Дело № 2-221/2024
44RS0001-01-2023-003338-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2024 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой А.М., с участием представителя истца Мартынов А.В., представителя ответчика, а так же третьего лица – управление муниципальным и жилищным фондом администрации г. Костромы Сафронов И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гучаев А.Ю. к муниципальному образованию городской округ г. Кострома, в лице администрации г. Костромы, о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
Гучаев А.Ю., в лице представителя Мартынов А.В., обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указывает, c Гучаев А.Ю. на основании выписки из решения № от <дата> заключен договор найма служебного жилого помещения № от <дата> с заместителем начальника федерального учреждения « Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Васянович Светланой Анатольевной действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании доверенности. Предметом договора являлось жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 33 кв.м. Жилое помещение предоставлялось в связи с прохождением службы в войсковой части №. Полагает, что закон связывает право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на приватизацию жилья только в случае, если они занимают жилое помещение по договору социального найма. Истец обратился к администрации г. Костромы о передаче в собственность жилого помещения муниципального жилищного фонда. Ответом от <дата> истцу было отказано со ссылкой на отсутствие у последнего договора социального найма. В настоящее время с момента вселения истец проживает в указанной квартире, оплачивает коммунальные услуги. Таким образом, отказ в заключение договора социального найма ответчиком, нарушает нрава истца. Указывают, что какого-либо письменного соглашения, ограничивающего права истца в отношении указанного жилого помещения, не заключалось. На основании изложенного, просит, признать за Гучаев А.Ю. право пользования жилым помещением квартирой № общей площадью 33 кв. м. расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма жилого помещения, обязать администрацию г. Костромы заключить с Гучаев А.Ю. договор социального найма жилого помещения <адрес> обшей площадью 33 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
В дополнительных письменных пояснениях представитель истица так же указал, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21). разъяснил следующее. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, полагает, что служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. Ссылается так же на позицию, отраженную в обзоре Президиума Верховного Суда России от 20.11.2013 года, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года.
Истице в судебном заседании не участвовал, его представитель на основании доверенности Мартынов А.В. заявленные требования поддержал с учетом доводов изложенных в иске и дополнительных пояснениях, так же пояснил, что его доверить регистрации в <адрес> не имеет, зарегистрирован у родственников в Кабардино-Балкарии, поэтому и его личное дело военнослужащего находится в военном комиссариате данного субъекта Федерации, однако продолжает проживать в Костроме, поскольку на имя Гучаев А.Ю. продолжают приходить квитанции с платой за найм, полагают, что фактически сложившиеся отношения подтверждают право проживания его доверителя и право претендовать на заключение с ним договора социального найма.
Представитель ответчика, а так же третьего лица – управление муниципальным и жилищным фондом администрации <адрес> Сафронов И.Н. заявленные исковые требования не признал, поддержав позицию на отзыв на исковое заявление, с учетом дополнений от <дата>, согласно содержанию которых с собственником указанного жилого помещения (с муниципальным образованием городской округ <адрес>) Гучаев А.Ю. не был заключен договор социального найма или найма специализированного жилого помещения. Полагают, что каких-либо законных оснований пользования указанным жилым помещением у Гучаев А.Ю. на момент предъявления настоящих требований не имеется. При этом, Гучаев А.Ю. заявляет требования о признании права пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма и обязании администрацию города Костромы заключить договор социального найма жилого помещения. При этом, полагают, что предоставление жилого помещения по договору социального найма предшествует процедура постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что отнесено к компетенции органов местного самоуправления, подменять деятельность которых суд не вправе. Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № На момент предоставления Гучаев А.