Мировой судья Селихов Д.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2023 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика Мальцевой Е.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 15.07.2022 по гражданскому делу по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Мальцевой Е.Ю. о взыскании задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами, которым постановлено:
«Исковые требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (ИНН 5753062527) с Мальцевой Е.Ю. (паспорт №***) задолженность за услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами за период январь 2019 г.- февраль 2021 г. в размере 2210 рублей 22 копейки, государственную пошлину - 400 руб.»,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «Управляющая компания «Зеленая роща») обратилось с иском к Мальцевой Е.Ю. о взыскании задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В обоснование требований указав, что ответчик является потребителем коммунальных услуг, в структуру которых включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, а ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с 01.01.2019.
За период с января 2019 года по февраль 2021 года ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 8840,96 руб., которую он просит суд взыскать с ответчика, помимо указанной суммы с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина - 400 руб.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Ответчиком Мальцевой Е.Ю. подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи. В обоснование доводов указано, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные обязательства.
Приводит доводы неправильном расчете задолженности, без учета количества лиц, проживающих в жилом помещении.
Просит суд отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение.
В судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, среди которых межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29 - 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из положений ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Частями 1, 10 ст. 156 ЖК РФ определено, что, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о публичном договоре.
Согласно п. 1,4 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. ст. 426, 167 ГК РФ).
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области "Орловская правда" Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», получившим статус Регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 июля 2018 года, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 N 651-Т Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по
обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2019 на 2019 год (опубликован в Государственной специализированной
информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный
центр" http://orel-region.ru, 21.12.2018, а также в иных источниках, в частности в
газете "Орловская правда", N 143, 25.12.2018).
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от N 527-Т Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по
обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2020 на 2020 - 2022 годы (опубликован в Государственной специализированной
информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный
центр" http://orel-region.ru, 26.12.2019, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2019).
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в доме составляет 2,25 куб. м/год.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Из материалов дела следует, что 27.12. 2018 года между ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» и ООО «Эко-Транс» заключен договор ЖЭА-ТКО-2019-18 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Советского района города Орла.
С 01.01.2019 Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
С января 2019 года ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что подтверждается Соглашением №222-Д/18 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Стоимость оказанной услуги рассчитывается следующим образом:
В 2019 году: ((469,42 руб./куб. м (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 N 651-Т) х 2,25 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221) ) / 12 месяцев) х 1 х 12 (период 12месяцев с января по декабрь 2019 года).
В 2020 году за период с 01.01.2020 по 30.06.2020:
((436,35 руб./куб.м. (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19.12.2019 N 527-Т) х 2,25 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221) )/ 12 месяцев) х 1 х 06 (период с 01.01.2020 по 30.06.2020).
В 2020 году - 2021 году за период с 01.07.2020 по 28.02.2021:
((442,09 руб./куб. м. (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19.12.2019 N 527-Т) х 2,25 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221) ) / 12 месяцев) х 1 х 8 (период с 01.07.2020 по 28.02.2021).
Таким образом, стоимость оказанной ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» ответчику услуги за период январь 2019 года - февраль 2021 года составляет 2210 рублей 22 копеек.
Исходя из изложенного, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что с Мальцевой Е.Ю. подлежит взысканию в пользу истца задолженность за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 2210 рублей 22 копеек. Расчет задолженности мировым судьей проверен. Вопреки доводам апелляционной жалобы, расчет задолженности произведен мировым судьей исходя из норматива потребления, действующих тарифов.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы мирового судьи правильными.
Поскольку действующим законодательством на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, довод ответчика о том, что истец с ним договор не заключал, является необоснованным.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг истца по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Факт осуществления Региональным оператором Орловской области ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов, в том числе и из дома по адресу: Орловская область, Орловский район. п.Зареченский, ул.Престижная, д.21, в спорный период нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения требований мировым судьей, фактически направлены на иную оценку доказательств, оцененных мировым судьей в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Учитывая, что выводы мирового судьи соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Таким образом, решение мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 15.07.2022 подлежат оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Мальцевой Е.Ю. – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 15.07.2022 по гражданскому делу по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Мальцевой Е.Ю. о взыскании задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мальцевой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.С.Самойлова
Полный текст апелляционного определения изготовлен 17.01.2023 г.