дело №2а-488/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2017 года г.Трубчевск Трубчевский районный суд Брянской областив составе
председательствующего, судьи Небуко В.А.,
при секретаре Лупекиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Трубчевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой было установлено, что 02.08.2017 в ходе мониторинга сети Интернет, при открытии сайта <данные изъяты> появляется информация об изготовлении взрывчатых веществ. Распространение данных сведений может использоваться в террористической деятельности, за осуществление которой установлена уголовная ответственность, тем самым, распространение данной информации может привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина и безопасности государства. В ходе осмотра при помощи функции PrintScreen сделаны снимки экрана (скриншота), которые распечатаны на принтере. Согласно ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В данный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации об устройствах для взрывов, о способах изготовления взрывчатых устройств и компонентах фактически способствует совершению гражданами преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений террористической и экстремистской направленности. Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru. При исследовании данного Интернет сайта установлено, что указатель страниц Интернет сайта, расположенного по адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен. Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, устанавливающей обязательные для исполнения требования о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Представитель прокуроры Трубчевского района Демьянова Е.В. предоставила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствии, поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на требования прокурора, в котором не возражал против заявленных требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца - прокурора Трубчевского района обоснованными по нижеследующим основаниям.
В силу ст.39 ч.1 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 Закона об информации).
В силу ст.9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст.205 УК РФ) является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в указанной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с п.п."д" п.2 ст.3 Федерального закона "О противодействии терроризму" террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах изготовления взрывных устройств.
Вместе с тем, предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленной справки и снимка экрана (скриншота) на сайте <данные изъяты> информация об изготовлении взрывчатого вещества.
Проверкой прокуратуры установлено содержание на указанном сайте информации и видеоролик о способах изготовления взрывных устройств, применение которых создает опасность для жизни и здоровья людей.
Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названном сайте запрещено законом и фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ - в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет.
Согласно ч.2 ст.15.1 ФЗ №149, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания указанной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Трубчевского района требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в указанном Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд, по просьбе административного истца, может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В связи с тем, что распространение в сети Интернет информации, распространение которой запрещено, оказывает существенное влияние на правовое сознание граждан, их прав и законных интересов, толкает на совершение гражданами преступлений и правонарушений, настоящее решение должно быть обращено к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Трубчевского района удовлетворить.
Признать размещенную информацию в информационно- коммуникационной сети Интернет на сайте https://exploders.info/articles/1/23.html запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайт <данные изъяты> в сети Интернет в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Копию настоящего решения для исполнения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области.
Решение в течение месяца со дня оглашения может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд.
Председательствующий, судья В.А.Небуко