Ю. служебного жилого помещения на основании договора найма № от <дата> действовал приказ Министерства обороны РФ от <дата> № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений». Приложением № к указанному приказу Министра обороны РФ является Инструкция о предоставлении военнослужащим- гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ служебных жилых помещений. В соответствии с подпунктом б) пункта 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» после <дата> основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от егоимени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченногооргана местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например,администрации государственного унитарного предприятия, государственного илимуниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченномужилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированногожило помещения. Такое решение действующим от имени собственника жилого помещения органом местного самоуправления принято постановлением Администрации города Костромы № от <дата>, а впоследствии собственником жилого помещения постановлениями Главы <адрес> № от <дата>, № от <дата>. Порядок заключения договора найма служебного жилого помещения определен вышеуказанной Инструкцией МО РФ. При этом договор найма служебного жилого помещения заключается со структурным подразделением уполномоченного органа МО РФ. При этом понятие уполномоченного органа дано в пункте 2 Инструкции. Поэтому договор найма служебного жилого помещения заключен с представителем федерального учреждения «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ №42 от 26.01.2006 года. Истец с согласия собственника жилого помещения вселен в служебное жилое помещение и проживал в нем на условиях договора найма специализированного жилого помещения, договор исполнялся сторонами. Полагает, что ссылка истца на статью 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ в определении 01.03. 2012 года N 390-О-О и N 391-0-0, где указано, что норма статьи 7 Вводного закона призванная, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилищный фонд" ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 г.... распространение действия норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абз. 4, 7 п. 2). Полагают, что к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением нормы статьи 7 вводного закона не могут быть применены, поскольку на момент предоставления спорного жилого помещения, собственником определен статус специализированного жилищного фонда (служебное жилье), жилое помещение предоставлено для временного проживания на период службы в Вооруженных силах РФ. Таким образом, истец не приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма по основанию, установленному статьей 7 вводного закона. Следовательно, исключена возможность признания за истцом права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Указывают, что основанием возникновения права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма являются следующие юридические факты: акт органа местного самоуправления либо государственной власти о представлении жилого помещения на условиях договора социального найма категориям лиц, определенным жилищным законодательством и признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (статья 57 ЖК РФ); признание членом семьи нанимателя жилого помещения, используемого по договору социального найма (статьи 69, 70 ЖК РФ) либо проживание на законных основаниях в служебном помещении, ранее находившемся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления (статья 7 вводного закона). Полагают, что в настоящем споре таких фактов истцом не приведено и доказательств этому не представлено (статья 56 ГПК РФ). Так же указывают, что положения статьи 7 Вводного закона также не применимы к спорным правоотношениям, учитывая, что на момент передачи в муниципальную собственность жилого помещения ни истец, ни члены его семьи в спорной квартире не проживали. Поэтому, полагают, что несостоятельны в настоящем споре ссылки истца на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года, а также за второй квартал 2013 года.
Иные лица, участвующие в деле, до перерыва извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом, своих представителей для участяи в судебном заседании не направил.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или Законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно статье 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения (ст. 60 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 61 ЖК РФ пользование жилыми помещениями осуществляется в соответствии с договором социального найма жилого помещении, который в силу статьи 63 того же Кодекса заключается в письменной форме.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (ст. 62 ЖК РФ)
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества г. Костромы № от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – общей площадью 27,7 кв.м. принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию городской округ г. Кострома, на основании Постановления администрации г. Костромы от 11.04.2005 года № 1086 «о принятии в муниципальную собственность жилых домов в составе неприватизированных квартир в Костромской КЭЧ района», распоряжения Правительства РФ от <дата> №-р, приказа заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от <дата> № «об изменениях в реестре муниципальной собственности».
В соответствии с указанными нормативными актами, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, из федеральной собственности было передано в муниципальную собственность. Таким образом, с 2005 года собственником указанного жилого помещения является муниципальное образование городской округ город Кострома.
Из копии постановления администрации г. Костромы от <дата> № так же следует, что данное жилое помещение включено в число служебной жило площади и ранее было закреплено за Костромской КЭЧ района.
