиники всех наименований»
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии.
Кроме того, в судебном заседании установлено, чтов периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается справкой ФКУЗ МСЧ МВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ с указанием приказов о направлении на курсы повышения квалификации.
Действующим законодательством время нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, в командировках приравнивается ко времени выполнения работы по соответствующей должности и потому не требует специального указания об этом в Правилах.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с абз. 1, 2 ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (абз. 6 ст. 196 ТК РФ).
Исходя из приведенных норм, периоды на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Судом установлено, что истец находился на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка, без прерывания трудовых отношений, времени обучения непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала медицинская деятельность, что подтверждается материалами дела, в том числе записями в трудовой книжке истца.
Таким образом, суд приходит к выводу о включении истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом включения истцу всех спорных периодов в специальный трудовой стаж, у Соболевой Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется в наличии 30-летний специальный стаж в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При этом право Соболевой Т.А. на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло с 7 декабря 2019 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Соболевой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Включить Соболевой Татьяне Анатольевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности <данные изъяты> (в календарном исчислении);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - периоды курсов повышения квалификации (в календарном исчислении).
Признать наличие у Соболевой Татьяны Анатольевны по состоянию на 7 июня 2019 г. 30-летнего специального стажа в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) назначить Соболевой Татьяне Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона, от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 7 декабря 2019 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Горбарчук
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2019 года.