Судья: Бахышев И.Х. адм.дело № 33а-2851/2023
№ 2а-942/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Сивохина Д.А.
судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.
при секретаре Брагиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шпилевого А.А. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 06 декабря 2022 г. по административному делу № 2а-942/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области к Шпилевому А.А. о взыскании обязательных платежей,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шпилевому А.А. о взыскании обязательных платежей.
В обосновании административного иска, административный истец указал, что Шпилевой А.А. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, в связи с чем ему направлено требование об уплате, задолженность по налогам уплачена административным ответчиком несвоевременно в связи с чем на сумму задолженности начислены пени в заявленном ко взысканию размере.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество за 2017 г. пени в размере 4,15 руб., транспортному налогу за 2017 г. в размере 2 518,00 руб., пени в размере 37,45 руб., земельному налогу за 2017 г. в размере 386 руб., пени в размере 5,74 руб.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 06 декабря 2022 г. административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворены (л.д. 68-72).
В апелляционной жалобе Шпилевой А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 77-78).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах и недвижимого имущества истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление: № от 23.08.2018 (л.д.36-39,29) об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 г. по адресу регистрации ответчика.
В связи с неуплатой указанных налогов Шпилевому А.А. выставлено требование № по состоянию на 31.01.2019, об уплате в срок до 18.03.2019 земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельского поселения, на сумму 386,00 руб., пени в размере 5,74 руб., налога на имущество физических лиц в размере 279,00 руб., пени в размере 4,15 руб., транспортного налога в размере 2 518,00 руб., пени в размере 37,45 руб., которое направлено по месту регистрации ответчик (л.д. 16-17,34).
Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 НК РФ.
Ввиду неисполнения Шпилевым А.А. требований об уплате имеющейся задолженности по налогам в установленные сроки МИ ФНС № обратилась с соответствующим заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № Безенчукского судебного района Самарской области.
12.08.2019 по результатам рассмотрения поданного заявления в рамках административного дела № был вынесен судебный приказ, который направлен на исполнение в службу судебных приставов. 23.05.2022 г. отделом судебных приставов взыскана задолженность в размере 279 руб., по налогу на имущество за 2017 г. Пени по налогу на имущество в размере 4,15 руб. не взысканы.
Определением мирового судьи судебного участка № Безенчукского судебного района Самарской области судебный приказ № был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Шпилевым А.А. не исполнено требование налогового органа об уплате налогов и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Шпилевого А.А. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, судебной коллегией признан несостоятельным.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 2315-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В связи с выявленной недоимкой в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате налога от 31.01.2019 г. №, устанавливался срок уплаты до 18.03.2019 г. Неисполнение требования послужило основанием для обращения 07.08.2019 г. налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № Безенчукского судебного района Самарской области от 24.06.2022 г. судебный приказ отменен ввиду возражений ФИО1
После отмены судебного приказа административный истец обратился в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок – 19.10.2022 г.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в том числе о пропуске исковой давности, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд налоговым органом были соблюдены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 06 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шпилевого А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: