Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13950/2020 от 27.11.2020

Судья: Топтунова Е.В. Дело № 33а-13950/2020 (2а-2418/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2020года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сивохина Д.А.

судей – Лазаревой М.А., Шабаевой Е.И.

при секретаре – Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Якунину С.Ф. о прекращении права на управление транспортными средствами, по апелляционной жалобе Якунина С.Ф. на решение Советского районного суда г.Самары от 24 сентября 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Советского района г.о.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Якунину С.Ф. о прекращении права на управление транспортными средствами - удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Якунина С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Обязать Якунина С.Ф. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> с целью аннулирования водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Якунину С.Ф., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области.

В ходе проверки установлено, что Якунин С.Ф. имеет водительское удостоверение , выданное ему ДД.ММ.ГГГГ, при этом согласно информации ГБУЗ «<данные изъяты>» Якунин С.Ф. состоит на учете с диагнозом, имеющим код , имеет противопоказание к управлению транспортными средствами. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у него медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств).

Считает, что управление административным ответчиком транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просил прекратить действие права на управление транспортными средствами у Якунина С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Обязать Якунина С.Ф. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> с целью аннулирования водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывает, что при получении водительского удостоверения в ДД.ММ.ГГГГ, комиссия его признала годным к управлению транспортным средством, ДТП за время вождения с ДД.ММ.ГГГГ у него не было и в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения он не задерживался.

В суд апелляционной инстанции административный ответчик не явился, извещен надлежащим образом.

Прокурор Валюткина С.Ш. в суде апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, полагает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как установлено в статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу положений статьи 24 Федерального закона N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Якунину С.Ф. было выдано водительское удостоверение со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным сведениям ГБУЗ «<данные изъяты>» Якунин С.Ф. состоит на учете в диспансере с ДД.ММ.ГГГГ - с диагнозом «<данные изъяты>», наблюдаемая ремиссия - 0, имеется противопоказание к управлению транспортным средством.

При этом, каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у Якунина С.Ф. стойкой ремиссии, суду не представлено, также как и не представлено заключение врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, о его выздоровлении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10:F10-F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

В соответствии с п. 2 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Согласно п. 12 указанного Порядка, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия у пациентов подтвержденной стойкой ремиссии, в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.

Данных, свидетельствующих о стойкой ремиссии заболевания у Якунина С.Ф. в настоящее время нет.

Поскольку Якунин С.Ф. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные прокурором административные исковые требования.

С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Также в суде апелляционной инстанции в качестве специалиста допрошена ФИО1, которая пояснила, что она является лечащим врачом – наркологом Якунина С.Ф., до настоящего времени административный ответчик состоит на учете в диспансере и ремиссии у него не имеется. Медицинские справки для получения водительских прав выдают фирмы без базы данных о лицах, состоящих на учете в наркологическом диспансере.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Советского районного суда г.Самары от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якунина С.Ф. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-13950/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Советского райрона г. Самара
Ответчики
Якунин С.Ф.
Другие
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области
ГБУЗ Самаркий областной наркологический диспансер
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.11.2020Передача дела судье
22.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее