Судья Салмина Е.С. Дело № 7-12-310/2020
Р Е Ш Е Н И Е
27 июля 2020 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Статус Прим» *** на постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 3 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Статус Прим»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 3 июня 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Статус Прим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе законным представителем ООО «Статус Прим» *** ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, в связи с тем, что требование прокурора было получено только 11 марта 2020 года, подлежало рассмотрению и было рассмотрено в месячный срок, а также ссылаясь на незаконность требования прокурора.
ООО «Статус Прим» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, его законный представитель либо защитник в судебное заседание не явились, в связи с чем судебное разбирательство произведено в отсутствие представителей указанного юридического лица.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Царевой М.Г., полагавшей постановление судьи законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными, прихожу к выводам о наличии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из представленных материалов дела следует, что 31 декабря 2019 года заместителем прокурора г. Дальнегорска в адрес директора ООО «Статус Прим» *** было вынесено представление об устранении нарушений Налогового кодекса РФ №. В указанном представлении заместитель прокурора, ссылаясь на наличие информации о задолженности ООО «Статус Прим» как налогового агента по перечислению налогов в бюджет в сумме 316112,71 рублей, потребовал безотлагательно рассмотреть представление, о времени и месте рассмотрения заблаговременно сообщить в прокуратуру; принять все необходимые меры к устранению нарушений действующего налогового законодательства и недопущению подобных нарушений впредь, погасить задолженность по налогу на физических лиц.
Указанное представление было направлено в адрес ООО «Статус Прим» 16 января 2020 года заказным почтовым отправлением, которое было возвращено 17 февраля 2020 года за истечением срока хранения.
11 марта 2020 года и.о. прокурором города Дальнегорска было вручено директору ООО «Статус Прим» *** требование предоставить ответ о результатах рассмотрения представления прокуратуры города от 31.12.2019 № в срок до 12 марта 2020 года.
12 марта 2020 года в прокуратуру г. Дальнегорска поступило извещение директора ООО «Статус Прим» о том, что рассмотрение представления от 31.12.2019 состоится 16 марта 2020 года, а 23 марта 2020 года – ответ этого же лица о том, что представление было рассмотрено, ООО «Статус Прим» деятельности не осуществляет, в связи с чем не начисляет заработную плату и не является налоговым агентом по перечислению НДФЛ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Статус Прим» дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что в установленные законом сроки – 17 февраля 2020 года и 12 марта 2020 года представление не было рассмотрено и ответ о результатах его рассмотрения не представлен.
Судья районного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, согласился с выводами прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела, и признал ООО «Статус Прим» виновным в нарушении сроков рассмотрения представления, а также сослался на то, что в установленные сроки меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Полагаю, что отраженные в постановлении судьи выводы основаны на неверном толковании норм законодательства.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 к полномочиям прокурора и его заместителя в случае установления факта нарушения закона, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, относится внесение представления об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, по смыслу указанных норм, орган (должностное лицо) соответствующей организации, получив требования прокурора, вытекающие из его полномочий, оформленные в виде представления, обязаны в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть данные требования, принять меры по устранению нарушений и сообщить прокурору о принятых мерах. При этом днем внесения представления следует считать дату фактического получения организацией этого представления.
То обстоятельство, что копия представления направлялась в ООО «Статус Прим» почтовым отправлением, возвращенным 17 февраля 2020 года без вручения, не может расцениваться как неисполнение представления, поскольку фактически о наличии требований прокурора указанной организации известно не было. Оснований полагать, что должностные лица ООО «Статус Прим» умышленно уклонялись от получения представления прокурора, материалы дела не содержат.
Между тем, статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность только за умышленное невыполнение требований прокурора.
Фактически представление прокурора получено директором ООО «Статус Прим» только 11 марта 2020 года, в связи с чем требование предоставить ответ о результатах рассмотрения указанного представления в срок до 12 марта 2020 года противоречит положениям части 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1, в связи с чем не может быть признано законным. Кроме того, учитывая требование прокурора о заблаговременном извещении о времени и месте рассмотрения представления, указанный срок предоставления ответа объективно являлся и невыполнимым.
При данных обстоятельствах оснований для выводов об умышленном нарушении ООО «Статус Прим» сроков рассмотрения представления прокурора не имелось.
Что касается выводов судьи районного суда о том, что в установленные представлением сроки ООО «Статус Прим» не были приняты меры к устранению выявленных нарушений, они выходят за пределы административного правонарушения, указанного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, что противоречит положениям части 1 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, а обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.
Порядок взыскания налоговой задолженности с юридических определен Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (статьи 46, 47 НК РФ) взыскание указанной задолженности производится принудительно на основании решений налогового органа, выносимых с соблюдением установленной законодательством процедуры, либо решения суда.
Представление прокурора, устанавливающее обязанность ООО «Статус Прим» добровольно уплатить налоговую задолженность, наличие которой юридическое лицо отрицает, противоречит указанным нормам и положениям пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1, согласно которым при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Более того, представленные материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих изложенные в представлении прокурора выводы о задолженности ООО «Статус Прим» по перечислению налогов в бюджет, что также оставлено судьей без внимания.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу законного представителя ООО «Статус Прим» *** удовлетворить.
Постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 3 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Статус Прим» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.В. Фаленчи