Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3940/2023 от 28.02.2023

Судья: Энгель А.А. адм.дело № 33а-3940/2023

(№ 2а-362/2023)

                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 марта 2023 г.                      г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.

судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Советникова Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 января 2023 г. по административному делу № 2а-362/2023 по административному иску Советникова Ю.В. к ФКУ "Военный комиссариат Самарской области" военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области о признании незаконными действии по призыву на военную службу в ходе частичной мобилизации,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

установила:

Советников Ю.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, 15-ой отдельной гвардейской мотострелковой Александрийской бригаде (миротворческая) в/ч о признании незаконными действии по призыву на военную службу в ходе частичной мобилизации.

В обоснование административного иска административный истец указал, что 20.10.2022 Советников Ю.В. призван в ряды ВС РФ по мобилизации.

При проведении мобилизационных мероприятий не сообщил об имеющихся заболеваниях, которые, по мнению Советникова Ю.В., являются основанием для признания его не годным (временно не годным) к военной службе по мобилизации. При нахождении в воинской части Советниковым Ю.В. составлен рапорт на имя командира роты о проведении в отношении него освидетельствования, которое на момент рассмотрения дела не проведено.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив административные исковые требования, административный истец просил суд признать его не годным (временно не годным) к военной службе по мобилизации; вернуть приобретенную 21 год назад должность и ВУС, которым Советников Ю.В. обучался и служил в течение двух лет срочной службы (1999-2001 г.).

17.11.2022 15-ая отдельная гвардейская мотострелковая Александрийская бригада (миротворческая) в/ч исключена из административных ответчиков (т. 1 л.д. 91 оборот).

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 января 2023 г. в удовлетворении административного иска Советникова Ю.В. отказано (т. 1 л.д. 192-197).

В апелляционной жалобе Советников Ю.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить (т. 1 л.д. 205-209).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представмитель административного истца по доверенности Булала А.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Самарской области по доверенности Галкина А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда законно и обоснованно.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 5\61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службы» Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Советников Ю.В., в период 1999-2001 года проходил военную службу по призыву в рядах ВС РФ, после прохождения военной службы находился в мобилизационном запасе.

20.10.2022 Советников Ю.В. призван в ряды ВС РФ по мобилизации.

20.10.2022 в отношении Советникова Ю.В. принято решение призывной комиссии по мобилизации г.о. Тольятти (протокол от 20.10.2022), вынесенное в соответствии с положениями Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Приказом от 23.10.2022 Советников Ю.В. зачислен в войсковую часть.

Определением Центрального районного суда г. Тольятти 17.11.2022 назначена военно-врачебная экспертиза в отношении Советникова Ю.В. Проведение военно-врачебной экспертизы в условиях стационара поручено ФГБУ «426ВГ» МО РФ (т. 1 л.д. 95-96).

В результате обследования Советникова Ю.В. в ФГБУ «426ВГ» МО РФ на основании жалоб на повышение <данные изъяты>, 19.12.2022 выставлен окончательный диагноз: <данные изъяты> На основании ст.43-в, 42-г, 13-д Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565) и требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан (Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 770): «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 20.12.2022 Советников Ю.В. на основании Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) и требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан (Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 770): «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (т. 1 л.д. 144-145).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции принял во внимание заболевания административного истца, выявленные после призвания его на военную службу, приобретенные им до мобилизации, которые имели длительный период развития, указал, что к нарушению функций органов не привили и на категорию установленной годности к военной службе не влияют. В связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требования о признании незаконными решения о призыве Советникова Ю.В. на военную службу в ходе частичной мобилизации в связи с не годностью (временной негодностью) к прохождения военной службы, вынесенное призывной комиссией по мобилизации городского округа Тольятти 20.10.2022 года в соответствии с положениями Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" при наличии полномочий и с соблюдением установленного порядка, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Советникова Ю.В., поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1).

Согласно п. 2 ст. 1 Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 указанного Закона 8 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ст. 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, - должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 852, Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы) (п. 4).

Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации: б) в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

20.10.2022 в отношении Советникова Ю.В. принято решение призывной комиссии по мобилизации г.о. Тольятти (протокол от 20.10.2022), вынесенное в соответствии с положениями Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Таким образом, решение о призыве по мобилизации принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Основанием для освобождения от прохождения военной службы по мобилизации является признание его негодным к военной службе (категория годности «Д»), или для предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с признанием временно негодным к военной службе (категория годности «Г») по графе III Расписания болезней.

Судебной коллегий не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что при призыве на воинскую службу по мобилизации медицинского осмотра, медицинского освидетельствования и прохождения военно-врачебной комиссии на предмет наличия заболеваний и определения годности истца к военной службе не проводилось.

Как следует из пункта б части 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Запас Вооруженных Сил РФ создается, в частности, из числа граждан уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 52 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащий, призванный на военную службу по мобилизации и прибывших к месту прохождения военной службы, может пройти медицинский осмотр с целью исключения увечья, заболеваний, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, проводится силами медицинской службы воинской части (п. 24 Методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по Мобилизации, утвержденная Первым заместителем Министры обороны Российской Федерации Цаликовым Р. от 25.09.2022 года – далее Методика).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в редакции от 24 сентября 2022 года) "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования указанными выше лицами определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о ВВЭ).

В силу пункта 70 Положение о ВВЭ граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (пункт 75).

При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.

Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.

Как следует из материалов административного дела, не оспаривается сторонами, Советников Ю.В. при увольнении в запас признан годным к военной службе, установлена категория годности А.

Доказательств не согласия Советникова Ю.В. установленной категории материалы административного дела не содержат.

Судом первой инстанции была исследован выписной эпикриз урологического отделения ГБУЗ СО «Тольяттинская клиническая больница » от 28.09.2015 г., из которого следует, что в сентябре 2015 года у Советникова Ю.В. выявлена <данные изъяты>, которая после лечения не рецидивировала (л.д.25-26). Иных доказательств обращения за медицинской помощью, изменениясостоянию здоровью, прохождения амбулатороного либо стационарного лечения материалы дела не содержат.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Советников Ю.В. на протяжении 18 лет работает на АО «<данные изъяты>» в должности рихтовщика производства сварки кузовов с вибрационными инструментами (шлифовальная вибрационная машинка), вместе с тем, доказательств того, что Советников Ю.В. при прохождении ежегодных медицинских комиссий на работе высказывал жалобы на состояние здоровья, не представлено. В профцентре не обследовался, профессиональное заболевание не устанавливалось.

Как следует из материалов административного дела, Советников Ю.В. с жалобами на состояние здоровья, изменение состояния здоровья при проведении мобилизации к медицинскому работнику не обращался.

На момент призыва административного истца по мобилизации в связи отсутствием у Советникова Ю.В. жалоб на состояние здоровья, изменение состояния здоровья, в том числе подтвержденных медицинской документацией, оснований для направления Советникова Ю.В. на медицинское освидетельствование не имелось. Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что бездействия призывной комиссии не допущено, оснований для признания Советникова Ю.В. не годным (временно не годным) к военной службе по мобилизации с учетом фактических обстоятельств дела, положений ст.18 Федерального закона от 26.02.1997 331-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 24.09.2022 N 664 (ред. от 05.10.2022) "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации" не имеется.

Поскольку в период проведения мобилизации подлежат призыву граждане по категория А, Б, В решение призывной комиссии соответствует требованиям законодательства.

При этом суд учитывает, что в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащий, призванный на военную службу по мобилизации и прибывший к месту прохождения военной службы, может пройти медицинский осмотр с целью исключения увечья, заболеваний, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, проводится силами медицинской службы воинской части (п. 24 Методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по Мобилизации, утвержденная Первым заместителем Министры обороны Российской Федерации Цаликовым Р. от 25.09.2022 года – далее Методика).

При выявлении по результатам медицинского осмотра у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации и прибывшего в воинскую часть, увечья, заболевания, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, начальник медицинской службы воинской части письменно докладывает командиру (начальнику) о необходимости направления данного гражданина в военно-медицинскую организацию, в соответствии с территориальной системой медицинского обеспечения, для проведения медицинского обследования и, при необходимости, медицинского освидетельствования (п. 25 Методики).

Из материалов административного дела следует, что при нахождении в воинской части Советниковым Ю.В. был составлен рапорт на имя командира роты о проведении в отношении него освидетельствования. По указанному раппорту Советников Ю.В. неоднократно доставлялся в ФГБУ «426ВГ» МО РФ, в котором проводились обследования. В ФГБУ «426ВГ» МО РФ Советников Ю.В. осмотрен травматологом и неврологом, заболеваний, предусматривающих не годность к военной службе не выявлено. При обследовании в ФГБУ «426ВГ» МО РФ данных за мочекаменную болезнь не получено, признаков приелонефрита не выявлено. Из выписки из истории болезни усматривается, что Советникову Ю.В. проведено полное обследование, в том числе рентгенография позвоночника, УЗИ органов брюшной полости, ФГДС (проведено лечение). Заболеваний, предусматривающих не годность к военной службе не выявлено.

Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 20.12.2022 Советников Ю.В. на основании Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) и требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан (Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 770): «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д.144-145).

Судебной коллегия полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в проведении дополнительной судебно-медицинской экспертизы по определению его годности к военной службе, с учетом выявленных заболеваний и проведенных дополнительных обследований, поскольку правовых основания для ее назначения отсутствуют, что заключение не содержат клинический диагноз и требуют дельнейшей интерпретации лечащим врачом, кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в настоящее время Совестников Ю.В. является военнослужащим, установление ему категории годности «В», с которой не согласен административный истец, определено ему как военнослужащему.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии лицензии ФГБУ «426 военный госпиталь» Минобороны России на проведении судебных экспертиз, судебной коллегий отклоняется. Согласно приложениям к лицензии ФС-63-01-001588 от 23.07.2020 ФГБУ «426 военный госпиталь» Минобороны России имеет право на проведение военно-врачебной экспертизы.

Судебной коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что пункту 1 приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе Советников Ю.В. относится к лицам, указанным в III графе, поскольку призван на военную службу по мобилизации, зачислен в воинскую часть, в связи с чем, имеет статус военнослужащего.

Согласно пункту 1 приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе граждане, проходящие или прошедшие военную службу по контракту, офицеры запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, не проходившие военную службу по контракту, при поступлении их на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве, граждане, прошедшие военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, прошедшие военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовки офицеров запаса и завершающие обучение в образовательной организации, при проведении мероприятий, предшествующих выпуску отнесены к III графе.

В соответствии с пунктом 2 Указа осуществляется призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части не соответствуют требования законодательства.

Судебной коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении требований вернуть приобретенную 21 год назад должность и ВУС (военную учетную специальность), которым Советников Ю.В. обучался и служил в течение двух лет срочной службы (1999-2001 г.), поскольку наименование должности и военно-учетной специальности Совестникова Ю.В., указанные в военном билете соответствуют сведениям учетной карточки к военному билету (л.д.18,151) Сведений, что административному истцу присвоена иная должность и военная учетная специальность данные документы не содержат.

Учитывая, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Советникова Ю.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-3940/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Центрального района г. Тольятти
Военная прокуратура Самарского гарнизона
Советников Ю.В.
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Самарской области
военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области
Другие
ФГБУ 426ВГ МО РФ
Советникова Т.А.
Администрация г.о. Тольятти
Булала А.М.
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.02.2023Передача дела судье
09.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее