Судья Михалкина В.А. Дело № 7р-623/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 1 декабря 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. на решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении работника контрактной службы <...> Петровой Е. Н., <...>
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. от <дата> <№> работник контрактной службы <...> Петрова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 11 октября 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, Петрова Е.Н. освобождена от административной ответственности с объявлением ей устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкина О.В. просит решение судьи отменить, полагая, что оснований для признания совершенного
Петровой Е.Н. административного правонарушения малозначительным не имеется.
В судебном заседании представитель административного органа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Смирнова Р.Р. поддержала доводы жалобы.
В судебное заседание Петрова Е.Н., не явилась, извещена. В письменном отзыве на жалобу просила суд оставить решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 октября 2021 года без изменения, указала на истечение срока давности привлечения её к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Смирновой Р.Р., проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении <№>, прихожу к следующему.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 указанной статьи.
Согласно статье 42 Федерального закона от 5 апреля
2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 17 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 1414 при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, формированию и размещению информации и документов в единой информационной системе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При этом формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 февраля 2017 года № 145 (далее – Правила использования каталога товаров, работ, услуг) в позицию каталога включается следующая информация: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 18 Правил использования каталога товаров, работ, услуг информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 настоящих Правил, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 настоящих Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг).
Как следует из материалов дела, администрацией <адрес> (далее - заказчик) проводились электронные аукционы на поставку автомобиля специального назначения для коммунального хозяйства – автомастерская (извещение о проведении электронного аукциона <№> и аукционная документация размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) <дата>) и на поставку ассенизаторской машины (извещение о проведении электронного аукциона
<№> и аукционная документация размещены в единой информационной системе <дата>).
В нарушение пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона <№>, сформированном с использованием функционала единой информационной системы, заказчиком не указано об установлении ограничения участия в определении поставщика и запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Объекту закупки на поставку ассенизаторской машины соответствует код позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) <№> (код укрупненной позиции) «Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог».
В нарушение пунктов 4 и 18 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в извещении о проведении электронного аукциона
<№> заказчиком не применен код КТРУ <№>, наименование объекта закупки указано не в соответствии с КТРУ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением главы <...> от <дата> <№> Петрова Е.Н. назначена на должность <...>. <дата> Петрова Е.Н. включена в контрактную службу заказчика (Постановление главы <...> от <дата> <№>). Извещения о проведении электронных аукционов <№> и <№> размещены в единой информационной системе под электронной подписью Петровой Е.Н.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Петровой Е.Н. пришло к правильному выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Петровой Е.Н. согласился с выводом должностного лица административного органа, вместе с тем, при обсуждении вопроса о малозначительности административного правонарушения пришел к выводу о возможности прекращения производства по данному делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Учитывая то обстоятельство, что совершенное правонарушение не ограничило конкуренцию (в электронных аукционах приняли участие по два участника), запросов на разъяснение положений аукционных документаций от участников закупок не поступало, контракты по результатам электронных аукционов заключены, нарушений прав участников закупки не установлено, оно по своему характеру и степени общественной опасности не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в связи с чем у судьи районного суда имелись основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ составляет один год.
Как следует из материалов дела, срок давности привлечения Петровой Е.Н. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек <дата>.
Исходя из положений пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, обсуждение вины лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности не допускается, за исключением дел по жалобам лиц, которым назначено административное наказание.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. от <дата> <№>, которым Петровой Е.Н. назначено административное наказание, отменено решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 октября 2021 года, производство по делу прекращено. Настоящее дело рассматривается по жалобе должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания.
Исходя из смысла вышеприведенных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.
Поскольку на момент рассмотрения дела судьей Верховного Суда Республики Марий Эл срок давности привлечения Петровой Е.Н. к административной ответственности истек, указанное обстоятельство исключает возможность обсуждения вопроса о её виновности по настоящему делу и отмену решения судьи по жалобе должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания.
При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. и отмены решения судьи не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении работника контрактной службы <...> Петровой Е. Н. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. – без удовлетворения.
Судья К.В. Алимгулова