ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2023 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при помощнике судьи Ворониной С.В.,
с участием представителя истца Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы по доверенности Шангутовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-453/2023 по иску Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы к Баранову Роману Владимировичу об обязании провести работы в соответствии с требованиями Правил благоустройства,
установил:
Управление по административно-техническому надзору администрации г.Тулы обратилось в суд с иском к Баранову Р.В. об обязании провести работы в соответствии с требованиями Правил благоустройства.
В обоснование исковых требований указало, что в целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства на территории муниципального образования г.Тула, на основании Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Тульской городской Думой утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г.Тула (решение от 31.01.2018 №47/1156). Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющими требования к состоянию благоустройства городских территорий, защиты окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города. Правила благоустройства помимо прочего, устанавливают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений. Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования г.Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула – Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 №45/1079. Управление имеет право требовать, в том числе в письменной форме, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений соблюдения Правил благоустройства, контролировать исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тульской области, в случае неисполнения выданных требований, в том числе в судебном порядке (подпункт 23 пункта 3.1. Положения). В рамках реализации вышеуказанных полномочий сотрудником Управления 14.09.2021 при обследовании территории Центрального территориального округа г.Тулы выявлен факт нарушения собственниками здания, расположенного по адресу: <адрес> (согласно плану БТИ лит В., II владение), требований Правил благоустройства, выразившийся в: шелушении штукатурного слоя цокольной части здания, шелушении лакокрасочного слоя стен, в том числе наличников окон. Вышеуказанный жилой дом в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Баранову Р.В. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ собственнику жилого дома было направлено требование №6888 об устранении выявленных нарушений Правил благоустройства, предоставлен срок на исполнение. В установленный срок требование Управления ответчиком не исполнено. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утвержденным представительным органом муниципального образования. Решением Тульской городской Думы от 29.09.2021 №27/578 утверждено Положение «О муниципальном контроле в сфере благоустройства». В соответствии со ст. 17 Положения о муниципальном контроле контрольные мероприятия могут проводиться без взаимодействия с контролируемым лицом в частности 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование. На основании задании №13 от ДД.ММ.ГГГГ на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, утвержденного начальном Управления, начальником сектора контроля по Центральному территориальному округу проведено выездное обследование в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований на территории города Тулы. По итогам контрольного мероприятия составлен акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериалов, в котором указано на нарушение собственником индивидуального жилого дома требований, установленных Правилами благоустройства, а именно п. 13.1.1., 13.1.3, 8.6.11, 8.6.14. В соответствии с подпунктом 2.10.2.1. Правил благоустройства, собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а если зданием является многоквартирный дом – собственники помещений в многоквартирном доме либо уполномоченные ими организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны обеспечить соблюдение требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, установленных приложением 13 к настоящим Правилам. Пунктом 8.6.11 Правил благоустройства установлено, что текущий, капитальный ремонт и окраска фасадов зданий, строений и сооружений, их содержание обеспечиваются самостоятельно либо посредством привлечения специализированных организаций следующими лицами: собственниками зданий, строений и сооружений – в отношении нежилых зданий, строений и сооружений, принадлежащих им на праве собственности (п. 8.6.11.1. Правил). Исходя из подпункта 2.10.2. Правил благоустройства, колористическое решение зданий и сооружений формируется с учетом концепции общего цветового решения застройки улиц и территории муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации г.Тулы. Масштаб цветовой композиции должен охватывать группу зданий или несколько групп зданий, стоящих рядом. Формирование цветовой композиции группы зданий должно происходить в единой теме. Цветовое решение фасадов – светлые или средне насыщенные тона, применяемые колера – коричневый, желтый, серый, белый, зеленый и их оттенки. Детали архитектурных ордеров фасадов, карнизы, наличники окон и дверей, порталы, балясины, скульптурные детали должны окрашиваться в белый цвет и выделяться на фоне стен. Пункт 1.6. Правил благоустройства, определяет фасад как наружную вертикальную поверхность здания или строения, сооружения. В зависимости от типа здания, строения сооружения, формы его архитектурного плана, расположения в архитектурно-пространственном окружении различают фасады: лицевой, дворовый и торцевой. Пунктом 13.1.3. Приложения №13 к Правилам благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а также организации обслуживающие жилищный фонд, обязаны: а) обеспечивать надлежащее содержание фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб); б) следить за состоянием всех элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях; в) своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их отдельных конструктивных элементов; г) поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах и ограждающих конструкциях зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели. Пункт 8.6.13. Правил благоустройства включает в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, следующие элементы: входные группы (ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), входы в подвальные помещения; цоколь здания; внешние поверхности стен, выступающие элементы фасадов (балконы, лоджии, эркеры, карнизы); кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, ограждающие решетки, выходы на кровлю; парапетные и оконные ограждения, решетки, металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов; стекла, рамы, балконные двери. Пункт 8.6.14. Правил благоустройства устанавливает, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается: наличие повреждений и/или разрушение поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие шелушений окраски, трещин, отслоившейся штукатурки и/или облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций; наличие загрязнений на поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие грязевых подтеков и/или пятен; отделка и окрашивание фасада и его элементов материалами, отличающимися по цвету от установленного для данного здания паспортом колористического решения или паспортом внешнего вида фасада здания (сооружения); частичная окраска фасадов. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Ответчик бесхозяйственно обращаясь со своим имуществом, совершил действия, запрещенные Правилами благоустройства, то есть нормативным правовым актом, действующим на территории муниципального образования г.Тула. Бездействие собственника здания, выразившееся в непроведении его ремонта, влечет ускорение процесса ветшания здания, а также отрицательно влечет на эстетический образ муниципального образования город Тула. Часть 2 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.)
Истец просит обязать Баранова Р.В. в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению штукатурного слоя цоколя здания, восстановлению лакокрасочного покрытия стен, в том числе наличников оконных проемов индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>).
В судебном заседании представитель истца Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы по доверенности ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что ответчик не устранил требования истца об устранении нарушений.
Ответчик Баранов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В целях улучшения благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Тула, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Тульской городской Думой утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула» (решение от ДД.ММ.ГГГГ №).
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Правила благоустройства помимо прочего, устанавливают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула - управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - Управление), которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Целью деятельности Управления является, в том числе, обеспечение соблюдения и исполнения физическими и юридическими лицами Правил благоустройства (пункт 2.1 (Положения).
Управление имеет право требовать, в том числе в письменной форме, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений соблюдения Правил благоустройства, контролировать исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тульской области, в случае неисполнения выданных требований, в том числе в судебном порядке (подпункт 23 пункта 3.1 Положения).
Пункт 1.6 Правил благоустройства, определяет фасад как наружную вертикальную поверхность здания или строения, сооружения. В зависимости от типа здания, строения, сооружения, формы его архитектурного плана, расположения в архитектурно-пространственном окружении различают фасады: лицевой (фасад здания, находящийся на линии застройки либо визуально связанный с открытыми городскими пространствами), дворовый (фасад здания, находящийся вне линии застройки и визуально не связанный с открытыми городскими пространствами) и торцевой (боковой фасад здания, который находится слева либо справа от лицевого фасада).
В рамках реализации вышеуказанных полномочий, в пределах предоставленной компетенции, сотрудником Управления ДД.ММ.ГГГГ при обследовании территории Центрального территориального округа г.Тулы выявлен факт нарушения собственниками здания, расположенного по адресу: <адрес> (согласно плану БТИ лит. В, II владение), требований Правил благоустройства, выразившихся в: шелушении штукатурного слоя цокольной части здания, шелушении лакокорасочного слоя стен, в том числе наличников окон.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования по правилам благоустройства от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей.
Вышеуказанный жилой дом в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Баранову Р.В.
ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Баранова Р.В. Управлением по административно-техническому надзору администрации г.Тулы направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению фасада здания по адресу: <адрес> (согласно плану БТИ лит. В, II владение) в надлежащее состояние путем проведения работ по: восстановлению штукаторуного слоя цоколя. Восстановлению лакокрасочного покрытия стен, в том числе оконных проемов.
Согласно отчету об отслеживании отправления Почта России, требование адресатом получено ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта выездного обследования Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выездное обследование проведено в соответствии с заданием на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес> начальником сектора контроля по Центральному территориальному округу управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы ФИО4 По результатам выездного обследования установлено: неудовлетворительное содержание фасада здания, выразившееся в наличии: шелушения штукатурного слоя цокольной части здания, шелушении лакокрасочного слоя стен, в том числе наличников окон, что является нарушением Правил благоустройства, а именно п. 13.1.1., 13.1.3., 8.6.11, 8.6.14.
Исходя из подпункта 2.10.2 Правил благоустройства, колористическое решение зданий и сооружений формируется с учетом концепции общего цветового решения застройки улиц и территории муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации города Тулы.
Масштаб цветовой композиции должен охватывать группу зданий или несколько групп зданий, стоящих рядом. Формирование цветовой композиции группы зданий должно происходить в единой теме.
Цветовое решение фасадов - светлые или средне насыщенные тона, применяемые колера - коричневый, желтый, серый, белый, зеленый и их оттенки. Детали архитектурных ордеров фасадов, карнизы, наличники окон и дверей, порталы, балясины, скульптурные детали должны окрашиваться в белый цвет и выделяться на фоне стен.
Пунктом 13.1.3 Приложения № 13 к Правилам благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а также организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны:
а) обеспечивать надлежащее содержание фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб);
б) следить за состоянием всех элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях;
в) своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их отдельных конструктивных элементов;
г) поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах и ограждающих конструкциях зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели.
Пункт 8.6.13 Правил благоустройства включает в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, следующие элементы:
- входные группы (ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), входы в подвальные помещения;
- цоколь здания;
- внешние поверхности стен, выступающие элементы фасадов (балконы, лоджии, эркеры, карнизы);
- кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, ограждающие решетки, выходы на кровлю;
- парапетные и оконные ограждения, решетки, металлическая отделка окон), балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;
- стекла, рамы, балконные двери.
Пункт 8.6.14 Правил благоустройства устанавливает, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается:
- наличие повреждений и/или разрушение поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие шелушений окраски, трещин, отслоившейся штукатурки и/или облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций;
- наличие загрязнений на поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие грязевых подтеков и/или пятен;
- отделка и окрашивание фасада и его элементов материалами, отличающимися по цвету от установленного для данного здания паспортом колористического решения или Паспортом внешнего вида фасада здания (сооружения);
- частичная окраска фасадов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т. п.).
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, а также обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание существо допущенного нарушения и объем предстоящей работы по восстановлению штукатурного слоя цоколя здания, восстановлению лакокорасочного покрытия стен, суд находит разумным установить срок исполнения настоящего решения – 30 дней со дня его (решения суда) вступления в законную силу.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы к Баранову Роману Владимировичу об обязании провести работы в соответствии с требованиями Правил благоустройства удовлетворить.
Обязать Баранова Романа Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС № в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению штукатурного слоя цоколя здания, восстановлению лакокрасочного покрытия стен, в том числе наличников оконных проемов индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.В. Самозванцева