Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-8/2023 (3а-104/2022; 3а-1998/2021;) ~ М-1782/2021 от 12.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                 10 января 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания    Алиеве Н.М.,

с участием представителя административного истца Пресняковой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-8/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КрасныйЯрагроснаб» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КрасныйЯрагроснаб» (далее также ООО «КрасныйЯрагроснаб», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , расположенного на территории Красноярского района Самарской области, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 4 075 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного нежилого здания, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила его действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости здания.

Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства в судебном порядке.

Представитель административного истца Преснякова Т.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость спорного нежилого здания равной его рыночной стоимости в размере 5 268 721 рубль, определенном заключением судебной экспертизы.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области (в настоящее время ППК «Роскадастр»), а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать.

В письменном отзыве администрация муниципального района Красноярский Самарской области оставляет разрешение требований на усмотрение суда, просят рассмотреть дело отсутствие их представителя.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области (в настоящее время ППК «Роскадастр») представлены письменные пояснения, в которых удовлетворение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, ООО «КрасныйЯрагроснаб» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , наименованием «здание автогаража», площадью 521,4 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, о чем представлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.10.2021.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области (в настоящее время ППК «Роскадастр») в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24.07.2013 составила 10 296 127, 51 руб., что следует из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.10.2021.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства, установленная по состоянию на 24.07.2013, является архивной.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости нежилого здания внесены в ЕГРН 24.07.2013, иск подан в суд 07.10.2021. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение в суд с заявлением, о восстановлении которого заявлено ходатайство.

В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Принимая во внимание, что на момент обращения ООО «КрасныйЯрагроснаб» в суд в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, тогда как расчет налога на спорное нежилое здание за период до 01.01.2022 осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ), суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.

В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке от 20.08.2021 № 193-Ф-21, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки».

Согласно отчету, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена по состоянию на 24.07.2013 в размере 4 075 000 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда была назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта Тугушева Р.А. № 22/С-15 от 12.12.2022, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на дату кадастровой оценки определена в размере 5 268 721 рубль.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства. Методики исследования, подбор объектов-аналогов, приведенные расчёты по определению величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению стороны не представили, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.

Представитель административного истца уточнил заявленные требования в соответствии с выводами судебной экспертизы.

В связи с этим административный иск подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 07.10.2021, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «КрасныйЯрагроснаб» удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 521, 4 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 5 268 721 рубль.

Датой обращения ООО «КрасныйЯрагроснаб» с заявлением в суд считать 07.10.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий             подпись     О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.01.2023.

Копия верна.    Решение не вступило в законную силу.

Судья –

Секретарь –

3а-8/2023 (3а-104/2022; 3а-1998/2021;) ~ М-1782/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "КрасныйЯрагроснаб"
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация м.р.Красноярский Самарской области
Администрация с.п.Красный Яр Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.10.2021Регистрация административного искового заявления
14.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2021Подготовка дела (собеседование)
16.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
16.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2021Судебное заседание
09.11.2022Производство по делу возобновлено
09.11.2022Судебное заседание
22.12.2022Производство по делу возобновлено
10.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.03.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее