Дело № 2-138/2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2023 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Хорзеевой Е.Е.,
при помощнике судьи Проскурниной Е.И.,
с участием
представителя истца старшего помощника
прокурора Севского района Брянской области Сычевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Севского района Брянской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований истец указал, что собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, до настоящего времени не заключен договор по содержанию внутридомового газового оборудования, объявленный администрацией Севского муниципального района конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом 10.11.2022г. был признан не состоявшимся. С целью обеспечения жилищных прав граждан, их безопасности и своевременности получения коммунальных услуг, просил обязать ответчика назначить управляющую организацию для управления многоквартирным домом по указанному адресу в порядке ч.17 ст.161 ЖК РФ.
Определением суда от 12.05.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Юнкина Т.Л., АО «Газпром газораспределение Брянск» и ООО «Газпром межрегионгаз Брянск».
В судебном заседании старший помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила установить ответчику срок для исполнения решения суда 1 месяц со дня вступления его в законную силу.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Севский муниципальный район», третьих лиц ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», Чемлыжской сельской администрации Севского района Брянской области, Юнкина Т.Л. будучи уведомленными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Брянск», будучи уведомленным надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменный отзыв на иск, в котором полностью поддержал требования прокурора, указав, что Правилами пользования газом № 410 от 14.05.2013г. предусмотрено обязательное заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, отметив, что в отсутствие такого договора, поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», в соответствии с п.п. «е» п. 45 Правил поставки газа, вправе в одностороннем порядке приостановить обязательства по поставке газа. Считает, что необеспечение собственниками помещений безопасного содержания и использования внутридомового газового оборудования, а также неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, если собственниками помещений многоквартирного дома не реализован выбранный ими способ непосредственного управления, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из ч. 2.1 ст. 164 ЖК РФ по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 (далее - Правила от 13.08.2006г. № 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Указанными Правилами определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 Правил, в состав общего имущества многоквартирного дома помимо указанных в ст. 36 ЖК РФ, включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Как следует из подп. «б» п. 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика.
В соответствии с п. 16 Правил № 410, во взаимосвязи с п. 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования осуществляется привлекаемыми специализированными организациями на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно п. 17 Правил № 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, являются собственники таких помещений.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами определено, что внутридомовое газовое оборудование является частью общего имущества многоквартирного дома, а также установлены обязательные требования к его безопасному содержанию и использованию посредством заключения договоров с соответствующими специализированными организациями.
Организацией, осуществляющей деятельность по ТО ВДГО/ВКГО на территории Брянской области является АО «Газпром газораспределение Брянск».
Как установлено вступившим в законную силу решением Севского районного суда Брянской области от 17.06.2022г. (дело № 2-156/2022), на основании протокола общего собрания № 1 от 01.03.2019г. собственниками помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>, выбран способ управления домом в форме непосредственного управления, однако по состоянию на 17.06.2022г. в нарушении требований ст.164 ЖК РФ договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) собственниками дома не заключался, что в силу ч.4 ст.161 ЖК РФ послужило основанием для удовлетворения судом исковых требований прокурора о возложении на администрацию Севского муниципального района обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по указанному адресу.
Согласно протоколу от 10.11.2022г. о проведении конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома по <адрес>, данный конкурс признан несостоявшимся, в связи с отсутствием поданных заявок на участие в нем (л.д. 12-13).
В соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ, во взаимосвязи с положениями п.2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2018г. № 1616, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Многоквартирный дом, расположенный по <адрес> газифицирован, старшим по дому является Юнкина Т.Л.
В то же время, по сообщению АО «Газпром газораспределение Брянск» № ВОС-ГП-06/209, по состоянию на 21.02.2023г. договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, относящегося к имуществу общего пользования, собственники (пользователи) вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушении требований ст. 164 ЖК РФ, не заключили (л.д. 6-9).
В этой связи следует согласиться с доводами истца о том, что собственники помещений в данном многоквартирном доме не приняли мер по реализации своего решения о выборе непосредственного управления в качестве способа управления многоквартирным домом.
Не умаляя предоставленное законом право собственников помещений по определению способа управления многоквартирным домом, и не ставя под сомнение недопустимость навязывания собственникам помещений иного способа управления, суд отмечает, что собственники помещений должны предпринять предусмотренные законом меры по реализации принятого ими решения, что в данном случае не было сделано.
Из материалов дела также следует, что предусмотренная ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, пунктом 2 Правил № 1616 обязанность по принятию ответчиком решения по выбору управляющей организации для указанного в иске многоквартирного дома до настоящего времени надлежащим образом не исполнена.
Соглашаясь с доводами представителя истца о том, что отсутствие заключенного в отношении многоквартирного жилого дома договора по ТО ВДГО создает угрозу безопасности граждан, проживающих в нем, поскольку возникновение аварийных ситуаций в системе газоснабжения может повлечь ущерб здоровью и значительный материальный вред, учитывая, что конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию обязанности назначить управляющую организацию для управления указанным в иске многоквартирным домом.
Исходя из характера заявленных требований, руководствуясь положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда 1 месяц со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Севского района Брянской области, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» назначить управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Е. Хорзеева
Копия верна
Судья Севского
районного суда Е.Е. Хорзеева
Помощник судьи Е.В. Проскурнина
Решение в окончательной форме принято 13 июня 2023 года.