РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ангарск 18 декабря 2023 г.
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Томилко Е.В.,
при секретаре – Леонтьевой И.А.,
при участии: представителя Романовой Е.Я.-Ереминой О.Н., действующей на основании доверенности 38 АА 3714955 от 14.06.2022, сроком действия на 2 года, без права передоверия полномочий,
представителя администрации Ангарского городского округа - Кисиль Е.Г., действующей на основании доверенности № 1/15-1890 от 29.11.2022, сроком действия по 31.12.2024, без права передоверия полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7021/2023 (УИД № 38RS0001-01-2022-006009-80) по исковому заявлению ФИО3, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Ангарского городского округа о признании права пользования жилым помещением, о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
установил:
истцы, ФИО3, ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обратились в суд с уточненным, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковым заявлением к администрации Ангарского городского округа о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, указав в обоснование, что в период с ** по ** ФИО3 состояла в трудовых отношениях с МУП «Жилсервис», работала дворником, бригадиром дворников в ЖЭК-8.
В 2003 г. она была переведена дворником в ООО «Эком». ** ей, в связи с трудовыми отношениями, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ....
Заселение в квартиру было осуществлено на основании служебного направления от **. Она вселилась в квартиру с детьми ФИО9, ** года рождения, ФИО4, ** года рождения, ФИО5, ** года рождения, ФИО6, ** года рождения (ребенок инвалид). В жилом помещении они проживают с 2001 г. постоянно, на регистрационном учете состоят с 2003 г. С 2003 г. из квартиры не выезжали. Иного жилья в собственности в пользовании не имеют.
Постановлением администрации Ангарского городского округа №-па от ** истцы с ** были признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Письмом № от ** ответчиком было отказано в заключение договора социального найма.
Просят признать за ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО5, ФИО6 права пользования жилым помещением, расположенного по адресу: ..., ..., ..., и признать за ФИО3, право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: ..., ..., ....
Признать за ФИО3 право пользования жилым посещением, расположенным по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 31,1 кв.м., по договору социального найма.
Истцы ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО11 Н.Н., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (том 1 л.д.226) Ранее представили заявления о рассмотрении дела в свое
При таких обстоятельствах, учитывая размещение информации о рассмотрении дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ** № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Ангарского городского суда ..., и в соответствии со ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Представитель ФИО3-ФИО16 в судебном заседании на требованиях иска настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в силу ст. 684 Гражданского кодекса российской Федерации по истечении срока действия договора социального найма, договор считается продленным. Исходя из выписки ЕГРН в ней отсутствуют сведения о том, что предоставленное спорное жилое помещение является служебным. МКД передан на баланс администрации. Весь период времени истцы пользуются жилым помещением. У истцов отсутствуют документы на жилое помещение, только направление на вселение.
Представитель администрации Ангарского городского округа ФИО15 в судебном заседании требования иска не признала по основаниям, указанным в возражениях (том 1 л.д.131-135).
Выслушав участников процесса, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, названным кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
Судом и материалами дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., принадлежит муниципальному образованию Ангарский городской округ (том 1 л.д.82, 113-114).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Ангарского городского округа № от ** жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 31,1 кв.м. является специализированной (служебной) квартирой (том 1 л.д.84, 128, 194).
Из решения исполнительного комитета ... Совета народных депутатов ... № от ** решено признать служебной жилой площадью, площадь 17,5 кв.м. по адресу: 94-106-34 для слесаря-сантехника треста жилищного хозяйства (том 1 л.д.85, 129, 136, 196).
Из корешка ордера № литер УКХ от ** следует, что на право занятия жилплощади ..., в ..., площадью 16,9 кв.м. выдан ФИО7, дворнику ЖЭУ-9(том 1 л.д. 86, 130, 137, 195).
ФИО3, ** года рождения, с ** по ** состояла в трудовых отношениях с МУП «Жилсервис» в должности дворника, затем ** по ** была принята в ЖЭК-8 дворником, и уволена 30.06.22003 в порядке перевода в ООО «Эконом» (том 1 л.д.23-32).
ФИО3 является матерью ФИО5 (том 1 л.д.33), ФИО17 (ФИО18) ФИО10 (том 1 л.д.34, 49), ФИО6 (том 1 л.д. 36), ФИО8 (том 1 л.д.37), а ФИО2 является внучкой ФИО3 и дочерью ФИО1 (том 1 л.д.35).
Как следует из справки № от **, предоставленной ООО «ЖилКом» в жилом помещении по адресу: ..., ..., ..., с ** зарегистрированы ФИО3, ** года рождения, ФИО1, ** года рождения, ФИО8, ** года рождения, ФИО5, ** года рождения; с ** в данном жилом помещении зарегистрирован ФИО6, ** года рождения; с ** зарегистрирована ФИО2, ** года рождения. Как следует из данной справки, истцы вселены в жилое помещение на основании направления от ** (том 1 л.д.38), что также подтверждается справкой № от ** (том 1 л.д.43).
Из поквартирной каточки на жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., следует, что нанимателем является ФИО3, вселена на основании направления **. с членами семьи дочь - ФИО9, ** года рождения; дочь - ФИО8, ** года рождения; сын ФИО5, ** года рождения; ФИО6, ** года рождения (том 1 л.д.161)
Из акта от ** следует, что в жилом помещении по адресу: ..., ... ..., правоустанавливающий документ служебное направление от **, зарегистрированы 5 человек: ФИО3, **; ФИО9, **; ФИО8, **; ФИО5, **; ФИО6, 26.11.2003(том 1 л.д.44)
ФИО6, ** года рождения, является инвалидом третьей группы, с детства (том 1 л.д.39).
Постановлением администрации Ангарского городского округа №-па от ** ФИО3, ** года рождения, составом семьи 5 человек (дочь - ФИО9, ** года рождения; дочь - ФИО8, ** года рождения; сын ФИО5, ** года рождения; ФИО6, ** рождения) признаны малоимущими, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (том 1 л.д.45, 138), что также подтверждается справкой б/н от ** (том 1 л.д.139).
Согласно информации № от ** на обращение ФИО3 об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... ..., из числа служебных жилых помещений, следует, что жилое помещение является собственностью Ангарского городского округа и отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Ангарского городского округа. Действующее законодательство не содержит императивной нормы, возлагающей администрацию округа обязанность по исключению служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Кроме того, необходимо отметить, что жилое помещение на основании ордера № от ** было предоставлено ФИО7. После ФИО7 в данное жилое помещение вселялась ФИО3. Документы, подтверждающие основания вселения в данное жилое помещение отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комитет сообщает, что служебное помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., не подлежит исключению из числа служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ангарского городского округа и соответственно приватизации (том 1 л.д.140), аналогичная информация указана в ответе № от 21.01.20196 (том 1 л.д.141. 157).
Из ответа № от ** Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, следует, что рассмотрев заявление о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., с ФИО3, сообщает следующее: действующее законодательство не содержит императивной нормы возлагающей на орган местного самоуправления обязанность по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ...,, относится к специализированному (служебному фонду Ангарского городского округа.
В связи с чем, ФИО3 не относится к категориям граждан, с которыми может быть заключен договор социального найма жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, заключить с ФИО3 договор социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... ...,, не представляется возможным (том 1 л.д.46-48).
Как следует из ответа на зарос администрации Ангарского городского округа № от ** в архивной фонде (Р-11) Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования – сведения о застройщике жилого ..., ... г, Ангарска за 1967-1980 годы в архивном отделе администрации Ангарского городско округа не значатся, на хранение не передавались (том 1 л.д.199).
Исход из изложенного, спорное жилое помещение на момент предоставления ФИО3 находилось в специальном правовом режиме, который, вопреки доводам представителя истца, в дальнейшем изменен не был, поскольку каких-либо решений уполномоченным органом местного самоуправления не принималось.
Отсутствие в выписке из ЕГРН указаний на отнесение спорного объекта недвижимости к специализированному жилищному фонду, при наличии в деле правоустанавливающего документа - постановления органа местного самоуправления, подтверждающего статус жилого помещения в качестве служебного, основанием для иного вывода не является.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых - обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Исходя из приведенных положений законодательства и ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае положения ст. ст. 94, 108 Жилищным кодексом РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Как усматривается из материалов дела ФИО3 к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации состояла в трудовых отношениях с МУП «Жилсервис», а решением органа местного самоуправления ей было предоставлено служебное жилое помещение, более 23 лет, соответственно ФИО3 отнесена к категории лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР. Кроме того, судом установлено, что ФИО3 и члены её семьи состоят на учете как малоимущие граждане.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано и является федеральной собственностью, таким образом, спорное жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., на день рассмотрения дела в суде статус служебного не утратило, а доводы истца и его представителя о том, что истцы занимают спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из изложенного, учитывая, длительность занятия истцами жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., а также учитывая, что данное жилое помещение было предоставлено истцу ФИО3 в период трудовых отношений, на членов её семьи, и невозможностью выселения из данного жилого помещения, а также учитывая, что ФИО3 и члены её семьи признаны малоимущими, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО3, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Администрации Ангарского городского округа о признании права пользования жилым помещением, о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать за ФИО3, ** года рождения, уроженки ..., паспорт №; ФИО1, ** года рождения, уроженки ..., паспорт №; ФИО2, ** года рождения, уроженки ..., свидетельство о рождении № №; ФИО8, ** года рождения, уроженки ..., паспорт №; ФИО5, ** года рождения, уроженцем ..., паспорт №; ФИО6, ** года рождения, уроженца ..., паспорт №; право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: ..., ..., ....
В удовлетворении исковых требований о признании за ФИО3 права пользования жилым помещением, расположенного по адресу: ..., ..., ..., по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.В.Томилко
Решение в окончательной форме принято **