Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-262/20 по административному исковому заявлению Луканенко Ф.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя Луканенко Ф.В. по доверенности Валуйских А.Г.,
у с т а н о в и л:
Луканенко Ф.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 362 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 1 255 629,58 руб..
В обоснование заявленных требований Луканенко Ф.В. указал, что он является собственником здания. расположенного на названном земельном участке, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Валуйских А.Г. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Луканенко Ф.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Луканенко Ф.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 362 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, расположенном по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 3 465 440,48 руб..
Считая кадастровую стоимость земельного участка сильно завышенной, 23 декабря 2019 года Луканенко Ф.В. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 19 ноября 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «НПО «Азимут» ФИО1
Указанным отчетом рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 1 255 629,58 руб. Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете. В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 27 апреля 2018 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, допущениях при проведении оценки, сведения о заказчике и оценщике.
Определение рыночной стоимости земельного участка произведено в рамках сравнительного подхода. От применения затратного и доходного походов оценщик мотивированно отказался.
При оценке отобраны объекты-аналоги, наиболее подходящие к объекту оценки по максимальному количеству параметров основных ценообразующих факторов.
Для сглаживания различий между объектом оценки и объектами –аналогами применены корректировки на торг, на транспортную доступность, на потенциал местоположения, на площадь, затем путем расчетов определена итоговая величина рыночной стоимости 1 255 629,58 руб.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 апреля 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определённом отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 23 декабря 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Луканенко Ф.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 362 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 1 255 620,58 руб.
Датой обращения Луканенко Ф.В. в суд считать 23 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2020 года.