Дело № 2-688/2023
УИД 21RS0023-01-2022-006736-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2023 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Степановой Н.А., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б., с участием прокурора Афанасьевой Е.Г., представителя ответчика КУ ЧР "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Филиппова В.В., представителя третьего лица УГИБДД МВД по Чувашской Республике Иванова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ООО "Дортех" о возложении обязанности устранить нарушения, привести участок автомобильной дороги регионального значения в соответствии с требованиями ГОСТ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в защиту в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением с учетом внесенных уточнений к Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ООО "Дортех" о возложении обязанности устранить нарушения, привести участок автомобильной дороги регионального значения в соответствии с требованиями ГОСТ.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ядринского района по результатам анализа в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на территории Ядринского района на автомобильной дороге регионального значения - «Сура», за 8 месяцев 2022 года зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий, в которых 7 человек получили травмы, погибли 4 человека. Так, на указанной автомобильной дороге 16.01.2022, 18.02.2022, 12.03.2022, 24.03.2022, 04.06.2022, 10.06.2022, 14.06.2022, 22.06.2022, 21.07.2022, 29.07.2022 произошли столкновения автомобилей, в результате которых имелись случаи гибели людей. При этом 09.02.2022, 10.07.2022, 23.07.2022 выявлены факты наездов транспортных средств на пешеходов, среди которых также имелись случаи гибели людей. Кроме того, 15.02.2022 зафиксирован случай съезда автомобиля с дороги. Прокурором района 03.08.2022 начальнику УГИБДД МВД по Чувашской Республике направлена информация с предложением рассмотреть вопрос об обследовании автомобильной дороги «Сура» на территории Ядринского района в целях выработки перечня необходимых мероприятий, направленных на снижение аварийности на данном участке. Согласно сведениям, представленным в прокуратуру района 26.10.2022 ОМВД России по Ядринскому району, следует, что 10.07.2022 в 19 часов 15 минут на км. 13+778 м. автомобильной дороги регионального значения «Сура» Ядринского района Чувашской Республики, в котором водитель ФИО8, управляя автомобилем марки «------, допустила выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и совершила наезд на пешехода ФИО9 (скончался), переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, оборудованному с нарушением обязательных требований в области безопасности дорожного движения. 10 июля 2022 года в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проведена оценка их достоверности и установлено, что на обозначенном участке в месте совершения ДТП на пешеходном переходе в нарушение требований п. 4.5.24 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.1.6, 5.6.30, 6.1.2, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019, п.п. 6.23, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.1.12 ГОСТ Р 51256-2018 отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», основные и дублирующие над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». 19.07.2022 и 22.07.2022 ОГИБДД по Ядринскому району КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии объявлены предостережения. 07.09.2022 ОГИБДД по Ядринскому району в отношении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии составлен административный материал по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Несмотря на объявленное ОГИБДД по Ядринскому району КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии 19.07.2022 предостережение (учетный номер в ЕРКНМ ------ и 22.07.2022 (учетный номер в ЕРКНМ ------), цели профилактического мероприятия не достигнуты, указанные нарушения не устранены. В соответствии с решением прокурора Чувашской Республики № 27- 1158-2022 от 11.08.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - внеплановый инспекционный визит объекта государственного контроля (надзора) - участка с км 8+890 по км 37+835 автомобильной дороги регионального значения «Сура» на территории Ядринского района Чувашской Республики, находящегося в ведении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.
Обязанность по устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части на вышеуказанных участках автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Сура» лежит на КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.
В последующем судом в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Дортех».
В судебном заседании прокурор Афанасьева Е.Г. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что указанные в иске недостатки дорожного покрытия не устранены.
Представитель ответчика КУ «Чувашуправдор» Минтранса Чувашии Филиппов В.В. в судебном заседании заявленные требования признал частично. Пояснил, что требования об обязании установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и установить стационарное электрическое освещение признает, однако полагает разумным срок для исполнения решения суда в этой части в течение полутора лет. В остальной части полагал, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку заключен государственный контракт с ООО «Дортех».
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Дортех» не явился, в представленном отзыве удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда, указав о недостаточности 6-месячного срока для исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель УГИБДД МВД по Чувашской Республике Иванов А.А. полагал заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: 1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; 3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; 4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Из содержания п.п.1, 3 ст.24 Закона № 196-ФЗ следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
В силу ст. ст. 12, 17 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-2017 г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Приказом Росстандарта РФ от 26.09.2017 № 1245-ст. Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно- эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки проведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с его требованиями.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В соответствии с п.6.1.1 ГОСТ Р50597-2017 ограничение видимости дорожных знаков и светофоров, вызванное каким-либо препятствием (зелеными насаждениями или конструкциями), не допускается. Обрезку зеленых насаждений для обеспечения видимости осуществляют в течение одних суток на дорогах категорий IA - III и улицах групп А - Д, на остальных дорогах и улицах - в течение 3-х сут.
В соответствии с п.6.2.1 ГОСТ Р50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
В соответствии с п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017 дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1.
В силу п.6.5.2 ГОСТ Р50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.
Согласно п. 6.6.1 ГОСТ Р50597-2017 сигнальные столбики должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843, дорожные тумбы - ГОСТ 32759 и быть установлены по ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52766 и ГОСТ 33151.
В соответствии с п. 6.6.2 ГОСТ Р50597-2017 дорожные сигнальные столбики и тумбы не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.5 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.5.
Согласно п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
В силу п.7.1 ГОСТ Р50597-2017 для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах: - треугольников видимости <1> на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах;
<1> Треугольник видимости:
- для условий "транспорт-транспорт" размеры сторон равнобедренного треугольника для дорог при скорости движения 60 и 90 км/ч должны быть, соответственно, не менее 85 и 175 м, для улиц при скорости движения 40 и 60 км/ч - не менее 25 и 40 м;
- для условий "пешеход-транспорт" размеры сторон прямоугольного треугольника для дорог должны быть при скорости движения транспортных средств 60 и 90 км/ч, соответственно, 7 х 85 и 10 х 175 м для улиц при скорости движения транспортных средств 25 и 40 км/ч - не менее 8 х 40 и 10 х 50 м.;
- срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане дорог и улиц.
- Для обеспечения видимости устройство снежных валов осуществляют по 8.6.
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24 (номера знаков по ГОСТ Р 52290-2004), установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе.
На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
- над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам.
При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
На дорогах с тремя и более полосами для движения во встречном направлении допускается дублирование временных дорожных знаков на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2, при ее отсутствии временные знаки дублируются слева от проезжей части.
В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении (учитываются переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъеме, полосы для маршрутных транспортных средств и т.п.), а также на дорогах с односторонним движением с гремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
В соответствии с п.5.1.8 ГОСТ Р52289-2019 расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1 - 1.4.6, а вне населенных пунктов и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:
- от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов (рисунок В. 1а), от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах (рисунок В. 16), от 3,0 до 4,0 м - на конструктивно выделенной разделительной полосе шириной менее 3м;
- от 0,6 до 1,5 м - при установке на конструктивно выделенных направляющих островках или островках безопасности, а также на проезжей части или обочине на переносных опорах по ГОСТ Р 58350 или на переносных передвижных комплексах по ГОСТ 32758;
- от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Допускается увеличивать это расстояние с учетом требований 5.1.15. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; запрещающие знаки; информационные знаки; знаки сервиса.
На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
В соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р52289-2019 знаки, изготовленные с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290 применяют на дорогах (участках дорог) с числом полос четыре и более, на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в одном уровне, пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, участках дорог с расстояниями видимости в плане или профиле менее минимальных значений(таблица 4), на мостовых сооружениях с шириной проезжей части, равной или менее ширины проезжей части дороги, в местах проведения дорожных работ.
Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, следует применять: - на дорогах (участках дорог) в населенных пунктах с числом полос шесть и более; - автомагистралях; - участках дорог с искусственным освещением вне населенных пунктов.
При установке над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м предпочтительно применять знаки с использованием световозвращающей пленки типа В.
На участках одной дороги с одинаковым числом полос движения следует применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.
Не допускается применять дорожные знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа А, на автомобильных дорогах федерального значения.
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто- зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по дата и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В случаях, оговоренных ГОСТ Р 52289, пешеходные переходы оборудуют пешеходными ограждениями.
Таким образом, все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Указанные требования в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» являются обязательными, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 13.1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» мероприятия по эксплуатации автодорог должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла;
организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги;
своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами;
обеспечения доступности информации о допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновении угрозы безопасности на отдельных ее участках для потребителей транспортных услуг и третьих лиц;
введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.
В силу п.п. «а» п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/201 1 «Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности;
на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно-допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.
В силу п. 13.5. «технические средства организации дорожного движения» должны соответствовать следующим требованиям безопасности:
а) Дорожные знаки. Дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;
б) Дорожная разметка. Дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка, определяющая режимы движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной, разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения;
в) Дорожные светофоры. Дорожные светофоры должны быть размещены таким образом, чтобы они легко воспринимались участниками дорожного движения в различных погодных и световых условиях, не были закрыты какими-либо препятствиями, обеспечивали удобство обслуживания и уменьшали вероятность их повреждения.
Минимальная видимость сигналов дорожных светофоров, включая символы, используемые на рассеивателях сигналов, должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного совершения маневра или остановки как в светлое, так и в темное время суток. Элементы дорожного светофора и его крепления не должны иметь повреждений, влияющих на видимость сигналов.
Замену вышедшего из строя источника света дорожного светофора, а также ликвидацию повреждений электромонтажной схемы в корпусе дорожного светофора или электрического кабеля после его обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления, следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;
г) Направляющие устройства. Минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения.
Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;
е) Временные технические средства организации дорожного движения. Технические средства организации дорожного движения, применение которых вызвано причинами временного характера (дорожно-строительные работы, организация ограничения или прекращения движения транспорта в установленном порядке в период возникновения неблагоприятных природно- климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения), должны быть своевременно установлены (устроены) и использованы лишь в периоды действия ограничивающих факторов.
Для лучшего восприятия водителями временных дорожных знаков на одной опоре должно быть установлено не более двух знаков и одного знака дополнительной информации (таблички).
Временные дорожные знаки и дорожные светофоры, действие которых носит периодический характер, на время, когда их применение не требуется, должны быть закрыты чехлами. После устранения причин, вызвавших необходимость применения временных технических средств при организации дорожного движения, они должны быть демонтированы.
В силу п. 13.6. «ограждения на автомобильных дорогах» поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожноэксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р названные нормативные требования включены в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Требования настоящих стандартов направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 2.2 Устава КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 11.06.2015 №02-03/87 основными целями деятельности казенного учреждения являются обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и закрепленных за Казенным учреждением на праве оперативного управления, повышение их пропускной способности, обеспечение бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Прокуратурой Ядринского района по результатам анализа в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на территории Ядринского района на автомобильной дороге регионального значения - «Сура», за 8 месяцев 2022 года зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий, в которых 7 человек получили травмы, погибли 4 человека.
Так, на указанной автомобильной дороге 16.01.2022, 18.02.2022,24.03.2022, 04.06.2022, 10.06.2022, 14.06.2022, 22.06.2022,29.07.2022 произошли столкновения автомобилей в результате которых имелись случаи гибели людей.
При этом 09.02.2022, 10.07.2022, 23.07.2022 выявлены факты наездов транспортных средств на пешеходов, среди которых также имелись случаи гибели людей.
Кроме того, 15.02.2022 зафиксирован случай съезда автомобиля с дороги.
Прокурором района 03.08.2022 начальнику УГ"ИБДД МВД по Чувашской Республике направлена информация с предложением рассмотреть вопрос об обследовании автомобильной дороги «Сура» на территории Ядринского района в целях выработки перечня необходимых мероприятий, направленных на снижение аварийности на данном участке.
Согласно сведениям, представленным в прокуратуру района 26.10.2022 ОМВД России по Ядринскому району, следует, что 10.07.2022 в 19 часов 15 минут на км. 13+778 м. автомобильной дороги регионального значения «Сура» Ядринского района Чувашской Республики, в котором водитель ФИО8 управляя автомобилем марки «------, допустила выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и совершила наезд на пешехода ФИО9 (скончался), переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, оборудованному с нарушением обязательных требований в области безопасности дорожного движения. 10 июля 2022 года в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проведена оценка их достоверности и установлено, что на обозначенном участке в месте совершения ДТП на пешеходном переходе в нарушение требований п. 4.5.24 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.1.6, 5.6.30, 6.1.2, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019, п.п. 6.23, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.1.12 ГОСТ Р 51256-2018 отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», основные и дублирующие над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход».
19.07.2022 и 22.07.2022 ОГИБДД по Ядринскому району КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии объявлены предостережения.
07.09.2022 ОГИБДД по Ядринскому району в отношении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии составлен административный материал по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Несмотря на объявленное ОГИБДД по Ядринскому району КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии 19.07.2022 предостережение (учетный номер в ЕРКНМ ------) и 22.07.2022 (учетный номер в ЕРКНМ ------ цели профилактического мероприятия не достигнуты, указанные нарушения не устранены.
В соответствии с решением прокурора Чувашской Республики № 27- 1158-2022 от 11.08.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - внеплановый инспекционный визит объекта государственного контроля (надзора) - участка с км 8+890 по км 37+835 автомобильной дороги регионального значения «Сура» на территории Ядринского района Чувашской Республики, находящегося в ведении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, в ходе которого установлено следующее.
Так, в нарушение п.п.6.6.1, 6.6.2 ГОСТ Р50597-2017 на км 9+565 м (слева), км 9+ 1645 м, с км 9+817 м по км 9+910 м, км 11 120 м (слева), км 11 + 687 м по км 11+797 м, км 11+987 м (справа), км 12+390 м (слева), км 12+850 м (слева), км 13+242 м (слева), км 15+223 м (справа), км 16, км 16+995 м (слева), с км 17+348 м по км 17+585 м, км 18+978 м, с км 20+12 м по км 20+250 м., км 21+690 м (справа), км 25+535 м, км 26+870 м (справа), км 30+500 м (слева), км 31+200 м (слева), км 35+66 м по км 35+416 м, км 37+167 м (слева) - отсутствуют сигнальные столбики.
В нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на км 10+090 м справа, км 10+094 м слева, км 10+360 м, км 10+364 м, км 12+162 м, км 12+167м, км 13+778 м, км 13+784 м, км 15+85 м, км. 15+89 м, км 15-1472 м, км 15+477м, км 18+874 м, км 18+878 м, км 25+212 м, км 25+216 м, км 26+660 м, км 26) 664м, км 29+295 м, км 291 299 м, км.29) 563 м, км 29+567 м, км 31+ 733 м, км 31+737 м, км 34+38 м, км 34+43 м, км 35 +615м, км 35+619 м, км 35+990 м, км 35+994 м, км 36+865 м, км 36+869 м, км 37+ 19м, км 37+23 м, на нерегулируемых пешеходных переходах отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1. «Пешеходный переход» над проезжей частью.
При этом, в нарушение п.4.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007, п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 на км 10+190 м по км 10+360 м, км 12+162 м, по км 13+778 м, км 15+85 м, км 15+472 м, км 18+874 м, км.25+212 м, км 26+660 м, км 29+295 м, км 29+563 м, км 31+733 м, км 34+38 м, км 35+615 м, км 35+990 м, км 36+865 м. на нерегулируемых пешеходных переходах и подходах к ним отсутствует стационарное электрическое освещение.
Кроме того, в нарушение п.7.1 ГОСТ Р50597-2017 на км 9+916 м (справа, слева), км 11+512 м, по км 11+842 м, км 14+357 м, км 14+682 м, км 15+115 м, км 15+465 м, км 29+280 м, по км 29+580 м, км 30+595 м по км 30+945 м, км 33+632 м, по км 33+982 м, км 35+797 м, по км 36+147 м, км 36+992 м, по км 37+342 м, не обеспечена видимость в пределах треугольника видимости для условий «транспорт-транспорт».
Вместе с тем, в нарушение п.6.1.1 ГОСТ Р50597-2017 на км 9+812 м (справа) не обеспечена видимость дорожного знака 5.25 (ограничена зелеными насаждениями).
В нарушение п.6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на км 9 + 565 м (слева) отсутствует дорожный знак 2.4; на км 9 + 724 м (слева) нарушение целостности лицевой поверхности дорожного знака 2.3.2; на км 9 + 975 м (слева) отсутствует дорожный знак 5.15.5.
Также в нарушение п.6.2.1 ГОСТ Р50597-2017 на км 9+940 м (слева) отсутствует дорожный знак 1.11.2; на км 10+192 м (слева), км 10+705 м (справа), км 17+610 м, км 34+260 м, км 34+710 м, км 35, км 35+660 м (справа), км 35+710 м (слева), км 35+860 м - отсутствуют дорожные знаки 3.20; на км 10+250 м (слева) отсутствует дорожный знак 1.22; на км 11+20 м отсутствует дорожный знак 1.34.3; на км 11 +230 м отсутствует дорожный знак 2.3.2; на км 11 + 50 м (слева) отсутствует дорожный знак 6.10.1; на км 11 +913 м (справа) отсутствует дорожный знак 1.22; на км 15+223 м (справа) отсутствует дорожный знак 6.10.1; на км 16 + 755 м (слева) отсутствует дорожный знак 6.12; на км 17 (справа) отсутствует дорожный знак 6.13; на км 17+ 145 м (справа) отсутствуют дорожные знаки 1.27 и 8.2.1; на км 18+ 814м (справа) отсутствую дорожные знаки 2.3.1 и 1.13; на км 20+205 м (справа) отсутствует дорожный знак 2.3.3; на км 26+870 м (слева) отсутствует дорожный знак 1.34.3; на км 35+436 м отсутствует дорожный знак 2.1; на км 35+666 м отсутствует дорожный знак 8.13; на км 35+906 м отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 8.13.
При этом, в нарушение и. 5.3.1 ГОСТ Р50597-2017 на участке с км 20 по км 20+800 м имеются дефекты обочины в виде травы высотой более 15 см.
Кроме того, в нарушение п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на км 10+705 м (слева) нарушение лицевой целостности дорожного знака 3.20; на км 201 97 м (справа) нарушение лицевой целостности и отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 6.10.1; на км 2 П-88 м (справа) панель дорожного знака 3.20 развернута на 180 градусов; на км 25+30 м отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 5.15.5; на км 29+492 м (слева) отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 1.22.
Также в нарушение п.6.5.2 ГОСТ Р50597-2017 на участке с км 12+760 м. по км 12+800 м (справа) нарушение целостности конструкции металлического ограждения.
Кроме этого, в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р52289-2019 на км 13 + 628 м,км 14+900 м, на км 15+645 (слева), км 18+724 м, км 35+810 м, км 36+180 м (слева) дорожные знаки 1.22 выполнены без щита со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Так, в нарушение п.5.1.8 ГОСТ Р52289-2019 на км 17+95 м, км 17+610 м (слева), нарушена очередность размещения знаков.
По результатам визита ОГИБДД, КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии выдано предписание №37 от 19 августа 2022 года в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
28.09.2022 ОГИБДД по Ядринскому району произведена проверка исполнения предписания № 37 от 19.08.2022. Проверкой установлено, что мероприятия по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения не выполнены.
11.10.2022 отделением ГИБДД ОМВД России по Ядринскому району в отношении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии возбуждено административное производство по ч.28 ст. 19.5 КоАП РФ.
16.09.2022 ОГИБДД по Ядринскому району вновь произведена проверка исполнения предписания № 37 от 19.08.2022. Проверкой установлено, что мероприятия по устранению нарушений названного законодательства устранены частично, а именно устранены нарушения, изложенные в пунктах 5,7,8, 11, 12, 20, 21, 22 предписания от 19.08.2022 № 37.
Кроме того, 17.10.2022 между КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии и ООО «ДорТех» заключен государственный контракт № 177/22 от 17.10.2022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в частности, в Ядринском районе в 2023-2024 гг.
Согласно контракту на ООО «ДорТех» возлагается обязанность по выполнению определенного в рамках контракта объема работ по содержанию автомобильных дорог. При этом, согласно названному контракту, ООО «ДорТех» обязано обеспечивать допустимый уровень содержания автомобильной дороги, т.е. безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Причинами, по которым указанная автодорога находится в состоянии, не отвечающим предъявленным требованиям, являются непринятие достаточных мер со стороны КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики для их содержания в соответствии техническими регламентами и другими нормативными документами, несвоевременное проведение контрольных осмотров и обследований автомобильных дорог для выявления и устранения недостатков.
Учитывая то, что названные недостатки эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги казенным учреждением не устраняются, цели и принятые органом безопасности в сфере дорожного движения меры профилактического характера не достигнуты, имеются все основания для возложения обязанности на КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики привести обозначенный участок дороги в соответствие с названными требованиями ГОСТ.
Выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог, нарушают основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь, являются причиной возникновения ДТП, безопасности жизни и здоровью граждан, повреждения имущества (транспортных средств) неограниченного круга лиц, а также являются факторами, способствующими повторному причинению вреда и ущерба.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 № 132 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога «Сура» относится к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно Уставу КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 11.06.2015 № 02-03/87, основными целями Казенного учреждения являются обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и закрепленных за Казенным учреждением на праве оперативного управления, повышение их пропускной способности, обеспечение бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам (пункт 2.2 Устава).
В соответствии с п.2.3 Устава КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии предметом деятельности Казенного учреждения является, в том числе организация мероприятий по обеспечению круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, обязанность по устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части на вышеуказанных участках автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Сура» лежит на КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Нахождение проезжей части на вышеуказанных участках автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Сура» в пределах Ядринского района в неудовлетворительном состоянии влечет нарушение прав пользователей автомобильной дорогой на безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения, что затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора к КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии подлежат удовлетворению.
Суд отказывает в иске к ООО «Дортех».
В части сроков выполнения работ прокурор просит установить срок исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая требования в этой части, суд исходит из того, что для организации выполнения работ требуется подготовка (корректировка) программы дорожных работ на предстоящий период, обеспечение финансирования, проведение конкурсных процедур по размещению государственных заказов на выполнение дорожных работ, организация выполнения дорожных работ, проверка качества и соблюдения сроков выполнения государственных контрактов, что занимает достаточно длительный промежуток времени.
Работы по капитальному ремонту выполняются при определенных погодных условиях и при определенном температурном режиме, часть работ не может выполняться при отрицательной температуре.
Учитывая изложенное, время года при принятии решения, температурный режим и погодные условия, в течение которого невозможно провести дорожные работы, перечень мер, необходимых ответчику для разработки необходимого вида и объема работ, а также время, необходимое для их фактического проведения, суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета г. Чебоксары подлежит взыскании государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения, привести участок автомобильной дороги регионального значения в соответствии с требованиями ГОСТ удовлетворить в полном объеме.
Обязать КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 5.3.1 ГОСТ Р50597- 2017, п.6.1.1 ГОСТ Р50597-2017, п.6.2.1 ГОСТ Р50597-2017, п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017, п.6.5.2 ГОСТ Р50597-2017, п. 6.6.1 ГОСТ Р50597-2017, п. 6.6.2 ГОСТ Р50597-2017, п. 6.9.4 ГОСТ Р50597-2017, п.7.1 ГОСТ Р50597-2017, п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, п.5.1.8 ГОСТ Р52289-2019, п. 5.1.17 ГОСТ Р52289-2019, п. 4.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007 автомобильной дороги регионального значения «Сура» на территории Ядринского района Чувашской Республики на участке с км 8+890 по км 37+835.
Привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 9+645 м, с км 9+817 м по км 9+910 м, км 11+20 м (слева), км 11+687 м по км 11+797 м, км 11+987 м (справа), км 12+390 м (слева), км 12+850 м (слева), км 13+242 м (слева), км 15+223 м (справа), км 16, км 16+995 м (слева), с км 17 + 348 м по км 17+ 585 м, км 18 + 978 м, с км 20+12 м по км 20 + 250 м., км 21+690 м (справа), км 25+535 м, км 26+870 м (справа), км 30+500 м (слева), км 31+200 м (слева), км 35+66 м по км 35+416 м, км 37+167 м (слева) - установив сигнальные столбики в соответствии с п.п.6.6.1, 6.6.2 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 10+090 м справа, км 10+094 м слева, км 10+360 м, км 10+364 м, км 12+162 м, км 12+167м, км 13+778 м, км 13+784 м, км 15+85 м, км. 15+89 м, км 15 +472 м, км 15 + 477м, км 18 + 874 м, км 18+ 878 м, км 25 + 212 м, км 25 + 216 м, км 26+660 м, км 26 + 664м, км 29+295 м, км 29 + 299 м, км 29+ 563 м, км 29 + 567 м, км 31 + 733 м, км 31 +737 м, км 34 +38 м, км 34 + 43 м, км 35 + 615м, км 35 + 619 м, км 35 +990 м, км 35+994 м, км 36 + 865 м, км 36+ 869 м, км 37+ 19м, км 37 + 23 м - установив дублирующие знаки 5.19.1. «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 10+190 м по км 10+360 м, км 12+162 м по км 13+778 м, км 15+85 м, км 15+472 м, км 18+874 м, км 25+212 м, км 26+660 м, км 29+295 м, км 29+563 м, км 31+733 м, км 34+38 м., км 35+615 м, км 35+990 м, км 36+865 м. - установив на нерегулируемых пешеходных переходах и подходах к ним стационарное электрическое освещение в соответствии с п.4.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007, п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 9+ 916 м (справа, слева), км 11 +512 м по км 11 + 842 м, км 14 + 357 м, км 14+ 682 м, км 15+115 м, км 15 + 465 м, км 29 +280 м по км 29+ 580 м, км 30 + 595 м по км 30 + 945 м, км 33 +632 м по км 33+ 982 м, км 35 + 797 м по км 36+ 147 м, км 36+992 м по км 37+342 м, обеспечив видимость в пределах треугольника видимости для условий «транспорт-транспорт» в соответствии с п.7.1 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 9+812 м (справа), обеспечив видимость дорожного знака 5.25 в соответствии с п. 6.1.1 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 9+ 565 м (слева), установив дорожный знак 2.4; на км 9+724 м (слева), устранив нарушения целостности лицевой поверхности дорожного знака 2.3.2 - установив дорожный знак 5.15.5 в соответствии с п.6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 10+ 192 м (слева), км 10 + 705 м (справа), км 17+610 м, км 34 + 260 м, км 34 + 710 м, км 35, км 35 + 660 м (справа), км 35+ 710 м (слева), км 35 + 860 м - установив дорожные знаки 3.20; на км 11+20 м - установив дорожный знак 1.34.3; на км 11+230 м - установив дорожный знак 2.3.2; на км 11+50 м (слева) - установив дорожный знак 6.10.1; на км 11+913 м (справа) - установив дорожный знак 1.22; на км 15+223 м (справа) - установив дорожный знак 6.10.1; на км 11+ 755 м (слева) - установив дорожный знак 6.12; на км 20+205м (справа) - установив дорожный знак 2.3.3; на км 26+870 м (слева) - установив дорожный знак 1.34.3; на км 35+436 м. - установив дорожный знак 2.1; на км 35+666 м. - установив дорожный знак 8.13; на км 35+906 м. - установив дорожные знаки 2.1 и 8.13 в соответствии с п.6.2.1 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на участке с км 20 по км 20+800 м., устранив дефекты обочины в соответствии с п. 5. 3.1 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 20 +97 м (справа), устранив нарушение лицевой целостности и отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 6.10.1; на км 21 +88 м (справа) - устранив нарушение размещения дорожного знака 3.20; на км 25+30 м. - устранив отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 5.15.5; на км 29+492 м (слева) - устранив отклонение опоры от вертикального положения дорожного знака 1.22 в соответствии с п.6.2.4 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на участке с км 12+760 м. по км 12+800 м (справа) - устранив нарушение целостности конструкции металлического ограждения в соответствии с п.6.5.2 ГОСТ Р50597-2017;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 13+ 628 м, км 14+ 900 м, на км 15 + 645 (слева), км 18 +724 м, км 35+810 м, км 36+180 м (слева) - обеспечив щитом со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета дорожные знаки 1.22 в соответствии с п. 5. 1.17 ГОСТ Р52289-2019;
-привести участок автомобильной дороги регионального значения «Сура» на км 17+95 м, км 17+610 м (слева), путем устранения нарушения очередности размещения знаков в соответствии с п.5.1.8 ГОСТ Р52289-2019.
Взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ИНН2130024126, в доход местного бюджета города Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.
В удовлетворении иска к ООО "Дортех" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2023 года
Судья Н.А. Степанова