№ 2-4605/2023
10RS0011-01-2023-005198-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Мончик Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смотрова О.Н. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности совершить действия,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он является инвалидом второй группы, в связи с чем, ему положена льгота по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 50%. Но выплата в полном объеме не производится. Квартира, в которой он проживает, находится в долевой собственности – <данные изъяты> доля в праве принадлежит ему, <данные изъяты> доля в праве – его племяннице. В квартире проживает он один и оплату производит один, племянница в квартире не проживает. Истец просит обязать ответчика производить ему выплату компенсации за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме за всю квартиру, выплатить сумму задолженности в размере <данные изъяты> руб.
К участию в деле в качестве третьего лица с учетом положений ст.43 ГПК РФ привлечена Смотрова О.В..
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Супранович А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении иска просила отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Истец зарегистрирован и проживет по указанному адресу, несет расходы по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Также судом установлено, что Смотрову О.Н. установлена инвалидность <данные изъяты> группы бессрочно.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением ответчика ему предоставлена данная компенсация и установлена выплата субсидии.
Между тем, истец в обоснование своих требований ссылается на тот факт, что ответчиком указанная выплата производится не в полном объеме.
Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу положений ст.17 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии со статьей 28.2 Закона № 181-ФЗ переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 № 323-П «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» установлен порядок предоставления, в том числе, указанной льготы (далее – Порядок № 323-П).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 323-П гражданам, обратившимся за получением компенсации, установленной Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», компенсация назначается на срок установления инвалидности.
Согласно пункту 3.4 Порядка № 323-П для определения размера компенсации Отделение использует сведения, представляемые управляющими организациями, ресурсоснабжающими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, которые получают плату за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), ежемесячно на основании соглашений (контрактов), заключаемых между Центром и указанными организациями.
В соответствии со ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия), предусмотренной статьей 159 ЖК РФ производится в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила). Методические рекомендации по применению Правил утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1037/пр/857 (далее- методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3 Правил).
Размер предоставляемой субсидии, согласно пункту 27 Правил, не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Согласно методическим рекомендациям размер предоставленной субсидии не должен превышать фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на заявителя. Фактические расходы на содержание и ремонт жилого помещения и отопление должны быть поделены между собственниками в соответствии с их долями собственности. Расходы, приходящиеся на собственника, незарегистрированного в данном жилом помещении, исключаются из фактических расходов на оплату рассматриваемого жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, предоставленной собственнику, зарегистрированному в данном жилом помещении.
Согласно представленным в материалы дела документам, расчет компенсации произведен ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» на основании сведений, предоставленных организациями ЖКХ, осуществляющими предоставление жилищных и коммунальных услуг.
При расчете размера субсидии учитываются выплачиваемые Смотрову О.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет размера субсидии в части оплаты услуг по отоплению (центральное отопление), взноса на капитальный ремонт и содержание жилого помещения производится с учетом сведений, содержащихся в ЕГРН о наличии в собственности Смотрова О.Н. <данные изъяты> доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что меры социальной поддержки в форме компенсации, а также субсидия предоставляются истцу в полном объеме в соответствии с вышеизложенным законодательством.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Смотрова О.Н. (<данные изъяты>) к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» (<данные изъяты>) о возложении обязанности совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2023.