Из копии поквартирной карточки на <адрес>, а так же справок МКУ г. Костромы «ЦРГ» следует, что в названном жилом помещении были зарегистрированы Брайдт Н.И., как наниматель с <дата> по <дата>, Брайдт А.Ю., жена нанимателя, с <дата> по <дата>, ФИО1, сын нанимателя с <дата> по <дата>, Брайдт В.А., мать нанимателя, с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> по данному адресу никто зарегистрирован не был; с Верятин А.П., наниматель, с <дата> по <дата>, ФИО2, сын нанимателя, с <дата> по <дата>, ФИО3, сын нанимателя, с <дата> по <дата>, Верятина О.Е., жена нанимателя, с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> по данному адресу никто зарегистрирован не был; Шахбанов Ш.Ш., наниматель, с <дата> по <дата>, ФИО4, дочь нанимателя, с <дата> по <дата>, ФИО5, дочь нанимателя, с <дата> по <дата>, Шахбанова С.Ш., жена нанимателя, с <дата> по <дата>; с <дата> по данному адресу никто зарегистрирован.
Гучаев А.Ю., <дата> г.р., являлся военнослужащим, <дата> уволен с военной службы приказом в/ч 25953 № от <дата> (копия военного билета АК 0873873, копия приказа командира в/ч 71211 от <дата> №).
По ходатайству войсковой части № о вселении военнослужащего Гучаев А.Ю. в однокомнатную квартиру по адресу: Кострома, <адрес> за выездом Шахбанов Ш.Ш., в соответствии с решением № от <дата> с Гучаев А.Ю. ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заключен договор найма служебного жилого помещения № от <дата>, в соответствии с которым ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, действующее от имени собственника жилого помещения РФ, как наймодатель предоставляет нанимателю указанное служебное жилое помещение было предоставлено во временное пользование в связи с прохождением службы в войсковой части № (п. 1, 2 договора). В соответствии с разделом четвертым договора данный договор прекращается в том числе в связи с истечением срока действия контракта, по окончанию срока службы или переводом к новому месту службы. После расторжения договора или прекращения его в связи с истечением срока службы, переводом к иному месту службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Из позиции ответчика, в том числе изложенной в письменных пояснениях следует, что факт вселения в названную спорную квартиру истица Гучаев А.Ю. в связи с прохождением службы в рядах вооруженных сил РФ и законного проживания его с согласия собственника жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения в период службы в рядах вооруженных сил РФ ответчик не оспаривает.
Истец после увольнения из рядов вооруженных сил, как следует из позиции представленной суду, претендует на сохранение за найма права пользования данным жилым помещением, заявляет о признании данного права, при этом он ссылается на то обстоятельство, что длительное время каких-либо возражении или претензий со стороны ответчика (собственника) не поступало, а ему в том числе продолжали и продолжают приходить квитанция по оплате коммунальных платежей, включающие в себя плату за найм, которую он так же добросовестно оплачивает.
Факт выставления в квитанции счета на оплату за найм подтверждает копией квитанции за сентябрь 2021 года, а так же историей начисления платежей, а так же пояснениями в ответ на запрос суда от АО «ЕИРКЦ» от <дата>, в которых указано, что для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> – открыт лицевой счет 840200639 с сентября 2009 года по информации предосатвленной поставщиками услуг, в том числе по информации управления имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от <дата> № на имя Гучаев А.Ю., в названом письме так же указано, что названное жилое пмоещение на основании договора найма специализированного жилого помещения № от <дата> было предоставлено в качестве служебного Гучаев А.Ю., не смотря на тот факт, что последний не зарегистрирован по указанному адресу, договор найма не расторгнут, квартира в установленном порядке не переда наймодателю
Гучаев А.Ю. обращался в управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы с заявлением о передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, письмом от <дата> ему было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что не предоставлен документ, подтверждающий право пользование жилым помещением, поскольку представленный им документ – договор от <дата> заключен не собственником помещения.
На данные обстоятельства, как следует из позиции ответчика, они так же ссылаются при рассмотрении данного гражданского дела, полагая заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Гучаев А.Ю. о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> - и обязании заключить договор социального найма не имеется, поскольку суду не представлены доказательства предоставления спорной квартиры в установленном законом порядке на условиях социального найма, решения уполномоченным органом о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не принималось, данное жилье Гучаев А.Ю. на условиях социального найма не предоставлялось. Гучаев А.Ю., как следует из материалов дела вселен в данное жилое помещение в связи прохождением службы в служебное жилое помещение, которое такового статуса не утратило.
Это подтверждает, как тот факт, что собственно Гучаев А.Ю. оно предоставлено в связи с прохождением службы в вооруженных сила РФ, а так же ранее с момента передачи его в муниципальную собственность оно предоставлялось на условиях специализированного найма иным лицам, ранее зарегистрированным в данном жилом помещении, Брайдт Н.И. и членам его семьи, Верятин А.П. и члена его семьи, Шахбанов Ш.Ш. и член его семьи, что в том числе подтверждают представленные в материалы дела копии постановления от <дата> № администрации <адрес> о предоставлении по договору социального найма специализированного жилого помещения по адресу: <адрес> –Шахбанов Ш.Ш., копия договора найма специализированного жилого помещения № от <дата>, заключенного уполномоченным органом местного самоуправления с Шахбанов Ш.Ш., копии постановления от <дата> № главы городла <адрес> о предоставлении по договору социального найма специализированного жилого помещения по адресу: <адрес> –Верятин А.П., копия договора найма специализированного жилого помещения № от <дата>, заключенного уполномоченным органом местного самоуправления с Верятин А.П.
Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилищного помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Отсутствие регистрации жилого помещения в качестве служебного в органе, осуществляющем государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним, не свидетельствует о недействительности статуса служебного жилого помещения и не изменяет этого статуса.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 года N 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.
Однако вышеизложенное не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.
При этом Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, не подлежат применению к спорному правоотношению, поскольку указанные Правила были приняты после отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, перехода права на него в муниципальную собственность, в том числе, когда сведения об этом были внесены в ЕГРН, 14.10.2005 года.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
В силу ст. 93 ЖК РФ, действующего с 1 марта 2005 года, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах оснований считать, что Гучаев А.Ю. занимает спорное жилое помещение по договору социального найма, не имеется, поскольку это утверждение стороны истица не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Длительность проживания ответчика Гучаев А.Ю. в спорном жилом помещении и оплата им коммунальных услуг, в том числе за найм, в отсутствие документов, свидетельствующих о законности проживания именно на условиях социального найма с момента увольнения из вооруженных сил РФ, не имеют правообразующего значения и не порождают у него права на занимаемую квартиру на условиях социального найма.
Доводы представителя истица в дополнительных письменных пояснениях, что к спорным отношения подлежат применению положения ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в которой указано, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, так же не могут повлиять на вышеизложенные выводы суда об отсутствии оснований полагать, что Гучаев А.Ю. вселен был в жилое помещение и занимает его на условиях договора социального найма.
Конституционный Суд РФ, разъясняя правовую позицию, в определениях от 01.03.2012 года № 390-0-0 и № 391-0-0 указал, что оспариваемая норма (статья 7 Вводного закона) призванная, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 01.03.2005 года распространение действия норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абз. 4, 7 п. 2).
На основании изложенного, к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением нормы ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ не могут быть применены, поскольку на момент предоставления спорного жилого помещения, собственником определен статус специализированного жилищного фонда (общежитие), комната в общежитии предоставлена для временного проживания на период прохождения Гучаев А.Ю. службы, при этом Гучаев А.Ю. в спорное жилое помещение был вселен после передачи последнего в муниципальную собственность, и вселен именно в помещение которое собственником использовалось как жилое помещение специализированного жилищного фонда, по такому же назначению оно предоставлено самому истицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гучаев А.Ю. к муниципальному образованию городской округ г. Кострома, в лице администрации г. Костромы, о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ковунев А.В.