Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2023 г.
Дело № 2-1590/2023
УИД 33RS0006-01-2023-001751-23
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 октября 2023 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.,
с участием прокурора Шевченко А.А.,
при секретаре Андреевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Владимирской области «Вязниковская районная больница» об обязании организовать розничную торговлю лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Вязниковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Владимирской области «Вязниковская районная больница», в котором просит обязать организовать розничную торговлю лекарственными средствами в фельдшерско-акушерском пункте - структурном подразделения больницы в <адрес>.
В обоснование требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства о здравоохранении. В ходе проверки установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории Вязниковского района осуществляется ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» через свои структурные подразделения - амбулатории и ФАПы. На территории д. <адрес> аптечные учреждения отсутствуют, при этом дополнительным видом деятельности юридического лица является розничная торговля лекарственными препаратами. Межрайонной прокуратурой по фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГлавному врачу ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении. Вместе с тем, до настоящего времени ответ на указанное представление не поступил. Таким образом, учреждением здравоохранения меры к устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и недопущению их впредь не приняты, законные требования прокурора по обеспечению розничной торговли лекарственными препаратами в структурных подразделениях учреждения (ФАПов) до настоящего времени не исполнены, что противоречит нормам Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», влечет нарушение конституционных положений, регламентирующих право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Представитель Вязниковской межрайонной прокуратуры Шевченко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске обстоятельствам.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве пояснил, что для исполнения решения необходимы дополнительные затраты, а именно: приобретение базового набора лекарств в месяц на сумму 85 717 руб. для продажи лекарственных средств на ФАПе. ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» на данный момент находится в затруднительном финансовом положении, а именно: на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении имеется просроченная кредиторская задолженность на сумму 16 587,60 руб. Таким образом, чтобы организовать розничную торговлю лекарственными препаратами на ФАПах, необходимо погасить кредиторскую задолженность, после чего будет возможность изыскать денежные средства на приобретение базовой комплексации лекарственными препаратами ФАПов. В настоящее время в учреждении ведутся работы в программе СБИС маркировка для организации розничной торговли лекарственных препаратов на ФАПах. С учетом изложенного, прогнозы погашения основной части кредиторской задолженности составляют около 1 года 6 месяцев. Просят суд установить срок для исполнения решения не менее 1 года 6 месяцев.
Третье лицо Министерство здравоохранения администрации Владимирской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось, ходатайств не представило.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №323-Ф3) каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Статьями 4, 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч.5 ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста, лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 55 Федерального закона № 61-ФЗ).
Как следует из Устава ГБУЗ <адрес> «<адрес> больница», ФАП, расположенный в <адрес> <адрес>, является структурными подразделениями ответчика.
В соответствии с выпиской из реестра спорное структурное подразделение ответчика имеет действующие лицензии на осуществление работы и оказываемых услуг: отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения (л.д.25-30).
ДД.ММ.ГГГГ Вязниковской межрайонной прокуратурой в адрес главного врача ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о здравоохранении, связанных, в том числе с не обеспечением осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для населения указанными в лицензии фельдшерско-акушерскими пунктами (л.д.13-16).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» в ответ на представление представило сообщение, что в ходе рассмотрения представления установлено, что на основании Распоряжения Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации», утвержден перечень ФАПов, входящих в структуру ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» (Приложение №), в которых будет осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №. В этот перечень входят следующие ФАПы: <адрес>
Как следует из иска на территории д. <адрес> аптечные учреждения отсутствуют.
Анализ материалов гражданского дела позволяет суду придти к выводу о том, что розничная торговля лекарственными препаратами в ФАП не осуществляется, что влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающих на территории населенного пункта - в <адрес> и близлежащих к нему, не имеющим пункты первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Таким образом, поскольку в нарушение требований норм федерального законодательства ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» не организована розничная торговля лекарственными препаратами для населения через ФАП, на территории обслуживания которого отсутствуют аптечные пункты, чем гражданам не обеспечена гарантированная государством доступность оказания качественной медицинской помощи по месту жительства, то суд полагает обоснованными требования прокурора и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие персонала и оборудования, необходимого для осуществления фармацевтической деятельности, равно как и отсутствие в бюджете ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» денежных средств и наличие кредиторской задолженности не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требовании прокурора, поскольку данное нарушение является социально значимым и может повлиять на гарантированные Конституцией РФ права граждан Российской Федерации по здравоохранению.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что в целях организации розничной торговли в ФАПах необходимо соблюдения ряда процедур по приобретению базовой комплектации лекарственных средств, учитывая имеющуюся кредиторскую задолженность, суд считает возможным обязать ответчика организовать такую торговлю в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и соответствующим балансу прав интересов сторон.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░