КОПИЯ
УИД 60RS0020-01-2024-000027-11 Дело № 2-334/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Тарасова П.А.,
при секретаре Ремневой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка-Псков» к П.О.В. о взыскании задолженности за перемещение и хранение задержанного транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Спецстоянка-Псков» обратилось в суд с иском к П.О.В., Н.И.А. о взыскании задолженности за перемещение и хранение задержанного транспортного средства с П.О.В. в размере 9 203,90 руб., с Н.И.А. в размере 124 848,48 руб., а также о взыскании с Н.И.А. расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 222 руб. и расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В обоснование иска указано, что 09.07.2023 сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Пскову было задержано транспортное средство «ВАЗ 21074», г.р.з. №, в связи с совершением П.О.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Собственником указанного транспортного средства является Н.И.А. 09.07.2023 в 04 часа 00 мин. транспортное средство было доставлено на специализированную стоянку ООО «Спецстоянка-Псков». Поскольку до настоящего времени транспортное средство хранится на специализированной стоянке, ООО «Спецстоянка-Псков» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по договору купли-продажи от 10.05.2023 Н.И.А. продал транспортное средство «ВАЗ 21074», г.р.з. № С.Д.П., а С.Д.П. по договору купли-продажи от 14.06.2023 продал указанное транспортное средство П.О.В.
Учитывая данное обстоятельство, истец представил отказ от иска в части требований к Н.И.А., одновременно в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования к П.О.В., просил взыскать с последнего заявленные по иску расходы за перемещение ТС в размере 4 898,18 руб. и расходы за хранение задержанного транспортного средства в сумме 129 153,60 руб., возместить судебные издержки.
На основании определения суда от 06.05.2024 производство по делу в части требований к Н.И.А. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца П.Ф.Ю. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав уточненные исковые требования в полном объеме.
Ответчик П.О.В. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела посредством телефонограммы, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении дела и возражений по иску не представил.
Третье лицо С.Д.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств в адрес суда не представил, ранее в ходе рассмотрения дела пояснял, что в мае 2023 года приобрел вышеуказанный автомобиль у Н.И.А., в июне 2023 года продал П.О.В.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.897 ГК РФ при безвозмездном хранении поклажедержатель обязан возместить хранителю произведённые им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
Согласно ст.906 ГК РФ правила гл. 47 ГК РФ «Хранение» применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.
Согласно ч.1 ст.27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Задержание транспортного средства, его помещение на специализированную стоянку и хранение относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу ч.10 ст.27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Согласно ч.11 ст.27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Из смысла указанных норм права следует, что удержание транспортного средства хранителем после дачи уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел разрешения на выдачу задержанного автомобиля не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с перемещением задержанного транспортного средства на спецстоянку и его хранением.
Следовательно, расходы на перемещение и хранение транспортного средства к издержкам в рамках дел об административных правонарушениях не относятся, так как возникают не в порядке применения мер обеспечения (задержание, запрещение эксплуатации), а в результате помещения автомобиля на спецстоянку и последующего его хранения, то есть в области гражданских правоотношений.
По окончании административного производства, когда отпала необходимость обеспечительной меры в виде задержания транспортного средства и автомобиль подлежит возврату его законному владельцу, возникают отношения по хранению имущества с его собственником, от волеизъявления которого зависит прекращение хранения автомобиля либо продолжение отношений по хранению в соответствующий период. При этом собственник транспортного средства несет обязательства по оплате такого хранения.
В соответствии со ст. 5 Закона Псковской области от 28.06.2012 № 1186-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (в редакции Закона Псковской области от 14.06.2017 N 1777-ОЗ) лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, установленным органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Взаимодействие уполномоченных должностных лиц с лицами, ответственными за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение на специализированной стоянке и возврат транспортных средств, осуществляется на основании соответствующих соглашений о взаимодействии (ст. 7 Закона области).
ООО «Спецстоянка-Псков» является специализированной стоянкой, местом хранения задержанных транспортных средств является: Псковский район, д. Неелово-2, ул. Юбилейная, д. 1-А.
Согласно Соглашению от 01.01.2016 о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, ОВД передает задержанное транспортное средство, а ООО «Спецстоянка-Псков» осуществляет их транспортировку, хранение на специализированной стоянке и выдачу. Данным соглашением определяются обязанности ООО «Спецстоянка-Псков» производить круглосуточный прием, транспортировку, хранение, учет и выдачу задержанных сотрудниками ОВД транспортных средств (л.д.27-28).
31.03.2021 между Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области и ООО «Спецстоянка-Псков» заключены договоры №1 и №2 на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и на осуществление деятельности по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке (л.д.29-33).
Судом установлено, что 09.07.2023 в 02 час. 50 мин. П.О.В. у дома №7 по ул. Харченко в г. Пскове при управлении автомобилем «ВАЗ 21074», г.р.з. №, был остановлен сотрудниками ГИБДД УВМД России по г. Пскову.
Транспортное средство «ВАЗ 21074», г.р.з. №, на основании протокола инспектора ДПС от 09.07.2023 было задержано (л.д.11) и в 04 час. 00 мин. помещено на специализированную стоянку, принадлежащую ООО «Спецстоянка-Псков», что подтверждается актом (л.д.13).
Основанием для задержания транспортного средства явилось совершение П.О.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (л.д.12).
04.12.2023 ООО «Спецстоянка-Псков» в адрес П.О.В. и Н.И.А. направлялись уведомления о доставлении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и о необходимости решения вопроса по дальнейшему хранению транспортного средства (л.д.16-20).
Согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи от 10.05.2023 Н.И.А. продал транспортное средство «ВАЗ 21074», г.р.з. № С.Д.П., а впоследствии С.Д.П. по договору купли-продажи от 14.06.2023 продал указанное транспортное средство П.О.В. (л.д.71, 95).
Таким образом, с момента задержания до настоящего времени транспортное средство находится на хранении на стоянке ООО «Спецстоянка-Псков», меры по возврату транспортного средства ответчиком, как лицом совершившим правонарушение и собственником автомобиля, не предприняты.
То обстоятельство, что согласно сведениям ГИБДД УМВД России по Псковской области транспортное средство снято с регистрационного учета 18.05.2023 на основании заявления предыдущего собственника Н.И.А. (л.д.53-54, 77-82), ответственность по оплате хранения автомобиля на спецстоянке с П.О.В. не снимает, поскольку доказательством, подтверждающим право собственности на автомобиль является договор купли-продажи, а пояснения предыдущих собственников транспортного средства Н.И.А. и С.Д.П. согласуются между собой.
По настоящему делу истец просит суд взыскать с П.О.В. задолженность за перемещение и хранение транспортного средства на основании Приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 27.10.2020 N 63-зтс «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Псковской области на 2020 - 2023 годы» с изменениями, внесенными Приказом Комитета от 15.04.2021 №17-зтс, согласно которому для транспортного средства категории «В» с 01.01.2023 размер платы за перемещение составляет 4 898,18 руб., тариф на хранение задержанного транспортного средства - 89,69 руб./час. (л.д.24-26).
С применением указанных тарифов истец добровольно снизил размер задолженности до 134 051,78 руб., просил взыскать с ответчика задолженность за хранение - 129 153,60 руб. за 60 дней хранения и 4 898,18 руб. за перемещение.
Соглашаясь с обоснованностью иска, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении №628-О от 23.04.2013, согласно которой положения ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи со статьями 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускали и не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с привлечением к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Поскольку из имеющихся материалов дела не следует, что ответчик П.О.В. каким-либо допустимым способом отказался от права собственности на транспортное средство, не объявил об этом, в связи с чем как лицо, управлявшее транспортным средством, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, не принял мер к получению транспортного средства со специализированной стоянки, что свидетельствует о его согласии с хранением транспортного средства на спецстоянке и возлагает обязанность возместить расходы за перемещение и хранение автомобиля как за период административного производства, так и за период после его окончания.
Таким образом, суд взыскивает с П.О.В. в пользу истца задолженность за перемещение транспортного средства - 4 898,18 руб. и за хранение транспортного средства - 129 153,60 руб., всего 134 051,78 руб.
Согласно пп.1 п.1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Истцом уплачена госпошлина в сумме 4 222 руб., что подтверждается платежным поручением №207 от 26.12.2023 (л.д.9), при этом исходя из цены иска 134 051,78 руб., необходимо было уплатить 3 881 руб., в связи с чем истцу подлежит возврату излишне уплаченная им госпошлина в размере 341 руб.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца уплаченную при подаче иска госпошлину в размере 3 881 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., подтвержденные документально: договором от 15.12.2023, заключенным между истцом и П.Ф.Ю., расходным кассовым ордером №48 от 15.12.2023 (л.д.34-36).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка-Псков» удовлетворить.
Взыскать с П.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Пскова, ИНН № в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка-Псков», ИНН 6027041301, задолженность за перемещение и хранение задержанного транспортного средства в размере 134 051,78 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 881 руб., услуг представителя в размере 10 000 руб., а всего 147 932,78 руб.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спецстоянка-Псков» излишне уплаченную им при подаче искового заявления в суд государственную пошлину в размере 341 руб. по платежному поручению №207 от 26.12.2023 на сумму 4 222 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ П.А. Тарасов
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2024 года.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья П.А. Тарасов