Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-550/2022 ~ М-461/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-550/2022

Решение

Именем Российской Федерации

01 ноября 2022 года                                                             г. Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующей судьи Правдиченко Т.Г., при секретаре судебного заседания Магомедовой М.А.,

с участием помощника военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона Алешина А.А., представителя ответчиков ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», филиала ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» Ковальчук А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Карепановой А.В. к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», филиалу ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», командиру в/ч о признании действий незаконными, возложении обязанности,

Установил:

    Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с названным иском в интересах Карепановой А.В. к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», филиалу ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», указав, что по результатам проверки исполнения должностными лицами филиала ФКУ Управление финансового обеспечения Минобороны России по Приморскому краю (далее - Филиала ) требований законодательства в сфере оплаты труда, установлено, что Карепановой А.В., работающей в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ занимающей должность <данные изъяты>, заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась не в полном объёме, поскольку подлежащие в соответствии с приказом МО РФ выплате суммы премии были включены в состав минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Данная премия является не обязательной составной частью заработной платы, а дополнительным материальным стимулированием, подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате заработной платы составила 12.180 руб. 75 коп. Просил признать действия филиала , связанные с включением указанной премии в состав МРОТ, незаконными с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе МРОТ, и осуществлении выплаты Карепановой А.В. недоплаченной суммы заработной платы.

    В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен работодатель – войсковая часть . Военным прокурором требования уточнены, помимо указанных выше требований, заявлено о возложении на командира войсковой части обязанности привести п.6 индивидуального трудового договора, заключенного с Карепановой А.В., в соответствие с требованиями Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 22, 129, 133, 135 Трудового кодекса российской Федерации, поскольку данной договор не соответствует указанным конституционным и трудовым нормам и нарушает права работников войсковой части на гарантированное государством вознаграждение за труд.

    Помощник военного прокурора Алешин А.А. в суде заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил их удовлетворить.

Истец надлежаще извещена, в суд не прибыла, ходатайств не заявила. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель ответчиков ФКУ УФО МО РФ по Приморскому краю и филиала Ковальчук А.Н. в суде с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Привела доводы, изложенные в письменном возражении на заявленные требования, из которого следует, что выплаты, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом МО РФ №1010, входят в состав заработной платы работника, а, следовательно, должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. С указанных премий уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с НК РФ и ФЗ №255-ФЗ, так же они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Месячная заработная плата работника, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление РК и ДВ надбавки осуществляется сверх МРОТ. Остальные выплаты, произведенные работодателем работнику за месяц, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом МО РФ №1010, являются частью вознаграждения работника за труд, и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Размер заработной платы истца в спорный период превышал МРОТ, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется. Полагает, что не имеется оснований для внесения изменений в коллективный договор, который соответствует требованиям законодательства.

Представитель ответчика войсковой части Кулькова Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, представив письменные возражения, указала о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку истцу выплачивалась заработная плата со всеми причитающимися выплатами выше величины МРОТ, установленной законодательством РФ.

Свидетель М. (ведущий бухгалтер отдела по расчетам с личным составом филиала ), дала пояснения относительно расчетов произведенных истцу, согласно которым заработная плата начислялась не ниже МРОТ.

Оценив доводы иска, пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина МРОТ в Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст.133 ТК РФ).

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2020 №473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», с 01.01.2021 по 01.01.2022 минимальный размер оплаты труда составил 12792 руб.

На основании ст. ст. 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. N 38-П).

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" Министр обороны РФ своим приказом от 18.09.2019 N545 урегулировал вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", урегулирован Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу п.2 названного приказа № 1010 и п.11, утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически, в пределах сумм, доведенных на эти цели, будучи обусловленным эффективностью исполнения работником своих обязанностей, не представляется лицам гражданского персонала, частности тем из них, кто имеет дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Карепановой А.В. и войсковой частью , заключен трудовой договор, по условиям которого Карепанова А.В. принята на работу с указанной даты на должность <данные изъяты>. При этом работодатель обязался выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда в соответствии с настоящим договором и нормами трудового законодательства РФ через филиал ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>». Карепановой А.В. установлена заработная плата в размере должностного оклада <данные изъяты> руб., надбавка, доплата и другие выплаты в процентах по тарифной ставке: районный коэффициент 30%; за выслугу лет в войсковых частях 05%, за работу в южных районах ДВ – 30%, премиальная выплата по итогам работы, исходя из 3-х д/о (за качество выполняемых работ) ежемесячно – 25%, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере 2-х д/о (тарифных ставок), надбавка к д/о непосредственно занятого охраной вооружения и боеприпасов – 50%, за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд в составе караулов – 15%, за работу с вредными условиями – 8%.

Доводы иска относительно перевода истца ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> ответчиками не оспаривались, и подтверждены расчетными листками за <данные изъяты>, приказами командира войсковой части о выплате премий гражданскому персоналу. Из расчетных листков и пояснений свидетеля следует, что истцу установлен должностной оклад в размере – <данные изъяты> руб.

Согласно разделу 7 Коллективного договора между гражданским персоналом и командованием войсковой части на <данные изъяты> г.г. - виды, размеры и порядок предоставления компенсаций устанавливается с учетом финансово-экономического положения работодателя. В целях реализации Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2018 №205/2/45 об обеспечении выплаты месячной заработной платы гражданскому персоналу, полностью отработавшему в текущем месяце норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности, не ниже минимального размера оплаты труда в пределах контрольных сумм на оплату труда гражданского персонала, производить стимулирующие выплаты за счет средств экономии фонда оплаты труда гражданского персонала. Оплата труда гражданского персонала производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545. Должностные оклады, а также размеры доплат и надбавок, компенсационных выплат, премий и иных поощрений определяются работодателем и объявляются приказом.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии гражданскому персоналу войсковой части, а также приказов командира от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части , истцу полагалась к выплате премия и стимулирующие выплаты, начисляемые в целях реализации Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ и указаний МО РФ от 31.01.2018 №205/2/45 (из фонда оплаты труда), а также в соответствии с приказом МО РФ N 1010 (в пределах доведенного лимита бюджетных обязательств на эти цели).

Согласно расчетным листкам Карепановой А.В. в спорный период размер заработной платы истца с начисленными премиями и доплатами, соответствовал размеру заработной платы не ниже установленного МРОТ (без учета районного коэффициента и процентных надбавок, а также выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных). При этом работодателем производилась доплата до МРОТ (в ДД.ММ.ГГГГ), и премия, предусмотренная приказом МО РФ от 26.07.2010 N 1010.

Анализ положений приказа МО РФ от 26.07.2010 N 1010 показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесено прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.

Доводы иска о невозможности включения названных стимулирующих выплат в состав заработной платы применительно к требованиям ст. 133 ТК РФ подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права, регулирующих производство этих выплат. Как следствие, расчеты истца задолженности по заработной плате ошибочны.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушений в действиях работодателя при начислении заработной платы истца не имеется, стимулирующие выплаты, производимые на основании приказа МО РФ от 26.07.2010 N 1010 возможно признать составным элементом заработной платы истца.

Оснований для внесения изменений в трудовой договор, заключенный с истцом не имеется. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, начисляются к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 197,198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Карепановой А.В. к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», филиалу ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», командиру в/ч о признании действий незаконными, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Фокинский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 08.11.2022.

Председательствующая судья                                    Т.Г. Правдиченко

2-550/2022 ~ М-461/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карепанова Анастасия Владимировна
Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Филиал №2 ФКУ "УФО МО РФ по ПК"
ФКУ "Управление Фининсового обеспечения МО РФ по ПК"
Войсковая часть 25030-11 п.Дунай
Суд
Фокинский городской суд Приморского края
Судья
Правдиченко Татьяна Геннадьевна
Дело на странице суда
fokinsky--prm.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2022Подготовка дела (собеседование)
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Судебное заседание
08.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Дело оформлено
23.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее