Дело № 2-1570/2024
УИД № 50RS0046-01-2024-002570-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 20 августа 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи МАЙБОРОДА О.М.
при секретаре СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеевой ФИО5 к ООО «Каширский региональный оператор» о неисполнении обязательств оказания услуг и взыскании неосновательного обогащения
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о неисполнении обязательств оказания услуг и взыскании неосновательного обогащения
в размере 6624 рублей 97 копеек.
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что между ней и ответчиком был заключен договор по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов. Извещение об оказании указанной услуги истцу не поступало, данная услуга не предоставлялась, баки и площадка под контейнера для мусора установлены ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик необоснованно взыскал с неё 6624,97 руб. по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика с иском не согласна, суду пояснила что ООО «Каширский РО» наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет в результате конкурсного отбора, по итогам которого заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Каширской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ г. Каширская зона регионального оператора определена уполномоченным органом исполнительной власти Московской области.
Обращение с ТКО является коммунальной услугой, за которую необходимо платить (ст.154 ч.4 ЖК РФ), ООО «Каширский РО» - единственный поставщик данной коммунальной услуги в зоне нахождения объекта недвижимости, собственником которого является Истец, а, следовательно, и собственником ТКО, которые образуются в результате его жизнедеятельности. Оформление письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО между абонентом-гражданином и Региональным оператором не является обязательным, поскольку данный договор заключен в порядке п.8( 17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» и п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 которыми установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации. Договор опубликован в средствах массовой информации (газета «Подмосковье сегодня» от 16.10.2018 № 194(4360)). Доводы Истца о том, что контейнерная площадка по его адресу установлена в 2023 году не может быть признана основанием для освобождения его от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО. Обязанность по созданию контейнерных площадок на Ответчика законом не возложена. При отсутствии в реестре контейнерных площадок мест накопления ТКО информации, об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования, при этом, сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома не освобождает собственника индивидуального жилого дома от обязанности по внесению платы за оказание соответствующей коммунальной услуги. При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на указанных контейнерных площадках в пределах муниципального образования, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.
Задолженность за указанный период была взыскана принудительно через приказное производство. Ответчик не отменял судебный приказ, принудительное исполнение произошло в ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время у Истца также имеется задолженность и начислены пени за несвоевременную оплату услуги. Отказ от услуги по обращению с ТКО невозможен.
Суд, выслушав мнение явившихся сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, обозрев гражданское дело №2-2050/202, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании п.1 и п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об отходах производства и потребления", - К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
П.п.5,7 ст.12, ст.13, ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ,- запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ). 7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «Каширский РО» и Тимофеева ФИО5 являются сторонами по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
В связи с образованием задолженности за указанную услугу по адресу: <адрес> Ответчик обратился к мировому судье судебного участка №250 Ступинского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с должника Тимофеевой ФИО5 - собственника домовладения по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №2-2050/2022 о взыскании с Тимофеевой Г.В. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6424.97 руб. и расходов по оплате госпошлины в сумме 200,00 руб., который впоследствии предъявлен к принудительному исполнению и исполнен.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО «Каширский РО» наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет в результате конкурсного отбора, по итогам которого заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Каширской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ г. Каширская зона регионального оператора определена уполномоченным органом исполнительной власти Московской области.
Обращение с ТКО является коммунальной услугой, за которую необходимо платить (ст.154 ч.4 ЖК РФ), ООО «Каширский РО» - единственный поставщик данной коммунальной услуги в зоне нахождения объекта недвижимости, собственником которого является Истец, а, следовательно, и собственником ТКО, которые образуются в результате его жизнедеятельности.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Между тем, к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
То есть оформление письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО между абонентом-гражданином и Региональным оператором не является обязательным, поскольку данный договор заключен в порядке п.8( 17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» и п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 которыми установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации. Договор опубликован в средствах массовой информации (газета «Подмосковье сегодня» от 16.10.2018 № 194(4360)).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Типовому договору ООО «Каширский РО» принимает ТКО, обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. а потребитель обязан оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых слуг, определяемого приборами учета, а при их отсутствии - исходя их нормативов ютребления (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (чЛ ст.157 ЖК РФ).
Доводы Истца о том, что контейнерная площадка по его адресу установлена в ДД.ММ.ГГГГ году не может быть признана основанием для освобождения его от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест накопления ТКО.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно п. 2.6. Распоряжения № 350-РВ строительство и ремонт контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) ТКО осуществляют органы местного самоуправления Московской области, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что обязанность по созданию контейнерных площадок на них законом не возложена.
При отсутствии в реестре контейнерных площадок мест накопления ТКО информации, об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования, при этом, сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома не освобождает собственника индивидуального жилого дома от обязанности по внесению платы за оказание соответствующей коммунальной услуги. При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на указанных контейнерных площадках в пределах муниципального образования, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.
Реестр мест (площадок) накопления ТКО с закрепленными отходообразователями, осуществляющими свою деятельность на территории г.о.Ступино Московской области размещен на официальном сайте Администрации г.о.Ступино.
Ближайшие к Ответчику контейнерные площадки ранее были расположены по адресу: <адрес> - создана ДД.ММ.ГГГГ, сейчас - <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ, данная информация представлена истцом в материалы дела.
Отказ от услуги по обращению с ТКО невозможен.
Разрешая спор, суд приходит к выводу что к спорным отношениям применимы нормы права их регулирующие - положения ст. ст. 30, 153, 154, 157 ЖК РФ, ст. ст. 426 - 432 ГК РФ, Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности.
В связи с чем, суд исходит из того, что ООО «Каширский РО» на основании заключенного публичного договора оказывало истцу в спорный период фактические услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а Тимофеева Г.В. обязанность по их оплате не исполняла, в связи с чем ООО «Каширский РО» обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с Тимофеевой Г.В. задолженность за услуги по обращению с ТКО.
В силу положений Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", отсутствие заключенного между истцом и ответчиками в письменной форме договора не исключает обязанность последних при отсутствии доказательств не вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.
Судебный приказ от 13.12.2022 года о взыскании с Тимофеевой Г.В. задолженности не обжаловался и не отменялся в установленном ГПК РФ порядке, вступил в силу, исполнен в октябре-ноябре 2023 года.
Довод истца о том, что имеется неосновательное обогащение со стороны ответчика, основано на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Доказательств опровергающие доводы ответчика истцом не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Тимофеевой ФИО5 к ООО «Каширский РО» о неисполнении обязательств оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Каширской зоне и взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2024 года.
Федеральный судья О.М.Майборода